Музей Мирового океана в Калининграде. Приглашаем в гости!
Музей Мирового океана — первый в России комплексный маринистический музей, расположенный в Калининграде. Имеет экспозиции, посвящённые судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии мирового океана, а также маринистическую библиотеку и действующую экологическую станцию.
Посетитель может осмотреть музейные суда «Витязь», «Космонавт Виктор Пацаев» (судно входило в число судов Службы космических исследований АН СССР), подводную лодку Б-413, а также скелет кашалота; познакомиться с коллекцией старинных пушек и якорей. Филиал музея — ледокол «Красин» — находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге.
В музее проводятся конгрессы, действуют тематические клубы. Музей также ведёт научную работу.
Содержание
1 История 2 Миссия и направления деятельности 3 Экспозиция и экскурсии 3.1 Научно-исследовательское судно-музей «Витязь» 3.2 Подводная лодка-музей «Б-413» 3.3 Судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» 3.4 Рыболовецкое судно-музей «СРТ-129» 3.5 Ледокол «Красин» 3.6 Экспозиция «Мир океана. Прикосновение…» 3.7 Экспозиционно-выставочный корпус «Морской Кёнигсберг — Калининград» 3.8 Выставочный корпус «Пакгауз» 3.9 Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор/«Корабельное воскресение» 3.10 Маяк Риндерорта 3.11 Другие экспонаты и объекты на территории музея 4 Награды
Набережная исторического флота музея Мирового океана
История музея Мирового океана
Музей Мирового океана был образован на бумаге 12 апреля 1990 года, когда Совет Министров РСФСР принял Постановление № 116 «О создании Музея Мирового океана Министерства культуры РСФСР в г. Калининграде». Однако первых посетителей музей смог принять только пять лет спустя, когда на вставшем в 1994 году на вечную стоянку у музейного причала судне «Витязь» были оборудованы выставочные площади.
По-настоящему дебютным стал для музея 1996 год, когда в его стенах проводились праздничные мероприятия в честь трёхсотлетия флота России.
В 2000 году рядом с «Витязем» у музейного причала встала «вышедшая в запас» дизель-электрическая подводная лодка Б-413. А год спустя к ним присоединилось судно «Космонавт Виктор Пацаев».
С 2000 года ведутся работы по консервации остатков найденного в янтарном карьере посёлка Янтарный деревянного парусного корабля XIX века.
Сохранившаяся корма последнего в мире рейзекана – главный экспонат выставки
В 2003 году завершено строительство главного корпуса с конференц-залом.
В 2006 году завершён капитальный ремонт портового склада довоенной постройки, в котором в следующем году была открыта экспозиция «Морской Кёнигсберг-Калининград».
В 2007 году музею передан памятник архитектуры XIX века «Фридрихсбургские ворота», а также завершён капитальный ремонт и открыт корпус «Пакгауз» выставочного корпуса.
В 2009 году Музей Мирового океана завоевал гран-при на фестивале «Интермузей-2009».
В марте 2017 года скончался один из основателей музея — Виктор Леонидович Стрюк.
Строящийся экспозиционный корпус «Планета Океан».
В настоящее время музей активно строится. В дополнение к уже существующему зданию будет возведён корпус, в котором разместятся аквариумы, а также выставочные и лекционные залы.
Администрация музея расположена в историческом здании, в котором до Второй мировой войны в течение более 60 лет находилось консульство Бельгии.
Музею Мирового океана также принадлежит памятник архитектуры XIX века «Королевские ворота»
в котором разместилась экспозиция «Великое посольство».
В планах музея
Создание экспозиции «Мировой океан», строительство «Визит-центра» и яхтенной гавани «Марина», размещение в здании мостового железнодорожного поста интернет-кафе, создание музея «Берега» в г. Светлогорске и экспозиции «Россия на Балтике» в «Елизаветинском форте» г. Балтийска.
Миссия и направления деятельности
Миссия музея Мирового океана: всестороннее представление Мирового океана и роли России в его исследовании и освоении; формирование целостного мировоззрения через осознание богатейшего ресурса Земли — океанского пространства, соединяющего страны и континенты.
Специфика музея — сохранение исторических судов как музейных объектов.
Основными направлениями деятельности музея являются: научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, культурно-просветительская, издательская и информационная. Научно-исследовательская работа ведётся по следующим направлениям:
история изучения и освоения Мирового океана; современное представление о природе Мирового океана; сохранение исторических судов; морская история и культура Балтики.
