Адольфас Раманаускас Ванагас
Но звучат и голоса в защиту писательницы. Самый громкий и влиятельный со стороны поэта, переводчика, литературоведа, диссидента Томаса Venclovy. Голоса эти напоминают об очевидных вещах: если Литва действительно является демократической, это значит, что должна иметь место свобода слова. Высказывание – это нонсенс? Пусть дадут ответ историки, укажут, в чем ошибка или манипуляция. Устраивать охоту на ведьм, уничтожение книг (не имеющих даже отношение к теме спорной проблематики!) не вмещается ни в какие рамки и не идет на пользу обществу.Однако голоса противников звучат громче голосов защитников.ПокаяниеВанагайте уже 29 октября отозвала своё заявление с обвинением Ramanauskasa. Говорит, что поняла ошибку, когда прочитала интервью с историком Dariusem Juodisem – одну из немногих действительно взвешенных, а не агрессивные реакций на ее комментарий. Беседа должна была открыть ей глаза и на тот факт, что „Vanagas” никогда не сотрудничал с советскими службами, и на то, что он действительно был подвергнут жестоким пыткам. Писательница, которая была так уверена в своей правоте, благодаря документам, подтверждающим ее выводы, теперь говорит, что поняла, что имела дело с фальшивками. И уверяет, что не хотела ни обидеть литовцев, ни спровоцировать скандал.Заявление звучит неискренне, от начала и до конца. Вы не можете быть публичным человеком в Литве и не знать, что удар по партизанам сразу же встретит яростную реакцию правых консерваторов. В голове не укладывается, что исследовательница – даже непрофессиональная – событий в Литве после 1941 года не знала, какими методами могли пользоваться в МГБ против командиров антисоветских формирований. В открытом письме Vanagaitė содержится лишь уверение, что автор не хотела потерять своих книг. Может быть он намеревалась вернуть их столь поспешной самокритикой?Так не получится.Тень КремляТем более, что вопрос приобрел международное измерение. На защиту писательницы, которая сделала так много для озвучивания правды о Холокосте в Литве, встал Европейский Еврейский Конгресс. В его обращении Vanagaitė получила наименование „смелой женщиной, голос которой необходима для того, чтобы литовцы оказались лицом к лицу с собственным прошлым, которая должна быть похвалена, а не поругана”.Литовские СМИ, информируя об обращении, сосредотачиваются на том, что, начиная с 2007 года, во главе Конгресса стоит Вячеслав Моше Кантор, российский гражданин и миллиардер, имеющий „неясные связи с Кремлем”. Теория заговора готова. И вновь слово берет глава правительства в Вильнюсе, объявляющий, что, если речь идет об отношениях с еврейской общиной, исследовании и увековечении истории Холокоста, его страна не имеет никаких претензий. А Laurynas Kasčiūnas, парламентарий-консерватор и член комитета по вопросам государственной безопасности, заявляет в своем профиле на Facebook: речь шла не о дешевой сенсации, чтобы благодаря скандалу лучше продать новую книгу. Это рассчитанный на десятилетия заговор враждебной державы, целью которого является превращение литовцев в изгоев международного сообщества, не только ошельмовав их героев, но и оспорив сам смысл литовской независимости.Понятно, что в таких условиях книги Vanagaitė не имеют шансов на то, чтобы покинуть склад в Каунасе, куда их поспешно свезли. Что еще хуже, похоронен и так небольшой шанс на то, что проблема литовских „проклятых солдат” стала бы в обозримом будущем темой серьезной дискуссии. Дискуссии историков, но выходящей за их узкий круг, и не сводящейся к жонглированию стереотипами, обвинениями и клише, сводящими все к примитивной пропаганде в пользу «сами знаете кого».Культ, построенный на костяхУже сегодня такие обвинения обязательно следуют, особенно когда кто-то из ученых осмеливается выйти за пределы повествования о несгибаемых борцах за свободу. Повествование, что тут скрывать, о борьбе добра со злом.– „Война после войны” – как называют в Литве период функционирования антикоммунистического подполья, сыграла большую роль в формировании национального сознания этнических литовцев даже большее, чем вторая мировая война, – уверяет меня Arūnas Bubnys, историк из Центра Исследований Геноцида и Сопротивления жителей Литвы, ведущий литовский исследователь этого периода. – Это была война народная, национальная, которая велась хорошо организованными отрядами, которые насчитывали в общей сложности 50 тысяч человек.
Нет комментариев