Уже в наши дни полотно Жана-Леона Жерома вдохновило кинорежиссера Ридли Скотта снять блокбастер «Гладиатор», в котором император Коммод показывает этот жест, наполненный неверным содержанием.
Кажется, никто не оспаривает жестов самих гладиаторов. Современный немецкий историк Хельмут Хефлинг (Helmut Höfling) пишет о побежденном гладиаторе, который, не желая больше сражаться, «отбрасывал щит и оружие в сторону, ложился на спину и просил о пощаде, поднимая левую руку и вытягивая большой или указательный палец». Иначе дело обстоит с жестами зрителей.
А вот такой знаток античности, как французский историк и археолог Жером Каркопино (Jérôme Carcopino) в книге «Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей империи» (La Vie quotidienne à Rome à l’apogée de l’Empire), впервые изданной в 1939 году, указывал, когда толпе «казалось, что побежденный защищался что было сил, зрители махали своими платками, поднимали в воздух палец и кричали: mitte! (отпусти его!). Если император был согласен с их пожеланием и, как и они, поднимал большой палец вверх, побежденный был прощен и отпущен с арены живым: missus.
Если же зрители, напротив, считали, что побежденный заслужил поражение своей робостью, они отпускали палец вниз и кричали: iugula (режь!). И император преспокойно, опустив большой палец вниз, pollice verso, распоряжался о заклании поверженного гладиатора, и тому не оставалось ничего другого, как подставить горло для coup de grâce («удара милосердия» ) победителя».
«Эти-то вот трубачи, завсегдатаи бывшие разных мелких арен, в городах известные всем как горланы, — зрелища сами дают и по знаку условному черни, ей угождая, любого убьют, а с игр возвратившись, уличный нужник на откуп берут; скупили бы все уж!» (Ювенал. «Сатиры», III, 36).
В оригинале у римского сатирика сказано про pollice verso - «повернутый большой палец», но в какую сторону он повернут — можно лишь догадываться. Более вероятно, когда зрители выражали желание добить поверженного гладиатора, они распрямляли большой палец, а если хотели помиловать, то убирали его внутрь ладони - pollice compresso - «сжатый большой палец», показывая кулак.
Как уже говорилось, только император мог подать знак о даровании милости или смерти «идущих на смерть», как представлялись сами гладиаторы перед схваткой. Если император простирал свою руку с раскрытой ладонью, то гладиатору была дарована жизнь, если император сжимал ладонь в кулак — это значило, что с проигравшим было покончено и его следует убить. В случае ослушания (если один из гладиаторов убивал поверженного противника до императорского волеизъявления) над провинившимся гладиатором устраивали судебный процесс, как в случае рядового убийства.
Нет комментариев