К научным лабораториям музея относятся лаборатория морской аквариумистики и лаборатория мониторинга окружающей среды.
Экспозиция и экскурсии
На начало 2007 года фонд музея составлял 54 726 единиц хранения, в том числе: основной фонд — 37 336 и научно-вспомогательный фонд — 17 392 единиц хранения. Всего в музее 18 хранилищ общей площадью 474 м². Общая площадь, занимаемая музеем — 10 818 м², в том числе экспозиционная — 4442 м².
Научно-исследовательское судно-музей «Витязь»
Основная статья: Витязь (судно, 1949—1979)
У причала Набережной исторического флота ошвартовано самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь». Это одновинтовой двухпалубный теплоход, который отличает прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерская корма.
История этого судна охватывает немецкий, советский и российский периоды. В 1939 году в Бремерхафен было спущено на воду рефрижераторное судно под именем «Марс». Во время Второй мировой войны «Марс» использовался нацистами в качестве военного транспортного судна. После завершения войны оно было передано Великобритании в качестве репарации, а затем менее чем через год передано СССР. В 1946—1947 годах под названием «Экватор» судно выполняло грузоперевозки. В 1947—1949 годах судно перепрофилировано в научно-исследовательском судно Академии Наук СССР и получило своё нынешнее название «Витязь».
Под флагом Академии Наук СССР судно плавало 30 лет, с 1949 по 1979 год, совершило в общей сложности 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7942 научные станции. С его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине, открыт новый тип животных — погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа советской океанологии, в экспедициях работали учёные из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Судно участвовало в программе Международного Геофизического года и других крупных международных проектах. Судно принимали в 100 портах 49 стран мира. Гостями «Витязя» были президенты и премьер-министры, послы и деятели культуры, а также знаменитые учёные, такие как Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто.
Свой последний визит судно нанесло в Калининград, где в течение 11 лет его будущее оставалось неопределённым. Учитывая значительный вклад судна «Витязь» в изучение Мирового океана, в 1992 году было принято решение о его сохранении в виде музея. Через два года ремонтно-восстановительных работ «Витязь» был пришвартован у причала Набережной исторического флота. Самое большое по водоизмещению научно-исследовательское судно-музей «Витязь» является самым первым и по-прежнему главным экспонатом музея.
В ноябре 2007 года «Витязю» присвоен статус «Памятника науки и техники 1 ранга». В музее хранятся кальки чертежей судна с верфи «Шихау» (Германия), где был построен «Марс». ЗАО «ЦНИИМФ» (Санкт-Петербург) передало в музей фотографии внутренних помещений «Витязя», выполненных в 1948 году после переоборудования судна в Висмаре (ГДР).
Подводная лодка-музей «Б-413»
Основная статья: Б-413
Подводная лодка Б-413 на реке Преголя
В декабре 1997 года по инициативе директора музея Мирового океана С. Г. Сивковой Министр культуры России Н. Л. Дементьева обратилась к Председателю Правительства России В. С. Черномырдину с просьбой о безвозмездной передаче Б-413 в качестве экспоната в музей с постоянным расположением в городе Калининград. Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 сентября 1999 года Б-413 была выведена из боевого состава ВМФ. Согласно директиве Командующего Балтийским флотом адмирала В. Г. Егорова Б-413 передислоцирована из Кронштадта в Калининград, где в конце 1999 года поставлена в док на судоремонтном заводе «Янтарь» для переоборудования под музей.
14 июня 2000 года отшвартовалась у музейного причала в городе Калининград, а 1 июля 2000 года состоялась торжественная передача подводной лодки Балтийским флотом Музею Мирового океана.
2 июля 2000 года Б-413 открыта для посетителей как музей. На подводной лодке открыта выставка «Из истории российского подводного флота».
Судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»
Основная статья: Космонавт Виктор Пацаев (судно)
Судно «Космонавт Виктор Пацаев» в Музее Мирового Океана, Калининград. Научно-исследовательское судно Роскосмоса, названное в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева, с 2001 года ошвартовано у причала Музея Мирового океана в Калининграде. Принадлежит НПО Измерительной техники. Единственное сохранившееся судно из состава «Звёздной флотилии», расформированной вследствие распада Советского Союза и тяжёлого экономического положения России в 1990-х годах. До 1994 года основными задачами судна являлись приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами.
