Балалайка – старинный и самый узнаваемый русский музыкальный инструмент.
Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси,
продолжив традиции древнерусского струнного щипкового
инструмента – домры. Балалайка придумана и
распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу бал- (*b
h ā) – звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать" (в
восточнославянских диалектах также – "шутить"), как в словах баламут,
балабол, балагур, балакарь и др. Название прямо указывает на основное
назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать
человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Само слово балалайка
впервые упоминается в московских и симбирских хрониках XVII века.
В последующие века балалайка становится самым популярным и часто
упоминаемым русским музыкальным инструментом в
письменных, изобразительных и фольклорных источниках.
Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий.
Образ и конструкция инструмента создавались на почве сложившихся к концу
XVI века русских традиций производства струнных щипковых инструментов.
Немаловажную роль в этом процессе сыграли и постоянные наблюдения за
музыкальной культурой азиатских и, позже, европейских соседей.
Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный
гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков получил распространение и, в
последующем, утвердился в качестве доминирующего вариант балалайки с
характерными треугольными очертаниями. Множество
региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть
до конца XIX века в народе бытовало несколько
разновидностей балалаек – от небольших инструментов с овальным
корпусом до средних по размеру образцов с треугольным корпусом и длинным
грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до
шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде
крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого,
известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской
знати, в частности, при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а так же в
культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и
др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей и не ослабевала
вплоть до второй половины XX века.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев