«Во поле берёза стояла»: почему берёзку надо «заломати», что на самом деле это значит?
Берёзовая роща. Курицын С.
«И зачем берёзоньку ломать?» — думала я каждый раз, когда напевала песню. Вроде русская народная история, а такое непростительное отношение к одному из символов нашей родины. Но думала я так ровно до того момента, пока не узнала, что здесь на самом деле имеется в виду.
Зачем берёзку «заломати»?
А теперь поём, ведь читать спокойно эти строки невозможно:
Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла! Люли, люли, стояла!
Так может и не надо её заломати, раз некому? Как бы не так, ведь речь здесь не о хулиганской выходке разочарованной женщины, а о старинном обряде.
В XV веке в обрядовую практику было введено празднование Троицы. Праздник это христианский, но он совпадал по времени с языческими праздниками, существовавшими много веков. На Руси в честь конца весеннего периода язычники отмечали Семик, и начинался он как раз за три дня до Троицы.
«К Троице», С. Коровин
Празднование Семика длилось семь дней, и ритуалы этой недели постепенно сливались с обрядами, характерными для Троицы. Главными из них были поклонение берёзе, девичьи гуляния и поминовение усопших.
Берёза издавна почиталась на Руси, её считали защитницей от зла, болезней и нечистой силы, а также верили, что дерево связано с душами умерших. Поэтому во время празднеств дома украшали берёзовыми веточками или срубленными деревцами, а девушки проводили с участием берёзы свои обряды.
Ещё до появления Троицы существовал обычай: в лесу выбирали берёзку, надламывали её вершину и завивали на дереве венки, после чего рядом оставляли угощение для ушедших родственников. Люди верили, что те ночью придут и отведают лакомство.
«Хоровод», М. В. Боскин
Одним из главных обрядов Семика было завивание берёзы. Девушки шли в лес, находили деревца с плакучими ветвями, вили из них косы или венки, украшали их яркими ленточками и пригибали ветки к земле. При этом напевали:
Берёзка, берёзка, Завивайся, кудрявая! К тебе девки пришли, К тебе красные пришли.
Вот почему в фольклоре берёзоньку называют кудрявой: её ветви заплетают и завивают, как девичьи волосы. А на Троицу девушки совершали обратное действие: расплетали ритуальное дерево и спускали украшения по реке.
Поскольку Семик символизировал расцвет природы, ритуалы молодых женщин также отражали их готовность к браку и продолжению рода. Проводился так называемый обряд кумления: две подруги подходили к завитому венку, три раза через него целовались, затем обменивались нательными крестиками и подарками. После кумления девушки считались родственниками вроде тех, кто вместе крестил ребёнка, и ссориться им строго воспрещалось.
«Кумление», Ю. Косцова
Через неделю новоиспечённые родственники снова отправлялись на место совершения обряда. Под песни расплетали косы из веточек, возвращали друг другу подарки и, так сказать, аннулировали семейные узы. Совершались эти действия по окончании празднеств.
Почему берёзка кудрявая, я уже рассказала, а что значит «заломати»? Вот тот обычай наклонять украшенные ветви, пригибать к земле, нередко закрепляя их колышками, а также надламывать верхушку дерева, чтобы сделать венок, и означает «заломати». Как вы уже поняли, впоследствии берёзку «освобождали», поэтому к гибели дерева это не приводило. Вот такой интересный русский обычай. источник
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев