Мясные кушанья были вареные или жареные. Вареные подавались в штях, ухе, рассоле и под взварами (соусами); шти забеливались сметаной во время варения, а не при столе. (Прим. автора: «шти — судя по описаниям это универсальный концентрированный бульон, в который по мере надобности добавлялись овощи, каши и прочие продукты. Это было вызвано применением для варки пищи русской печи, закладывали в котел мясо и ставили в печь на ночь томиться, к утру получали готовый продукт).
Обыкновенный приварок к штям была кочанная и крошенная, свежая и кислая капуста. К штям подавалась гречневая или другая каша.
Ухой назывался суп или похлебка. Огромное количество разных пряностей составляли принадлежность русской ухи в разных видах: — уха с гвоздикой называлась черною ухой, с перцем — белой, а без пряностей — голой. Рассол был род нынешней солянки: варилось мясо в огуречном рассоле с примесью пряностей.
Жареные мясные кушанья были верченые, шестные, печеные, сковородные. Баранина составляла самый обычный вид мясных блюд с весны до поздней осени. Домострой поучал как поступать с бараньим мясом: купив целого барана, следовало облупить его и распределить на несколько дней части его мяса. Грудинка подавалась на уху или шти, лопатки и почки на жареное; крюки подавались под взваром, ножки начинивались яйцами, рубец — кашей, печенку иссекали с луком и, обвернув перепонкой, жарили на сковороде, легкое приготовляли со взболтанным молоком, мукой и яйцами, из головы вынимали мозги и делали из них особую похлебку или соус с пряностями, а из густо сваренной с бараньим мясом ухи, ставя ее на холод, приготовляли холодный студень.
Для говядины использовались яловые коровы, поэтому говядина вообще носила в старину название яловичины. Яловиц покупали осенью и сразу забивали. Мясо солили впрок, а потроха, к которым причисляли губы, уши, сердце, ноги, печень, языки, — служили для повседневной, кроме постов, пищи и подавались под студнем, под взварами, с кашей. Вообще свежей говядины русские ели мало, а употребляли более солонину.
Mногие содержали в дворах своих свиней и откармливали их в течении года, а перед заморозками (октябрь, ноябрь) кололи. Свиное мясо солилось или коптилось. Ветчина употреблялась на зимние шти, а голова, ноги, кишки, желудок подавались в разных приготовлениях, как-то: голова под студнем с чесноком и хреном. Из кишок делали колбасы, начинивая их смесью мяса, гречневой каши, муки и яиц.
Зайцы подавались душеные (духовые), рассольные (в рассоле вареные), и под взварами, особенно сладкими. Были люди, которые считали зайцев нечистыми животными, но другие объясняли, что «…зайца есть не грешно, только надобно смотреть, чтоб он не был задушен во время травли». Стоглав, вторя старинным рецептам (правилам), запрещал продавать на торгах зайцев без предварительного испущения крови. Такое же предостережение издано было от московского патриарха в 1636 г. Наравне с зайцами, некоторые чуждалась, или по крайней мере остерегались оленины и лосины, но мясо этих животных составляли роскошь княжеских и боярских торжеств…
Нет комментариев