Верста. По мнению многих
историков и лингвистов, это слово происходит от глагола "верстать",
означающего "распределять", "уравнивать", "уравнивать путем сравнения".
Отсюда появились такие слова и выражения как "сверстник" (однолеток),
"тяглом верстаться", "он не верста тебе" и т.п. Таким образом "верста" в
общем смысле слова означает нечто такое, по чему следует равняться,
меру выровненную, определенную.
Верста упоминается в летописях еще за 1097 год. Она содержала в
себе 750 сажень. Другое название версты — "поприще". О том, что "верста"
и "поприще" выражают одно и то же число, свидетельствуют различные
источники: в Ипатьевской летописи сообщается, что в 1167 г. смоляне
начали встречать князя Ростислава за 300 поприщ от города, а в
Воскресенском списке летописи — за 300 верст. Из уточненного Б.А.
Рыбаковым значения сажени — 1,52 м. следует, что
1 верста = 1,52 * 750 = 1140 метров.
Сажень. Эта мера длины упоминается еще в "Слове о зачале
Киево-Печерского монастыря" летописца Нестора, где за 1017 г.
сообщается, что инок Илларион "искона себе печерку малу дву сажен".
Наименование "сажень" происходит от глагола "сягать" ("досягать",
"досягаемый"), и смысл его может быть наглядно проиллюстрирован примером
косой сажени, которая представляла собой расстояние между подошвой
левой ноги и концом вытянутого вверх среднего пальца правой руки,
реально воспроизводя таким образом предел досягаемости для человека,
стоящего на земле.
Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла
находка в г. Тмутаракани камня, на котором была высечена славянскими
буквами надпись: "В лето 6576 (1068 г.) индикта 6 дня, Глеб князь мерил
море по леду от Тмутаракана до Кърчева 10000 и 4000 сажен". Из сравнения
этого результата с измерениями топографов получено значение сажени
151,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и
значение русских народных мер. [см. приложения].
Сажень, представлявшая наиболее крупную овеществленную единицу
длины (существовали мерные веревки, длина которых была равна сажени)
получила широкое применение преимущественно при измерении расстояний и в
строительстве.
Локоть. Это наименование объясняется тем, что по
происхождению данная мера представляла длину локтя — расстояние по
прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки.
Впервые локоть как мера длины упоминается в "Русской правде" Ярослава
Мудрого: "мостнику, помостивше мост, взяти от дела, от десяти лакот
ногата".
Значение древнерусского локтя 10.25-10.5 вершков (в среднем
приблизительно 46-47 см) было получено из сравнения измерений в
Иерусалимском храме, выполненных игуменом Даниилом, и более поздних
измерений тех же размеров в точной копии этого храма — в главном храме
Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре (XVII в).
Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру.
В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной
мерой. В крупной оптовой торговле локоть сохранял свое значение в
качестве контрольной меры, т.к. был неудобен для измерений. Полотно,
сукно и пр. поступали в виде больших отрезов — "поставов", длина которых
в разное время и в разных местах колебалась от 30 до 60 локтей. Но в
конкретное время и в данном месте она имела вполне определенное
значение.
Пядь. У наших предков слово "пядь" означало кисть руки.
Первоначально под пядью понималась мера длины, равная максимальному
расстоянию по прямой между концами вытянутых большого и указательного
пальцев.
Пядь упоминается в описаниях путешествии русских паломников
XII-XVI вв. Значение пяди (180-190 мм) было найдено из сравнения
результатов измерений в 1389 году в Иерусалимском храме дьяконом
Игнатием в пядях с результатами измерений в копии храма близ Истры.
Пядь часто употребляли в обиходе для приближенного определения
небольших длин, особенно размеров цилиндрических тел. Вещественного
оформления пядь не имела — использовали кисть руки.
Итак, по мнению ряда исследователей, древнерусская система мер длины имела следующий вид:
1 верста = 750 саженей = 2250 локтей = 4500 пядей.
Однако крупнейший специалист по истории Древней Руси академик Б.А.
