Саламата (также саламат, соломат, саламаха) — блюдо из муки со сметаной (маслом или салом) и солью. Жидкая каша из ржаной, ячменной, гречневой или пшеничной прожаренной муки, заваренной на сметане или распаренной в печи, иногда с добавлением жира. Саламата имеет сходство с восточными мучными супами, но гуще их.
Есть похожие блюда в разных кухнях мира (украинской, бурятской, молдавской). Известно, что саламата готовилась у славян повсеместно, как в будние дни, так и в праздничные. В некоторых регионах даже считалась обрядовым блюдом. К примеру, на Руси саламату готовили на Починки. А также есть данные, что саламата была походным блюдом запорожских казаков. Это блюдо питательно и высоко калорийно.
Мука из гречневой крупы - 80 г
Сметана 25% жирности - 200 г
Вода горячая - 100 мл
Лук репчатый - 1 шт.
Масло растительное - 10 мл
Соль - по вкусу
Гречневую крупу смолоть в кофемолке до состояния муки.
Готовят саламату обычно в чугунной посуде. Можно использовать и другую жаропрочную. Сметану довести до кипения на слабом огне, постоянно помешивая деревянной ложкой.
Понемногу добавлять муку, постоянно помешивая, в противном случае образуются комки, так же как при приготовлении, например, манной каши.
Когда кашица начнет густеть, влить горячую воду, добавить соль и продолжить помешивать. Саламата будет готова, когда по краям появится румяная корочка.
Лук очистить, нарезать полукольцами и обжарить до золотистости на растительном масле. Выложить лук на саламату, и можно подавать.
Можно делать вообще без лука, а можно вместо лука добавить толченый чеснок и получится настоящее блюдо запорожских казаков!)
«Тут вспомнил Андрий, что вчера кошевой попрекал кашеваров за то, что сварили за один раз всю гречневую муку на саламату, тогда как бы ее стало на добрых три раза. В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах, он вытащил отцовский походный казанок и с ним отправился к кашевару их куреня, спавшему у двух десятиведерных кабанов, под которыми еще теплилась зола. Заглянувши в них, он изумился, видя, что оба пусты. Нужно было нечеловеческих сил, чтобы все это съесть, тем более что в их курене считалось меньше людей, чем в других. Он заглянул в казаны других куреней — нигде ничего. Поневоле пришла ему в голову поговорка: «Запорожцы как дети:- коли мало — съедят, коли много — тоже ничего не оставят».
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
Пряжуха
Нет комментариев