В Хатынь, с открытия мемориала в 1969 году, поклониться праху жертв приехали в общей сложности 40 млн человек из 100 стран мира.
Название белорусской деревушки Хатынь в русском языке стало именем нарицательным. В советские времена – как символ зверств фашистских оккупантов, в постсоветские – как символ зверств украинских националистов. Хатынь была уничтожена 80 лет назад – 22 марта 1943 года.
2 октября 1987 года на "Володарке" (в Пищаловском замке - единственном учреждении Белорусской ССР, где приводились в исполнение смертные приговоры) расстреляли 72-летнего старика. Конвоиры между собой за скверный характер и тяжёлый взгляд называли его "чёртом". Звали его – Григорий Васюра. Именно этот нелюдь командовал сожжением Хатыни.
Он родился 9 февраля 1915 года в старинной столице казачьей Гетманщины городе Чигирине. После школы Григорий закончил педагогическое училище, преподавал, но потом решил делать военную карьеру. Весной 1936 года он оказался среди первых лейтенантов-выпускников Киевской военной школы связи им. Калинина.
Его распределили в свежесформированную 67-ю стрелковую дивизию. В октябре 1940 года её перевели в Латвию, где молодой лейтенант женился. Однако семейному счастью продлиться долго было не суждено — через 8 месяцев началась Великая Отечественная война.
.К 25 июня 1941 г. батальон попал в окружение — немцы севернее Паланги захватили город Лиепаю, за который основные силы дивизии два дня вели ожесточённое сражение, даже на какое-то время отбили его, но потом были вынуждены 27 июня пойти на прорыв из котла, который им устроили немцы.
Подлинные подробности участия Васюры в этих боях неизвестны
Летом-осенью 1941 года вермахт несколько неожиданно для себя захватил миллионы военнопленных, с обеспечением которых возникли проблемы. В концлагерях царил голод. Были случаи, когда целые лагеря "европеизаторы" намеренно вымарывали, не давая пленным никакой еды. В страшную зиму 1941-42 годов умерло более половины взятых нацистами в плен советских солдат и офицеров.
В этих нечеловеческих условиях многие ломались, и шли служить к оккупантам. Сломался и Васюра. В феврале 1942 года он дал согласие на то, чтобы пройти учёбу в школе пропагандистов Восточного министерства Германии. Обучение проходило сначала недалеко от Берлина в так называемом свободном лагере (фрайлагере) в Вустрау, а затем — в Вутзеце. В октябре 1942 Васюру отправили на Украину в Киев, для дальнейшей службы в полиции.
Здесь в это время формировались 109-го, 115-го и 118-го батальоны охранной полиции (шуцманшафта) на базе расформированных в октябре-ноябре 1941 года Киевского и Буковинского куреней мельниковского ОУН*. Именно бойцов этих подразделений советские власти обвиняли в участии в массовых расстрелах евреев, цыган, людей с психическими отклонениями, коммунистов, заложников и прочих советских граждан в Бабьем Яру.
Первый раз 118-й батальон шуцманшафта попытались бросить против партизан ещё в июле 1942 года в район посёлка Хабное (ныне обезлюдевшее Полесское в Чернобыльской зоне). Однако батальон попал в засаду, понёс большие потери и был вынужден потом несколько месяцев восстанавливать свои силы.
Второй раз его отправили на борьбу с партизанами в Черниговские леса в ноябре 1942 года. Здесь 118-й батальон хорошо себя зарекомендовал, и в декабре его перебросили в Белоруссию. Его местом базирования стал посёлок Плещеницы Логойского района, находившийся в 70 километрах севернее Минска, и в 20-ти севернее Хатыни.
Почти сразу после прибытия из батальона к партизанам дезертировал начальник штаба батальона Коровин-Корниец вместе с несколькими своими единомышленниками. Многие пленные солдаты и командиры Красной армии шли служить к оккупантам в надежде сбежать при первом удобном случае.