С 2003 по сентябрь 2017 года НИС «Космонавт Виктор Пацаев» обеспечивало связь с Международной космической станцией.
Рыболовецкое судно-музей «СРТ-129»
Средний рыболовный траулер «СРТ-129» — единственное музейное рыболовное судно в России.
Основная статья: СРТ-129 Судно включено в состав музея в 2007 году, является типичным рыболовецким судном, использовавшимся для ловли рыбы в море калининградскими рыбаками. На судне имеются открытая для посещения рубка, уменьшенные макеты рыболовецких судов, демонстрируются фильмы о рыболовстве в России и СССР.
Арктический ледокол русского и советского флотов «Красин», являющийся филиалом музея, ошвартован в Санкт-Петербурге. В конце 1980-х «Красин» был приобретён Всесоюзным обществом «Знание» и отправлен в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея. Сейчас место стоянки ледокола — набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института.
В главном корпусе музея размещается экспозиция «Мир океана. Прикосновение…», в которую входят морские аквариумы, коллекции раковин морских моллюсков и кораллов, геологических и палеонтологических образцов, а также крупнейший в России скелет кашалота.
В коллекции раковин морских моллюсков «Жемчужины моря» насчитывается более 6 тысяч раковин моллюсков, в экспозиции представлено около 900 экземпляров. Коллекция «Коралловые сады» представляет более трёхсот образцов кораллов для обозрения. И наконец, в морских аквариумах можно увидеть рыб и других обитателей из различных районов Мирового океана. Здесь имеются различные тропические рыбы, скаты-хвостоколы, крылатки, пираньи Южной Америки, а также акулы Атлантики.
Коллекция геологических и палеонтологических образцов собрана на различных континентах и даёт представление о геологическом строении побережья Мирового океана и самого молодого моря планеты — Балтийского. На фотографиях с космической орбиты запечатлены морские берега и рисунки береговых линий. Экспозицию завершает маяк, на котором установлена составная линза Френеля, предназначенная для подачи световых сигналов в море.
Скелет «балтийского» кашалота
В отдельном павильоне музея выставлен крупнейший в России скелет кашалота. Кости были обнаружены в прибрежной зоне Балтийской косы в 2004 году, поэтому скелет был назван «балтийским». Судя по размерам, длина морского млекопитающего составляла 15 метров, само оно было некрупное, в возрасте от 15 до 20 лет. Поскольку в Балтийское море кашалоты не заходят, то предположительно он попал к берегам Балтийской косы из-за нагона воды со стороны Европы. В июле 2010 года к окончательной реставрации костей кашалота приступил старший таксидермист Юрий Стариков из Зоологического музея Санкт-Петербурга.
Экспозиционно-выставочный корпус «Морской Кёнигсберг — Калининград»
Калининград. Музей Мирового Океана. Выставочные корпуса "Морской Кёнигсберг-Калининград" и "Пакгауз". Экспозиция "Морской Кёнигсберг-Калининград"
В экспозиционно-выставочном корпусе «Морской Кёнигсберг-Калининград» разместились одноименная экспозиция и отреставрированный корабль XIX века, найденный в карьере Янтарного комбината. На втором этаже корпуса - галерея для временных выставок. Выставочный корпус стоит на месте бывшего морского порта. Теперь эта территория принадлежит Музею Мирового океана.
Экспозиция музея посвящена истории флота, прошлому и настоящему морского города. Здесь есть макет пристани конца 19 века, старые фотографии, макеты кораблей, схемы порта и суден, деньги, наградные и памятные знаки, гербы, личные вещи, приборы и детали, инсталляции. Очень много восстановленных остатков найденного корабля. Даже есть инструменты по дереву, фуганки и фальцгобели, топоры и пилы, ручные сверла, долото, стамески.
Инструменты по дереву, фуганки и фальцгобели в основном топоры и пилы, ручные сверла, долото, стамески
Тут есть макет пристани, всех складов и прочего, что было в конце 19 века. Так уже не восстановят, но все равно даже как есть, уже круто.
