Еще пару месяцев назад почти в каждом книжном магазине можно было встретить завернутую в пергамент книгу с написанным от руки названием. Или просто запечатанную с пометкой 18+ и указанием, что ее автор — иноагент. Теперь же подобных изданий практически не осталось. Из шести выбранных случайным образом магазинов в центре Москвы такая литература нашлась всего в одном — «Пиотровском» на Малой Никитской. И то речь о старом выпуске журнала «Искусство кино», который как СМИ иноагентом не является. Однако во время, когда был выпущен указанный на фото номер, его главным редактором был иноагент Антон Долин. Что же изменилось?
В двух магазинах признались, что просто решили избавиться от этой части ассортимента. От греха подальше. Что ж, это объяснимо. Культура культурой, но книжная лавка — прежде всего бизнес. Предпринимателям все равно, что продавать. А за отсутствие маркировки иноагента в распространяемой продукции юридическое лицо могут оштрафовать на 0,5 млн рублей.
Так почему же просто не промаркировали и не сохранили на полках Акунина, Зыгаря, Улицкую и прочих иноагентов? На этот вопрос у разговорчивого сотрудника одного из магазинов нашелся очень глубокий и практичный ответ. В законодательстве нет четкого описания способа маркировки, что сделано, вероятно, нарочно. Будто бы специально хотели побудить бизнес не связываться с литературой от таких авторов. Умно!
Поскольку таких книг на прилавках становится все меньше, отследить динамику спроса на них уже невозможно, по крайней мере в офлайне. И тут на помощь приходят интернет-площадки. Так, на Ozon нет ни одной книги Бориса Акунина. А творчество Михаила Зыгаря идет с пометками «Распродажа» или «Стало дешевле». Цены, мягко говоря, не кусаются. Кстати, онлайн-площадка допускает нарушения — Акунин не промаркирован как иностранный агент (видно на фото). Впрочем, это совсем другая история.
Таким образом, даже самые известные в стране авторы, чьи произведения издаются в твердом или мягком переплете, теряют популярность. Однако статус иноагента — далеко не главное. Важнее всего то, что, продавшись, они теряют независимость, беспристрастность, разбазаривают свой талант на ненависть к Родине. От этого страдает само качество произведений. Во-вторых, книги читают умные люди. И они прекрасно понимают, какой вред наносит такая деятельность. Например, как иноагент Людмила Улицкая, не стесняясь, заявляет, что гонорары от продажи ее книг идут на Украину. В-третьих, литература иноагентов пропитана идеологией, которая большинству россиян чужда и ненавистна.
Тимофей Белов
Нет комментариев