Смотрел Сталин и «первый советский звуковой фильм» «Путевка в жизнь», на специальном ночном сеансе в «Художественном» в 1931 году, что разрешило споры в его окружении о правомерности выхода на экран этой картины о беспризорниках начала 1920-х.
С приходом звука Сталин начал уделять кино все больше времени и внимания. В середине 1930-х годов председатель Государственного управления кинофотопромышленности Борис Шумяцкий записывал за главным зрителем страны впечатления и указания, которые должны были определять судьбу фильмов и часто их создателей. Сохранилось 63 такие записи — с 7 августа 1934 года по 26 января 1937 года. Они главный источник для определения вкусов и пристрастий Сталина.
«Говорят, у вас новинки?» — таким вопросом он часто встречал руководителей киноотрасли (их с 1930 до 1953 года сменилось трое). «А что сегодня покажет нам товарищ Большаков?» — интересовался он, в частности, у министра кинематографии.Чаще всего ему показывали советские картины. Зарубежные новинки и порой классику он смотрел для души, и про эти просмотры киноначальники записывали мало, потому что указания по их выпуску на экран почти не были нужны. Работникам кино, тем не менее, было известно, что любимые жанры Сталина — детективы, комедии, вестерны с драками. В киносообществе считалось, что классический истерн из времен Гражданской войны «Тринадцать» Михаила Ромма появился после настойчивого пожелания Сталина иметь советский аналог американского «Потерянного патруля», поставленного Джоном Фордом. Сталин всегда с удовольствием смотрел фильмы Чаплина — и в 1930-е, и уже после войны, когда ему привозили копии даже на отдых в Сочи. Только «Великий диктатор» ему не понравился.
Что входило в личный топ Сталина – в нашей подборке.
1. «Веселые ребята» (1934), Григорий Александров
2. «Потерянный патруль» (1934), Джон Форд +
«Тринадцать» (1937), Михаил Ромм
3. «Чапаев» (1934), Сергей и Георгий Васильев
4. «Огни большого города» (1931), Чарли Чаплин
5. «Летчики» (1935), Юлий Райзман, Григорий Левкоев
6. «Волга-Волга» (1938), Григорий Александров
7. «Под крышами Парижа» (1930), Рене Клер
8. «Тарзан: человек-обезьяна» (1932), В.С. Ван Дайк
9. «Сестра его дворецкого» (1943), Фрэнк Борзейги
10. «Иван Грозный» (1944), Сергей Эйзенштейн
11. «Подруги» (1935), Лео Арнштам
12. «Катя» (1938), Морис Турнер
13. «Пышка» (1934), Михаил Ромм
14. «Новый Гулливер» (1935), Александр Птушко
15. «Трилогия о Максиме» (1934-1937), Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
1. «Веселые ребята» (1934), Григорий Александров
Комментарии 5