На освободившееся место назначили Васюру. И тут проявились его садистские наклонности.
Уже 6 января 1943 года батальон принял участие в карательной операции против партизан в деревне Чмелевичи Логойского района. При подходе к деревне шуцманы её обстреляли. Трёх мирных жителей, подозревавшихся в сочувствии партизанам, убили. Остальных, включая женщин и детей, раздетыми выгнали на улицу и несколько часов держали на морозе. Имущество и скот разграбили, сожгли 58 построек.
Васюра вместе с командиром батальона со стороны шуцманов майором Константином Смовским, отдавал приказания по открытию огня, по измывательству над мирным населением. Немецкое командование свои "ручки" такими грязными делами пачкать брезговало.
В дальнейшем карательные акции следовали одна за другой, но на партизанские диверсии активность шуцманов, казалось, оказывала противоположное действие — их количество росло. В результате 2 марта в помощь украинским полицаям в районный центр Логойск прибыл печально известный набранный из немецких уголовников особый батальон СС Оскара Дирлевангера.
22 марта 118-й батальон шуцманшафта и каратели Дирлевангера приняли участие в событиях, которые после войны стали известны всему миру.
Всё началось с того, что утром из посёлка Плещеницы на юг в сторону Логойска отправился на машинах 3-й взвод 1-й роты батальона вместе со своим командованием, чтобы восстановить линию связи, которая была ночью нарушена партизанами.
Впереди в легковом автомобиле чуть оторвавшись от грузовиков ехал немецкий командир роты (шеф) Ханс-Отто Вельке. Это был очень известнейший в Третьем рейхе человек — любимец фюрера, немецкий спортсмен-толкатель ядра, золотой призёр летних Олимпийских игр 1936 года в Берлине и бронзовый чемпионата Европы 1938 года. Также в машине находился командир взвода Василий Мелешко, пулемётчик Шнайдер из фольксдойче и шофёр Хоптенец. Остальные шуцманы ехали на трёх грузовиках позади.
Приблизительно на полдороги колонне повстречалось до 50 лесорубов, которые валили неподалёку от дороги лес, а ещё через 1,5 километра колонна попала в засаду.
Вельке и Шнайдер сразу получили пулевые ранения, а Хоптенец был ранен осколками стекла, машина остановилась. Вельке пытался раненой рукой вытащить пистолет, и когда это не получилось, с расширенными от страха глазами пробежал через открытое пространство, и тут же упал убитый. Шнайдер попытался открыть огонь из своего ручного пулемёта — его тоже убили. Грузовики остановились, полицейские рассыпались вдоль дороги, потеряв несколько человек, в том числе и командира одного из отделений Данько. Они открыли огонь по засаде.
Партизаны ушли вглубь леса, не приняв бой и оставив после себя только стрелянные гильзы.
Труп Вельке положили в легковушку, убитых шуцманом погрузили в грузовики. Колонна тронулась обратно. Возле лесорубов она остановилась. Мелешко приказал своим полицаям задержать их и отконвоировать пешком в жандармерию в Плещеницы, а сам поехал туда в штаб на грузовике, чтобы рассказать о случившемся.
Смовский и Васюра выслушали его и объявили по батальону тревогу. Все остававшиеся в расположении шуцманы погрузились в 4-5 грузовиков и отправились к месту засады.
Когда полицаи подъехали к месту, где 3-й взвод конвоировал лесорубов, они выскочили из машин и стали их избивать. Лесорубы бросились бежать в разные стороны, шуцманы открыли огонь. Из 50 человек убили 26, часть скрылась в лесу, многие получили ранения. Оставшихся лесорубов конвоиры повели дальше в Плещеницы, остальные шуцманы поехали к месту засады.
О случившемся сообщили в Логойск, из батальона Дирлевангера пообещали прислать подкрепление. Было решено атаковать ближайшую к месту засады деревню. Партизаны наверняка отсиживались там.