А вот и найденный корабль 19 века
Если бы я нашел такие остатки не подумал бы даже, что это корабль, бревна и бревна
Восстановленные остатки корабля
Тут есть старые фотографии, макеты и схемы порта и суден
Деньги, некоторые из них, нам хорошо знакомы
про завод Шихау и разные верфи
Портовые сооружения в Кёнигсберге строились с XVII века. Они часто горели, затем перестраивались, изменялись. Портовые склады, в которых сегодня разместились выставочные корпуса «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз», были построены в середине XIX века. В этот же период, вероятно, появилась причальная стенка и булыжная мостовая. В середине XIX века в этом районе был построен железнодорожный мост, который сохранился до наших дней. Позже был возведен крупный железнодорожный узел, позволявший перегружать грузы из портовых складов в вагоны и отправлять по назначению.
Территория, расположенная вдоль реки Прегель, была разрушена в годы Второй мировой войны. Причальная стенка и мостовая были восстановлены музеем в 2000-2003 годах, здания - в 2006-2007 годах. Сегодня портовые сооружения в комплексе с причальной стенкой, булыжной мостовой, железнодорожным мостом и коллекцией музейных экспонатов, выставленных под открытым небом, напоминают уголок старого города середины XIX века.
Выставочный корпус «Пакгауз»
Выставочный корпус «Пакгауз» со двора
С 2010 года в экспозиции музея находится фонтан «Путти» известного немецкого скульптора Станислава Кауэра.
С 2015 года рядом с фонтаном выставляется ещё одна знаменитая работа Кауэра — авторская копия рельефа «Гениус»
хранящегося в Художественной Галерее Калининграда.
С 2015 года в музее также выставляется скульптура Артура Штайнера «Лизонька с котятами».
Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор/«Корабельное воскресение»
Основная статья: Крепость Фридрихсбург
Фридрихсбургские ворота - одни из самых красивых. Не смотря на то, что кажутся огромными и массивными - это всего лишь впечатление.
Имеют четыре круглые башни с декоративными зубчатыми парапетами, называющимися варницы или машикули. Когда-то через них поливали атакующего противника кипятком, смолой, раскаленным жиром.
Вообще, эта стилизация «под старину» произошла еще в конце XVII - начале XVIII века. Модный художественный стиль «романтизм» отразился в архитектуре крепостных сооружений. Башни, зубцы, варницы, окошки как бы подражают средневековым сооружениям. Стиль постройки – ложная готика, неоготика.
Боевые капониры, наблюдательные амбразуры, кордегардия, внутренний двор, все пропитано эпохой крепостей и крепостных сооружений. Внутри можно увидеть схемы крепости Фридрихсбург и эпохи её зарождения.
Ворота фигурируют в истории с захоронением и затоплением неизвестных предметов поздней осенью 1944 г. История выглядит правдоподобно, ведь накануне битвы за Восточную Пруссию и штурме города нацисты прятали ценности, где только возможно. Свидетель утверждает, что неподалёку от ворот выкопали большой котлован. Работы шли около четырёх дней под усиленной охраной. По окончанию местность привели в порядок без следов производства каких-либо работ. Возможно, где-то в этом районе находится тайник.
Историко-культурный центр Лодейный двор/«Корабельное воскресение»
Музейный комплекс «Корабельное воскресенье» был создан в рамках программы музея Мирового океана по сохранению и популяризации морского наследия России и посвящен истории кораблестроения и возрождению исторических судов, включает в себя два небольших комплекса: Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор, расположенный на прилегающей территории.
Посетив музейный комплекс Фридрихсбургских ворот можно не только познакомиться с историей кораблестроения, но также прикоснуться к истории Кёнигсберга и Калининграда.
Данный музейный комплекс расположен непосредственно во Фридрихсбургских воротах, состоит из нескольких залов, экспонаты которых повествуют об истории корабельного дела. Часть коллекции музея посвящена роли Петра I в становлении Российского флота.
Также в музее можно посмотреть несколько фильмов, посвященных жизни и деятельности Петра, связанных с корабельным делом и мореплаванием, в том числе создание флота в России и открытие в связи с этим навигатской школы в Москве.
Около музейного комплекса
Первый зал музея
Второй зал музея
«На чем плавали наши предки» Экспонат берестяное каноэ северо-американских индейцев племени Атикамек, проживающих в долине реки св. Маврикия; Квебек; Канада.
На вид простенькое каноэ обладало исключительными мореходными качествами, а также невероятной легкостью, управляемостью и скоростью передвижения, что в сочетании с прочностью конструкции давало возможность передвигаться по мелководью и быстринам рек северо-западной Канады.
