Именно в этом университете в 1999 году министры образования из 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, к которой через 4 года присоединилась и Россия.
Необходимость такой декларации объясняется просто.
Исторически в каждой стране сложились свои собственные стандарты образования, поэтому сложно сопоставить специалиста из России и Франции, потому что они учились по-разному, и их по разному оценивали.
Ну, самое элементарное: в ВУЗах СССР и России были приняты оценки по 5-бальной шкале. Все эти "Отлично", "Хорошо" и "Неуд".
И теперь представьте, что человек с таким дипломом приезжает во Францию, где какая-нибудь 24-бальная шкала (взято наугад, не знаю, какая там была система).
И вот смотрит французский работодатель на все эти "Хор." и "Неуд" в дипломе и спрашивает:
– А Вы вообще - кто? Чему Вы учились? Что знаете?
Вот чтобы такого не происходило, страны Европы договорились, что:
• А) они приведут все свои системы высшего образования к единому стандарту
• Б) будут признавать дипломы друг друга. То есть с дипломом из России можно будет работать во Франции, т.к. обе страны входят в Болонскую систему.
В общем, если совсем коротко: суть Болонской системы - в единых стандартах и признании дипломов друг друга.
Казалось бы, что в этом - плохого? Это же, наоборот, - замечательная идея.
Да, очень замечательная, если мы хотим выстроить единое и равноправное европейское сообщество.
Но на деле получается так, что Болонская система – это один из инструментов неоколониализма. Причём довольно серьёзный.
̲ ̲1̲.̲ ̲К̲ ̲ч̲е̲м̲у̲,̲ ̲н̲а̲п̲р̲и̲м̲е̲р̲,̲ ̲п̲р̲и̲в̲о̲д̲я̲т̲ ̲е̲д̲и̲н̲ы̲е̲ ̲с̲т̲а̲н̲д̲а̲р̲т̲ы̲ ̲о̲б̲р̲а̲з̲о̲в̲а̲н̲и̲я̲?̲
Единый стандарт образования означает, что должны быть и более-менее одинаковые программы обучения.
И если дело касается физики или математики, то оно, может, ещё - и ничего.
Но вот когда речь заходит о гуманитарных науках (истории, философии, обществознанию и т.д.) – то тут уже возникают проблемы.
Всё это – мировоззренческие дисциплины. Они формируют взгляды человека, его ценности. И теперь вы сами можете представить, как легко запудрить нашей молодежи голову, просто создавая нужные (Европе) программы обучения по той же истории (а создаются эти стандарты образования именно в Европе, а не у нас).
Сколько у нас охов и ахов по поводу того, что в учебниках истории про Сталинград написано от силы 3 абзаца, а про высадку США во Франции – целые главы?
Это и есть прямое следствие Болонской системы.
Наши студенты изучают то, что изучают в целом студенты по всей Европе.
А студенты в Европе изучает сами знаете, какую сторону истории. Ту, где они - на коне, а Россия – так, сбоку постояла.
̲2̲.̲ ̲К̲ ̲ч̲е̲м̲у̲ ̲п̲р̲и̲в̲о̲д̲и̲т̲ ̲п̲р̲и̲з̲н̲а̲н̲и̲е̲ ̲д̲и̲п̲л̲о̲м̲о̲в̲ ̲д̲р̲у̲г̲ ̲д̲р̲у̲г̲а̲?̲
К той самой "утечке мозгов". Болонская система в отношении России означает именно это.
Представьте, 2000-е годы. В России - ещё отголоски 90-х: это - разруха, бандитизм и т.д. Промышленность - в упадке. Предприятия закрываются. Какой француз с каким диплом приедет работать в Пензу? Или в Челябинск? Такие, может, и были, но единицы.
А вот в обратную сторону это работало прекрасно. Есть диплом из Пензы или Челябинска? Можешь переехать во Францию, Германию, Италию. Твой диплом там признают и заберут с руками и ногами, если у тебя - какая-то нужная им специальность (физик-ядерщик, айтишник, авиаконструктор и т.д.).
Таким образом, Болонская система была и остаётся инструментов выкачивания из России ценных кадров.
У себя там в Европе – да, она работает просто как инструмент обмена опытом. Но по отношению к России, это - не обмен, это - именно лишение России ценных специалистов. Миграция ценных трудовых ресурсов идёт в одном направлении: ИЗ России, а не В Россию.
Всем давно известно, что во всех крутых ВУЗах России (типа МФТИ или Томского Политеха) буквально дежурят "покупатели" из европейских стран, которые предлагают лучшим выпускникам контракты на работу в Европе.
Просто представьте, какой получается абсурд: государство тратит силы и время на обучение специалиста, а пользуется этим специалистом Франция или Германия.
Это какое-то суррогатное материнство получается. Россию в прямом смысле используют, прикрываясь красивыми словами "стандартизации" и "признания дипломов".
От Болонской системы выигрывала только Европа. К нам, если кто-то и ехал, то единицы.
Ну, какой авиаконструктор поедет в Россию, если ещё до недавнего времени в России практически не было гражданского авиастроения? Где бы он тут работал?
Чтобы сюда приехал авиаконструктор, сначала нужны заводы. А заводы строят инженеры. А инженеров ещё со студенческой поры "вербуют" и забирают специалисты из "Боинга" и "Эйрбаса".
Получается, замкнутый круг, который нужно было как-то разорвать…
И вот его разрывают:
с одной стороны – возрождается гражданское авиастроение (МС-21, Ил, Суперджет и др),
с другой – останавливается "утечка мозгов".
И вот так – по всем направлениям промышленности. Процесс - небыстрый, но он идёт.
Выход из Болонской системы лишь всё это ускорит.
И дело, повторюсь, - не в том, что у нас отменят или не отменят бакалавров, а в том, что наших студентов будут учить по нашим стандартам для нашей экономики, а не для чужой.
P.S. Справедливости ради, стоит заметить, что Россию и Беларусь ещё в 2022 году, в рамках санкций, "исключили" из Болонской системы, но это больше походило на формальность, которая могла быть и отменена в любой момент.
Сейчас же мы сами выходим и меняем образовательный процесс, что является важным этапом обретения суверенитета.
……………………
Объясняю на пальцах
22.02.2023
Комментарии 10