Каратели не ошиблись — партизанский отряд "Дядя Вася", командовал которым некий ст. лейтенант Соколов, как раз обедал в Хатыни, расположившись в его хатах, когда появились окружившие деревню 160 карателей из 118-го батальона и 100 из батальона Дирлевангера. Отряд пошёл на прорыв и вырвался из кольца, потеряв троих партизан убитыми и четверых ранеными.
Обозлённые понесёнными потерями шуцманы и эсэсовцы стали сгонять жителей села в сарай Иосифа Каминского, предварительно большинству их приказав раздеться. Когда в качестве мести за поддержку партизан, всех жителей, мужиков почти не было, они давно на фронте, детей, баб да стариков.согнали в сарай, его обложили соломой, облили бензином, заперли и подожгли. Кто не сгорел заживо и, проломив телами ворота, побежал - расстреляли.
По воспоминаниям карателей, Васюра также отдал приказ открыть огонь и лично стрелял по выскакивавшим из сарая горящим людям из автомата.
.
В советское время нам рассказывали, что Хатынь сожгли немецко-фашистские оккупанты.
В конце 1980-х заговорили о том, что немцев там было немного, лютовали украинские националисты. Бандеровцы, проще говоря. А поводом стало убийство "любимца Гитлера", олимпийского чемпиона: партизаны расстреляли машину, в которой ехал командир роты 118-го батальона Schutzpolizei (охранная полиция) Ганс Вёльке. Пришли каратели, сначала перебили оказавшихся на их пути лесорубов, а затем вышли на след партизан. И следы на снегу привели их в Хатынь.
Если честно, то я, рожденный в СССР, никогда не понимал да и до сих пор не понимаю, зачем правду выдавали порционно. Все было задокументировано, имена всех 149 женщин, стариков и детей Хатыни известны, как, впрочем, и их палачей. Убивали мирных жителей не абстрактные гитлеровцы, а конкретные садисты. Немцы там в основном были из батальона штурмбанфюрера Оскара Дирлевангера, причем в этом подразделении служили отбросы немецкого общества. Преимущественно уголовники.
Григорий Васюра - бывший школьный учитель, затем старший лейтенант Красной армии. Попал в плен, пошел служить немцам. Дослужился до должности начальника штаба 118-го полицай-батальона, сформированного в 1942 году в Киеве преимущественно из украинских нациков. Это они убивали евреев в Бабьем Яру. Впрочем, Гитлеру служили не только украинские националисты, но и белорусы, русские. Да, это так. И что? Что за секрет в том, что на войне были предатели?! Всегда были, есть и будут.
Историки объясняют: все давно было известно, еще во время закрытых процессов над военными преступниками, в т.ч. и сжигавших Хатынь. Но всегда находились большие начальники, которые добивались, чтобы журналистов удаляли из зала, а в итоговых протоколах не фигурировали украинцы. Так, в частности, первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Щербицкий обратился в Москву с просьбой не разглашать информацию об участии украинских полицаев в убийстве жителей белорусской деревни.
Понятно, чего он хотел. Вот только когда нам историки объяснят, почему его просьбу в ЦК удовлетворили? С какой стати?! А если бы он попросил написать в школьных учебниках, как древние укры Черное море копали? Что, тоже бы отнеслись с пониманием?
И кто они эти безымянные небожители, кто удовлетворил просьбу Щербицкого? История всегда наполняется цветами и красками, когда появляются имена и фамилии. Как думаете - появятся?
Чего стоит современная трактовка причин трагедии: убит любимчик Гитлера, вот они и пришли мстить. А давайте не принимать на веру все, что пишут в википедиях. Кто такой Ганс Вёльке и для чего его записали в близкие друзья Гитлера? Легкоатлет, завоевавший на Олимпиаде 1936 года золотую медаль. Да, Гитлер пригласил его к себе в ложу, пожал руку. Все. Больше Ганс "золота" не увидит и ничего сверхвыдающегося в спорте не совершит, лишь в 1938 году возьмет "бронзу" в толкании ядра на чемпионате Европы.