Рыбаков выдвинул предположение о наличии более богатой номенклатуры мер
антропометрического происхождения [см. таблицу приложения]. В быту,
мелком ремесле, розничной торговле употреблялись меры "народной
метрологии". Значения этих мер были получены из размеров тела мужчины с
наиболее встречающимся у русских X-XII веков ростом около 170 см.
Разновидности пяди: "малая пядь" — расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (19 см); "пядь великая" — расстояние по прямой между вытянутыми большим пальцем и мизинцем руки (20-25 см); "пядь с кувырком" — длина малой пяди плюс 2 или 3 сустава указательного пальца (27 см).
"Сажень без чети" (197 см) — наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки, а "косая сажень" — "А сажень косая с ноги на руку, от земли до земли" (248 см) и т.д.
Значения дельных мер были связаны с саженью коэффициентами 2, 22, 23, т.е. имело место двухчастное деление (двоичный ряд).
Наряду с антропологическими в древней Руси применялись
приближенные бытовые меры, неточные и невоспроизводившиеся материально:
"перестрел" (расстояние, которое пролетела выпущенная из лука стрела, —
60-70 метров), "вержение камня" (расстояние, на которое мог быть брошен
камень), "день" (проходимое за день расстояние); при организации конной
почты вошла в практику такая своеобразная путевая мера, как "выпрежай"
(расстояние между пунктами, в которых перепрягали лошадей при перевозке
казенной почты).
В период феодальной раздробленности Руси, в эпоху
татаро-монгольского ига (XIII — первая половина XV в.) продолжали
использовать те же меры длины, система которых сложилась в Киевской
Руси: версту, сажень, локоть, пядь. Обособление княжеств, нарушение
контактов из-за прихода татаро-монгольских завоевателей, нехватка
"законных" мер увеличили использование местных, антропологических и
бытовых мер. Например, "волок" или "гон" (расстояние которое может
пройти косец либо пахарь без остановки).
В середине XIV в. на смену версте в 750 сажен приходят две ее разновидности: в 500 и 1000 сажен.
1.2. XV век — эпоха объединения Руси вокруг Московского
княжества, в условиях роста международных связей, укрепления
великокняжеской власти. XVI-XVII столетия — эпоха, когда Московское
государство усилилось расширило свои границы на востоке и юго-востоке.
Происходит формирование всероссийского рынка. Новые формы
государственности и экономического быта и новые задачи, возникающие в
связи с образованием Московского государства, отразились и на
метрологии. Государственная политика была направлена на упорядочение мер
и измерений, на придание большей стройности, полноты и законченности
всей системе мер. Новые политические и производственно-экономические
условия наложили отпечаток не только на систему мер, но и на
организацию, масштабы и характер их использования. Создается мощный
исполнительный и учетный аппарат. Измерения в значительной степени
выполняют уже государственные чиновники и выбранные от торговых людей
или от органов местного самоуправления. Усовершенствуется и методика
измерения. В это время на Руси образовалось психологическая
атмосфера, благоприятствующая усвоению высоких представлений о роли меры
и числа, о значении измерений не только для практических, но и для
познавательных целей.
В XV-XVII вв. появились новые меры длины — аршин, с течением времени вытеснивший локоть, и вершок.
Были официально узаконены два значения версты. Ряд соотношений между
мерами длины приведен в "Торговой книге". "Коли мерят аршинами и
саженями, считати: аршин 16 вершков, сажень 3 аршина, локоть 10 вершков 2
и 2/3 вершка, 2 аршина будет 3 локтя".
Версту в 1000 сажен (2,16 км) употребляли широко в качестве
межевой меры, а на окраинах России, особенно в Сибири, — и для измерения
расстояний между населенными пунктами. 500-саженную версту применяли
несколько реже, в основном для измерения расстояния в Европейской части
России. Верста не имела вещественного воплощения. Но нарушения единства
измерений длины были связаны с широким распространением глазомерных
оценок. Большие расстояния, особенно в Восточной Сибири, определялись в
днях пути.