Каноэ использовалось трапперами компании Гудзонова залива вплоть до начала 20-го века.
Мореходные инструменты:
- ветрометр - деревянный компас, для приблизительного, в румбах, указания направлений на море, применялся с 15 по 18 века;
- поморский компас - магнитный карманный компас, для приблизительного, в румбах, указания направлений на море;
- градшток - деревянный астрономический угломерный инструмент для измерения положения (солнца, луны или звезд), применялся с 15 по 18 века;
- лот ручной - приспособление для измерения глубин с борта судна, применяется и по настоящее время;
- квандрант Дэвиса - деревянный астрономический угломерный инструмент для измерения высот светил, применялся с 17 по 18 века.
Судомодель Илимка - речная лодка длиной до 15 метров, грузоподъемностью от 2 до 20 тонн с крытым помещением на борту. Была характерна с конца 19 до середины 20 веков. В кетском языке лодка-илимка называется асель, русское название связывают с названием реки Илим.
На илимке сооружали жилище типа шалаша в форме рассеченного цилиндра. Каркас его делался из черемуховых прутьев и покрывался полотнищами из бересты. Помещение внутри делилось на две части: передняя - жилье, задняя - склад.
На середине илимки устанавливалась длинная мачта с трезубцем и вымпелом. Большая грузоподъемность в сочетании с наличием жилища позволяла семьям кетов комфортно жить в лодке в период промысла рыбы.
В движение илимка приводилась однополосными веслами, при ветре ставили парус. Часто её тянули вдоль берега с помощью бечевы люди и собаки.
Судомодель Байдара - большая транспортная и промысловая каркасная лодка приморских чукчей, коряков и эскимосов (у эскимосов называлась анъяпик, у эскимосов Аляски - умиак, русское название - байдара).
Каркас байдары собирался из китового уса (реже из дерева) с эластичными связями из ремней и обтягивался шкурой морских животных: моржа, тюленя. Является древнейшим типом промысловой лодки у народов Берингова моря и используется по настоящее время.
Байдары подразделяются на малые, средние и большие. Малые байдары (одно-, двух-местные; длина 2-4 метра) - применяются для добычи мелких тюленей. Средние байдары длиной до 8-10 метров, используются для охоты на китов и моржей. Большие байдары достигают в длину 20 метров, вмещают до 30 человек и используются для перевозки людей и грузов.
Судомодель Каяк - одно-, двухместная лодка алеутов, эскимосов, коряков. Примерные размеры: длина до 3 метров, ширина - 0,75 метров. Применяется с 19 века по настоящее время. Используется для охоты на морского зверя.
Корякский каяк был немного короче и шире экскимосско-алеутского. Человек помещался в кожаном люке, края которого плотно прилегали к одежде, создавая герметичность и позволяя лодке совершать полный оборот под водой.
Судомодели:
- чайка казацкая - беспалубная плоскодонная лодка запорожских казаков 16-17 веков, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Применялась во время военных походов против турок;
- сойма ладожская - объединенное название парусных судов, строительство которых началось с 18 века на Ладоге и близлежащих озерах. Использовались для рыбной ловли, перевозки людей и грузов;
- реюшка каспийская - парусно-гребное рыболовное судно Каспийского моря и дельты Волги.
Судомодель Лодья - морское и речное парусно-весельное судно славян, упоминающееся с 9-10 веков. Термин «ладья» в летописях относится как к боевым кораблям, участвовавшим в военных походах, так и к торговым судам.
Строились из выдолбленных крупных стволов дуба и липы. Для увеличения вместимости к долбленному из цельного дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Корма и нос были острые, возвышенные. Управлялись веслами и парусом. Имели длину до 20 метров, ширину до 5 метров, грузоподъемность до 200 тонн, поднимали на борт до 40-60 человек.
Судомодель Коч (коча, кочмора, кочмара) - поморское одномачтовое деревянное парусно-гребное судно 11-19 веков. На кочах ходили из Колы (близ современного Мурманска) на Грумант (Шпицберген) и Новую Землю.
Судомодель Фрегат «Орел» - первый русский военный парусный корабль западноевропейского типа. Был построен в 1667-1668 годах по указу русского царя Алексея Михайловича для охраны торгового судоходства на Волге и Каспийском море на верфях в селе Дединово Коломенского уезда.