Служил в берлинской полиции. За олимпийский рекорд из унтер-офицеров возвышен до гаутмана (капитана). И будет служить капитаном до самой смерти под Хатынью. Так себе карьера. Под Хатынью Ганс Вёльке попадет в засаду, будет ранен в плечо. Не вступая в бой, попытался удрать в лес. Не удалось, пуля догнала. Смерть, мягко говоря, не сильно-то и героическая.
А теперь - о настоящих любимчиках Гитлера. Знаете, сколько медалей Германия завоевала на упомянутой Олимпиаде? 89, в т.ч. 33 золотых. И что, полагаете, каждый атлет с медалью автоматически стал любимцем Гитлера? А ведь были еще тысячи летчиков, подводников, танкистов, которым фюрер лично вручал железные кресты. Вот среди них у Гитлера и были настоящие любимцы: дьявольски удачливый пилот-штурмовик Ганс-Ульрих Рудель, валькирия Ханна Райч. А сколько любимых генералов и фельдмаршалов! Например, Паулюса тоже называли любимцем Адольфа Гитлера, пока он (за месяц до трагедии Хатыни) не сдал целую армию и сам не поднял руки в Сталинграде.
Дело не в отдельно взятом Гансе и даже не в том, палачи какой национальности сжигали Хатынь. Ведь Хатынь - это символ, таких гитлеровцы сожгли на оккупированной части СССР более 70 тысяч. И Хатынь, конечно, не первая. Первой историки считают Хацунь, она под Брянском.
Куда важнее вопрос: за что их жгли? За помощь партизанам? Но немцы, используя сеть агентов, прекрасно понимали, что партизаны не собирают деревенские сходы, на которых интересуются мнением селян, как им воевать. А именно где устраивать засады, через какую деревню отступать.
Давайте мысленно перенесемся в март 1943 года. Война в разгаре, только что завершилась эпохальная Сталинградская битва. Самые дальнозоркие немецкие генералы уже поняли, что это начало конца. И тут - Хатынь, бессмысленное торжество изуверства. Зачем? Правда, думаете, что все из-за того, что полицаи боялись доложить Гитлеру о смерти какого-то капитана, имя которого он скорее всего даже не помнил?
Да, кстати, а где же находится сам Гитлер? Бесновался в Берлине? Не угадали, он здесь, под боком: под Винницей, в ставке "Вервольф". Бетонный бункер и больше полусотни домов для охраны и приближенных. Мини-город в лесу. Фюрер трижды туда приезжал: раз в 1942-м и дважды в 1943-м, проведя в общей сложности под Винницей 140 дней. Война, напомним, длилась 1418 дней. То есть Гитлер провел на Украине каждый десятый день войны. Немало. Кстати, во второй приезд покинул Украину 13 марта, всего за 9 дней до зверств в Хатыни.
А совсем рядом с "Вервольфом" устроил ставку Герман Геринг. Да все бонзы Третьего рейха там поселились. Есть что-то мистическое в их любви к украинской земле.
Но вины простых украинцев в том, конечно, нет. Нормальные люди честно сражались. Но до Гитлера им было не добраться: ближайшие деревни отселены, по любому подозрению - к палачам в гестапо.
Гитлер 140 из 1418 дней войны провел на Украине: жил и отдавал приказы из бетонного бункера - ставки "Вервольф" под Винницей
И все-таки, за что немцы сжигали наши деревни? Вернемся с Украины в Белоруссию, там садист Васюра со своим батальоном уничтожает десятки сел, создавая "мертвую зону". Если простым языком: перед ними стояла задача стереть сотни белорусских деревень, очистив земли от населения, чтобы позже можно было заселить ее немецкими колонистами. Они пришли не мстить за конкретного Ганса, они пришли убить всех нас. Для последующей колонизации.
Комментарии 2