Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России.
Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений.
Как называется собор?
В народе его называют храмом (собором) Василия Блаженного. Страшной ошибки в этом нет. Но мало кто знает, что его первое и основное название — собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву». Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
Покровский собор был возведен по обету Ивана Грозного, который он дал перед походом на Казань в 1552 году, и по благословению митрополита Макария. Завоевание Казанского ханства было важнейшим событием в истории России, и это его значение и было подчеркнуто возведением грандиозного собора.
В 1555–1561 годах на едином основании (подклете) были возведены девять церквей, пять из которых были затем освящены в память о Казанском походе.
В центре собора находится главный храм — собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Первого октября 1552 года начался штурм Казани — тогда же по церковному календарю отмечался праздник Покрова Богородицы. Поэтому центральный храм и назвали в честь этого праздника, а затем по нему — и весь собор.
Восемь церквей, расположены симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Четыре больших церкви смотрят строго по сторонам света.
Сложная архитектурная композиция и программа строительства собора, скорее всего, принадлежали митрополиту Макарию, который хотел в многопридельном храме воплотить образ Небесного Града Иерусалима на земле, а также возвеличить роль Москвы и Ивана Грозного.
Ослепили ли Барму и Постника?
Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем история об ослеплении строителей собора по приказу Грозного не подтверждается никакими реальными историческими свидетельствами. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.
Раньше считалось, что собор Василия Блаженного строил иностранный мастер, скорее всего из Италии. А поскольку в Западной Европе были распространенными легенды об ослеплении талантливых архитекторов, чтобы они не могли творить дальше, то некоторые иностранные путешественники, попадавшие в Москву, «механически» перенесли их и на мастера, возведшего Покровский собор. То же самое стали потом говорить и про Постника и Барму.
Особенно широкое распространение мнимая история об ослеплении получила благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938), после чего она вошла даже в школьные учебники по истории:
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем! Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь стояла одна такова…
Соколиные очи
Кололи им шилом железным,
Дабы белого света
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси гусляры.
Нет комментариев