Третий зал музея (кабинет Петра I)
Посвящен эпохи Петра I, которая ознаменована масштабными географическими исследованиями, что дало мощный толчок к развитию картографии.
«Оградя отечество безопасности от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусство и науки».
Петр I
Петр I собирал произведения искусства: картины, в основном голландской школы; «резные камни» - античные и созданные современными ему мастерами камеи; монеты и медали; механизмы и инструменты; китайские диковинки и прочие интересные предметы.
31 декабря 1714 года Петр I распорядился перенести все свои диковины в Кунсткамеру - в переводе с немецкого это слово означает не что иное, как «кабинет редкостей».
«Редкости» Петра I были довольно обширны и разнообразны. Им основана первая в России археологическая, так называемая «Сибирская», коллекция. Ядро «кабинета натуралий» составили купленные царем у известного анатома Фредерика Рюйша собрание, главным образом демонстрирующее аномалии человеческого организма, и коллекция препаратов из экзотических рыб, рептилий, насекомых и млекопитающих, приобретенная у голландского аптекаря Альберта Себы.
Сегодня, даже трудно себе представить то впечатление, которое производила кунсткамера Петра на первых своих посетителей. Перед изумленными очами русских людей раскрывались тайны природы, скрытые в земных недрах и морской пучине, в мириадах звезд над головой, в мире крошечных созданий - насекомых и рептилий - и даже в собственном (человеческом) теле.
Костюм Петра I (кафтан, штаны, ботфорты), Голландия, конец 17 века (реконструкция).
Голландский или «шкиперский» костюм Петр I носил в период своего пребывания в Голландии, где он обучался судостроительному делу.
Четвертый зал музея
Посвящен парусному флоту России.
Парусный флот России получил быстрое развитие во время правления Петра I, который был искусным корабельных дел мастером. Он участвовал в проектировании и строительстве кораблей, изучал чертежи вновь создаваемых кораблей, корректировал их, исправлял ошибки, постоянно изыскивал новые методы быстрой и качественной их постройки.
Путешествуя по Европе в составе Великого посольства, Петр I собирал и изучал книги по судостроению и мореплаванию. Важным шагом было создание в 1701 году Школы математических и навигацких наук, образованной в Москве. В школе готовили кадры офицеров флота и отчасти армии. Привлекая иностранных преподавателей и корабельных мастеров, Петр I во многом шел своим путем, столь отличным от идеологий его предшественников и современников, создавая при этом отечественную школу кораблестроения.
Корабли Российского флота самых разных классов строились на многочисленных верфях по всей России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 6 бригантин, 8 шняв, значительное количество скампавей, бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных и множество мелких судов.
Петру I принадлежит идея создания «двух флотов»: галерного - для действия совместно с армией в прибрежных районах и корабельного - для преимущественно самостоятельных действий на море. В этом отношении военная наука считает Петра I непревзойденным для своего времени знатоком взаимодействия армии и флота.
Российский флот сыграл важную роль в жизни государства. Первая победа русских на море у мыса Гангут на Балтике доказала военную мощь и знание морского дела.
Продольный разрез русского парусного судна первой половины 19 века.
Петр I вывел Россию из спячки, возвел в ранг морских держав и, отчасти, благодаря именно военно-морскому флоту, удалось «прорубить окно в Европу», что, несомненно, оказало мощное влияние на дальнейшее развитие империи.
Судомодель Линейный корабль «Полтава» - первый линейный корабль Балтийского флота, построенный в Санкт-Петербурге в 1712 году. Длина 40 метров, ширина 12 метров, грузоподъемность 1 000 тонн, вооружение 54 пушки.
«Полтава» активно участвовала в Северной войне 1700-1721 годов и в 1713 году ходила под штандартом Петра I.
Корабль был построен из хорошо высушенного дубового леса, что в период бурного строительства флота соблюдалось не всегда. «Полтава» служила 20 лет, что значительно дольше многих судов её периода.
Судомодель Шлюп «Восток» - трехмачтовый парусный военный шлюп, построенный на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году. Водоизмещение 985 тонн, дина 39 метров, ширина 10 метров, скорость до 10 узлов, экипаж 117 человек, вооружение 16 пушек.
Шлюп был флагманом в русской кругосветной экспедиции 1819-1821 годов под командованием Ф.Ф. Беллинстаузена и М.П. Лазарева открывшей Антарктиду.
