И, разумеется, сам принцип движения. Вот что по поводу замысла Телешова сказал советский авиаконструктор Виктор Болховитинов, под чьим руководством был создан первый советский ракетный истребитель БИ-1:
«Оригинальность проектов Телешова заключается в том, что конструктор пришел к мысли о создании силы тяги для своего аппарата с помощью реактивного двигателя. Конечно, предложенная им силовая установка, если подходить к ней с позиций сегодняшнего дня, несовершенна. Но интересно и важно то, что уже в то время русские изобретатели обращались к возможности использования реактивной силы отбрасываемых продуктов сгорания».
Болховитинов сказал это уже после Второй Мировой войны, когда всем уже было ясно, что реактивный двигатель, придуманный Телешовым, сильно уступает и ракетным, и турбореактивным.
Дело в том, что в 1867 г. Николай Афанасьевич разработал то, что потом назовут ПуВРД. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Причём классической компоновки. Более того — в век угля и пара Телешов задумался о принципиально новом горючем для своего двигателя. И предложил некое «минеральное масло», оно же «фотоген». Именно так в те времена называли керосин. Пары которого должны были воспламеняться электрической батареей: «Как только произойдёт контакт, смесь минерального масла и воздуха воспламенится, и возросшее давление заставит смесь выходить через отверстие с переменной скоростью. Это образует силу отдачи, которая и будет двигать аппарат».
Здесь нет ничего сверхъестественного. Ничего прожектёрского. Создать подобный двигатель можно было и в XIX столетии. И он бы работал. Другое дело, что поднять махину на 120 пассажирских мест он вряд ли смог бы.
А вот что-то полегче — запросто. В конце концов, есть веские основания предполагать, что ПуВРД Телешова стал прототипом единственного серийно выпускавшегося двигателя этого типа. Собственно, в серию его и пустили только по той причине, что доступность и простота в изготовлении искупали все прочие недостатки. Стоял этот двигатель на первой в мире крылатой ракете, которая называлась А-2. Или, как нам привычнее — Фау-1.
О том, как именно попали разработки Телешова в распоряжение Пауля Шмидта — конструктора двигателя для Фау-1 — есть несколько мнений. Романтики настаивают на том, что проектная документация была изъята немцами во время победоносной для них Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. Скептики настаивают, что немцам не было надобности ничего изымать — Телешов в 1867 г. получил патент не только во Франции, но и в Германии. В любом случае стоит прислушаться к мнению газеты «Красная Звезда» от 2 июня 1960 года: «Принцип действия пульсирующих двигателей русских изобретателей Н. Телешова и В. Караводина был использован в Германии при создании двигателей для самолетов-снарядов типа Фау-1».
http://www.aif.ru/society/history/reaktivnyy_samolyot_xix_v_russkiy_artillerist_operedil_vremya_na_100_let?utm_source=aif&utm_medium=free&utm_campaign=main
______________________________
pilgrim
https://cont.ws/@pilgrimxx/776158
#АвиацияРоссии #личности
Нет комментариев