Почему у Пушкина русалка на ветвях сидит? Забытый факт о славянских русалках, который многих удивит
Представьте русалку. Что, если я скажу, что образ, который возник в вашей голове, навеян западной культурой? Да, дева с рыбьим хвостом — плод чужой мифологии. Потому и сидеть на ветвях такая русалка не смогла бы: попробуй-ка взобраться на дерево с рыбьей половиной туловища. Не поскользнуться, удержаться, да и вообще пристроить там мягкую точку.
А у Пушкина красавица сидела. В чём же дело?
Как представляли русалок на Руси
Русалки, Иван Крамской, 1871
В русском языке слово «русалка» впервые было замечено в 1740-х годах. Зато с XII—XIII веков в памятниках встречается древнерусское слово «русалия». В. М. Мокиенко пишет, что оно обозначало праздник Троицы и сопровождавшие его языческие обрядовые игры. Слово «русалка» — производное от названия этого праздника, если перевести буквально, «существо, чествуемое в праздник русалий».
У славян были и другие имена для русалок: водяная, шутовка, водяница, берегиня, мавка, майка. Считалось, что это один из самых опасных видов нежити, поскольку ими становились неупокоенные мертвецы. Обычно девицы-утопленницы, просто погибшие до свадьбы девушки или дети.
«Русалки», картина А. Шишкина
Русалок представляли нагими или одетыми в белую рубаху и с венком на голове, но обязательно с распущенными волосами. Как правило, зелёного цвета. Традиции по отношению к женщинам в этом смысле были непреклонны: незамужняя девица всегда носила косу, вышедшая замуж — две косы, собранные венком. Ходить с распущенными волосами себе никто не позволял.
Русалка с дочерью, гравюра к стихотворению Александра Пушкина, рисунок И. Волова, гравюра, 1899
Русалки же легко могли это делать, причём жили они не обязательно в воде. Согласно славянской мифологии, наткнуться на них было реально и в поле, и в лесу. Эти создания качаются на деревьях, нападают на людей, чтобы защекотать их до смерти, или поджидают путников на берегу реки, расчёсывая свои шикарные волосы.
Заметьте, ни о каком рыбьем хвосте речи не идёт. Потому что в русском фольклоре это атрибут других существ — фараонок, полудев-полурыб. Своё название они получили под влиянием библейского сюжета о затонувших египтянах, войске «фараона лютого», погнавшегося за Моисеем и евреями.
Фараонка и фараон
Море сомкнулось над головами египтян, а пострадавшие люди превратились в мифических существ с рыбьим хвостом. Даже коней не обошла эта участь. Девушек, воплощавших привычный нам образ русалки, прозвали фараонками, но отождествлять их с уже имевшейся в фольклоре девицей стали не сразу.
Напротив, в некоторых областях ничего не знали о фараонках. И у Пушкина на ветвях сидит традиционная славянская русалка — девушка с распущенными волосами и без рыбьего хвоста. Взобраться на дерево и расположиться там не составило для неё труда, ведь у нашей русалки есть то, чего не хватает западному аналогу. У неё есть ноги.
Русалка в традиционном славянском представлении. Рисунок Ивана Яковлевича Билибина (1934)
Современный образ мифической девы, конечно, далёк от исконных представлений. Зато теперь вы знаете, зачем Александр Сергеевич поместил на дерево магическое существо.
Русалка
Иллюстрация Лебедева К. В.к стихотворению А. С. Пушкина «Русалка». 1880 г.
Над озером, в глухих дубровах, Спасался некогда Монах, Всегда в занятиях суровых, В посте, молитве и трудах. Уже лопаткою смиренной Себе могилу старец рыл — И лишь о смерти вожделенной Святых угодников молил.
Однажды летом у порогу Поникшей хижины своей Анахорет молился Богу. Дубравы делались черней; Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился. На воды стал глядеть Монах.
Глядит, невольно страха полный; Не может сам себя понять... И видит: закипели волны И присмирели вдруг опять... И вдруг... легка, как тень ночная, Бела, как ранний снег холмов, Выходит женщина нагая И молча села у брегов.
Глядит на старого Монаха И чешет влажные власы. Святой Монах дрожит со страха И смотрит на ее красы. Она манит его рукою, Кивает быстро головой... И вдруг — падучею звездою — Под сонной скрылася волной.
Всю ночь не спал старик угрюмый И не молился целый день — Перед собой с невольной думой Всё видел чудной девы тень. Дубравы вновь оделись тьмою; Пошла по облакам луна, И снова дева над водою Сидит, прелестна и бледна.
Глядит, кивает головою, Целует из дали шутя, Играет, плещется волною, Хохочет, плачет, как дитя, Зовет Монаха, нежно стонет... «Монах, Монах! Ко мне, ко мне!...» И вдруг в волнах прозрачных тонет; И всё в глубокой тишине.
На третий день отшельник страстный Близ очарованных брегов Сидел и девы ждал прекрасной, А тень ложилась средь дубров... Заря прогнала тьму ночную: Монаха не нашли нигде, И только бороду седую Мальчишки видели в воде.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2