В 1828 году шлюп «Восток» был исключен из списка флота.
Судомодель Галера «Двина» - единственное в русском флоте 50-весельное трехмачтовое судно, построенное по «венецианскому маниру». Свое имя судно получило при спуске на воду 16 мая 1729 года в Санкт-Петербурге на Галерной верфи. Имела длину 48 метров, ширину 10 метров, вооружение 15 орудий.
Галеры предназначались для боевых действий у побережья и в шхерах. В боевых действиях «Двина» не участвовала, но ежегодно в течение нескольких лет выходила в Финский залив для практических плаваний.
Судомодель Бот «Святой Гавриил» - одномачтовый бот, построенный в 1728 году в Нижнекамчатске на полуострове Камчатка из местного леса для Первой Камчатской экспедиции 1721-1730 годов.
Судно имело длину 18 метров, ширину 6 метров, осадку 2 метра, трюм для грузов, кубрик для команды, офицерские каюты и камбуз. Экипаж 44 человека.
Бот прослужил на Тихом океана 27 лет, до 1755 года.
Судомодель Ботик Петра I - небольшое дубовое беспалубное одномачтовое судно, предположительно изготовленное в Англии и доставленное в Россию в 1640-х годах.
В мае 1688 года ботик отремонтировали, и юный царь совершил на нем плавания по реке Яузе и на Просяном пруду в Измайлове. Затем ботик был перевезен на Плещеево озеро, где с прогулок под парусом началось серьезное увлечение будущего императора корабельным делом и флотскими науками.
Петр I назвал ботик «дедушкой русского флота».
Судомодель Корабль «Гото Предестинация» (в переводе - «Божие сему есть Предвидение»), был заложен в ноябре 1669 года на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 года. Строительство велось по проекту, чертежам и при личном присутствии Петра I.
Длина судна 36 метров, ширина 9,5 метров, глубина трюма 2,9 метров. На нижнем деке располагались двадцать шесть орудий, на верхнем - 24-ре 8-фунтовых и на юте - восемь 3-фунтовых. Экипаж 253 человека.
«Гото Предестинация» - не только первый 58-пушечный корабль отечественной постройки, но и образец скульптурно-декоративного убранства, произведение искусства в стиле петровского барокко. Корабль входил в состав Азовского флота до 1711 года.
Судомодель Фрегат «Штандарт» - 2-пушечный трехмачтовый фрегат, построенный в 1703 году на Олонецкой верфи в Лодейном Поле на реке Свирь. В строительстве «Штандарта» Петр I принимал личное участие.
Длина фрегата составляла 27,5 метров, ширина 7,3 метра, средняя осадка 2,7 метров. Экипаж 120 человек. Вооружение 28 пушек.
Это был первый русский военный корабль на Балтийском флоте. Название судна символично: одновременно с закладкой корабля Петр I ввел новый флаг - царский штандарт, представляющий собой двуглавого орла на желтом фоне, державшего в лапах и клювах четыре карты с контурами Каспийского, Белого, Азовского и Балтийского морей. Это означало, что после взятия крепости Ниеншанц в устье реки Невы, Россия получала выход к четвертому морю - Балтийскому.
Под данным флагом и командованием Петра I корабль перешел Ладожское озеро во главе семи вновь построенных судов и стал на якорь на рейде крепости Шлиссельбург. Впоследствии кораблю принял активное участие в Северной войне.
Фрегат «Штандарт» находился в составе Российского флота более 25 лет.
Портрет Петра I, мореходные инструменты и навигационные приборы
Закрытое помещение комплекса Лодейный двор, расположенное на втором этаже, состоит из коллекций мореходных предметов; флотских головных уборов из 17 стран мира (коллекция Евгения Гришковца); морских оружий (шпаг, ножей и т.д.); образцов военной морской формы современного флота Российской Федерации.
Фото территории историко-культурного центра «Корабельное воскресение»
При историко-культурном центре «Корабельное воскресение» действует кружок (клуб выходного дня), где проводят занятия для детей, рассказывающие о морском деле и традициях. Дети рисуют на досках, пишут перьями, изучают географию, историю морского дела, математику по старинным учебникам, изучение компас, карты, морские сигналы, флаги, обучаются вязать морские узлы и т.д.
Практическая информация
Адрес историко-культурного центра «Корабельное воскресение»: музей расположен во Фридрихсбургских воротах и на прилегающей территории, по адресу: улица Портовая, 39, Калининград, на южной стороне реки Преголя, недалеко от Двухъярусного моста и набережной Петра Великого.