В эпоху Московского государства сажень, равная 152 см, постепенно исчезает и доминирующую роль играет маховая сажень, приравненная к 2,5 аршинам, т.е. 180 см, и казенная сажень — 3 аршина, т.е. 216 см. Соборным уложением 1649 г. была окончательно легализована 3-аршинная сажень как официальная. В ряде документов упоминаются также полусажени и чети (четверти) сажени.
До соборного уложения в практике употреблялось простая сажень,
сажень великая, большая косая сажень и т.п. По различными источникам
можно установить, что число различных наименований превосходило число
реальных разновидностей сажени.
Метрологическая политика Московского государства, направленная на
уменьшение разнообразия мер, привела к выделению одной сажени, как
основной. В XVI веке таковой являлась "казенная сажень" Ивана Грозного,
обязательного использования которой он требовал при измерениях,
связанных с денежными расчетами.
Сажень широко применяли при измерении расстояний, планировке и
строительстве различных сооружений, в кораблестроении, при землемерных и
картографических работах. Так в Москве и в других крупных городах еще в
XVI веке отмеряли регламентированную ширину улиц и переулков: "При
государе царе и великом князе Федоре Иоанновиче всей Руси для бережения
от пожаров учинены были улицы большие, в ширину по двенадцати сажен, а
переулки по шти сажен" (шести).
В саженях выражали также фактическую длину улиц или их замощенных
частей: например, общая длина бревенчатой и дощатой мостовых составляла в
Москве в 1646 г. 2017 сажен. Точные значения сажени воспроизводили при
помощи образцовых мер, хранившихся в приказах. Упоминаются "городовая
сажень, какова в Пушкарском приказе", "железная сажень трех аршин без
четверти", "две сажени железные, одна городовая и мостовая московской
меры, а другая — дворовая лавочная московской меры". На меры наносили
полусажень, аршин, четвертые и восьмые доли.
Наряду с саженными "линейками" применяли мерные веревки, которые
первоначально не имели единой установленной длины. Для измерения
расстояний между городами в верстах оказалась наиболее удобной и прочно
вошла в практику мерная веревка в 100 сажен.
Аршин. Это новая мера, заимствованная с Востока,
упоминается в литературных источниках с середины XVI в. Происхождение
наименования точно не установлено. Обычно его производят от наименования
турецкой меры длины "аршин" (27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского
"арши" — мера длины; на аршин обычно наносили деления в вершках ("вершки
на аршине знаменаны").
Не имея "предыстории" в виде местных мер, аршин с самого начала
был распространен по стране в форме "печатных аршинов" наряду с
"печатной саженью". Единое постоянное значение аршина и его
долей-вершков сообщало количественную определенность разновидности
сажени, они оказались приведенными к единой мере и численно связанными
между собой.
Аршин доминировал в торговле, вытесняя оттуда локоть. Об этом
свидетельствуют таможенные книги, в частности "Таможенные книги
Московского государства XVII века". Интересно то, что размеры выражали в
сотнях аршин без перевода в сажени.
Во второй половине XVI века аршин проник в различные отрасли
производства, особенно в текстильную промышленность, где его применяли
совместно с вершком.
В "Описных книгах" оружейной палаты Кирилло-Белозерского монастыря
(1668 г.) записано: "пушка медная полковая, гладкая, прозванием
"Кашпир", московское дело, длина три аршина полодинадцаты вершка (10,5
вершка)... Пищаль большая чугунная, "Лев" железная, с поясами, длина три
аршина три чети с полувершком".
Древнюю меру "локоть" продолжали еще употреблять для измерения
сукна, полотна и шерстяных тканей домашнего изготовления. Как следует из
"Торговой книги" три локтя приравниваются двум аршинам.
Пядь как древняя мера длины еще продолжала существовать, но так
как значение ее изменилось из-за согласования с четвертью аршина, то это
название (пядь) постепенно выходили из употребления. Пядь заменила четверть аршина.
Вершок. Наименование происходит от слова "верх" ("верх
перста", т.е. пальца). Вершок упоминается в "Торговой книге" как 1/16
аршина. В литературе XVII в. встречаются и доли вершка "полвершки" и
"четвертьвершки".
Итак, все меры длины, употреблявшиеся в XVII веке, можно представить в виде таблицы.
Нет комментариев