Узнать стоимость, часы работы музея, а также о мероприятиях, проводимых на территории музея, можно как в кассе, расположенной непосредственно на территории музея, так и на официальном сайте.
Официальный сайт историко-культурного центра «Корабельное воскресение»: музей во Фридрихсбургских воротах является филиалом музея Мирового океана, сайт: world-ocean.
Маяк Риндерорта
Маяк Риндерорта — один из трёх сохранившихся в Калининградской области маяков довоенной постройки, расположенный на берегу Куршского залива в посёлке Заливино. В 2020 году передан в собственность музея Мирового океана[19], которым принято решение о восстановлении маяка и создании экспозиции с помощью системы краудфандинга.
Маяк в посёлке поставлен в 1868 году. Тогда это была 12-метровая деревянная штанга с керосиновым фонарём и линзой. В 1908 году маяк уже был возведён в камне, и его кирпичная башня с каменной винтовой лестницей и медной крышей имела высоту более 15,3 метра. Красный и белый огонь маяка был виден в заливе на расстоянии 7 и 12 миль соответственно. Тогда же к башне был пристроен кирпичный домик смотрителя.
Другие экспонаты и объекты на территории музея
Подводный обитаемый аппарат «Тетис».
Помимо экспозиции на причале у набережной исторического флота, музей располагает:
археологической находкой «Корабль XIX века»; подводными обитаемыми аппаратами «Пайсис-VII»
и «Тетис»; яхтой 1950-х годов «Фольксбот»; гидрографическим катером, шлюпками барка «Крузенштерн», рубкой подводной лодки Б-613, ялом (экспонаты открытой территории), а также действующими катером и яхтами.
В фондах музея хранятся материалы, связанные с деятельностью учёных и исследователей океана — М. В. Клёновой, В. Г. Корта, П. П. Ширшова, В. П. Зенковича, П. Л. Безрукова, И. Д. Папанина и других. Особую ценность представляют научные рисунки рыб Курило-Камчатской впадины, выполненные в 14-м рейсе «Витязя» сотрудником Института океанологии доктором биологических наук Л. А. Пономарёвой, рисунки китообразных Мирового океана (сотрудник АтлантНИРО Б. А. Леонов), а также рисунки глубоководных видов рыб (кандидат биологических наук И. А. Трунов).
В музее выставляются графические работы художника-мариниста Е. В. Войшвилло с изображениями исторических судов, а также модели научных и исторических судов.
Среди наиболее ценных экспонатов — мебель из кабинета адмирала С. О. Макарова, личные вещи и архивы учёных-океанологов, отечественных космонавтов (в том числе, А. А. Леонова).
Территорию музея пересекает первый железнодорожный мост через реку Преголя в Кёнигсберге, который в 1865—1929 годах соединял районы Форштадт и Лаак и служил для сообщения между вокзалами Остбанхоф и Литценбанхоф. Проект строительства был одобрен правительством Пруссии в 1862 году по проекту восточно-прусского железнодорожного общества. В 1863 году началось строительство, стоимость которого составила 385 тысяч таллеров. Для того чтобы не мешать движению судов по реке, мост был спроектирован подъёмным с использованием механизма коленчатого рычага вместо ранее использовавшегося подъёмного механизма балок. Опускной кессон сооружён из 10-миллиметровой листовой стали и имеет размеры 14 метров в длину, 5 метров в ширину и 18,8 метров в глубину. По обеим сторонам моста также располагались пешеходные дорожки.
По состоянию на 2010 год, мост хорошо сохранился и является самым старым из сохранившихся металлических разводных мостов Калининграда через реку Преголя. Мост является собственностью Калининградской железной дороги.
В музее также представлена уникальная коллекция океанических рыб выдающегося советского скульптора-анималиста Андрея Марца, максимально приближенная к реальным биологическим прототипам и составляющая 51 скульптуру.
Скамейка Канта на набережной реки Преголя.
Старинный мост около Музея Мирового океана
Сохранившиеся подъездные пути к старому железнодорожному мосту.
Награды
Благодарность Министра культуры Российской Федерации (14 октября 2003 года) — за подготовку и проведение 7-ого Международного конгресса по истории океанографии под эгидой ЮНЕСКО. источник
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев