Ночью, 24 августа 1572 года, в праздник святого Варфоломея начался самый кровавый эпизод религиозных войн во Франции. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около трёх тысяч человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.
Традиционно считается, что Варфоломеевская ночь была спровоцирована Екатериной Медичи, матерью французского короля Карла IX, под давлением итальянских советников, таких как Альбер де Гонди и Лодовико Гонзага. Резня произошла спустя шесть дней после свадьбы королевской дочери Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, в связи с которой многие из самых богатых и видных гугенотов собрались в преимущественно католическом Париже. Резня началась 23 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, спустя два дня после покушения на убийство адмирала Гаспара Колиньи, военного и политического предводителя гугенотов.
«За ужасной ночью наступил день еще более чудовищных избиений. Каждая улица, каждая площадь, каждый перекресток, весь город превращались в арену убийств. Лувр уже стал братской могилой всех гугенотов».
По подсчетам, Карл за Варфоломеевскую ночь и последующие пару недель убил людей раз в 10 больше, чем Иоанн Грозный, действительно жестокий царь, за все свое полувековое правление.
«Представьте, как будет выглядеть Париж, если на одной улице, в одном доме будут проповедовать католики и гугеноты», - логично объясняли свои действия нападавшие. - «Близ церкви, где причащаются Телом Спасителя, на углу в лавке станут торговать мясом в пост. В парламенте сядут рядом защитники веры и осквернители святынь. Никогда не было ни у нас, ни в каком другом государстве такого смешения и разлада».
Варфоломеевская ночь поразила воображение современников и заслонила собой другие события противостояния католиков и гугенотов. После Варфоломеевской ночи около 200 тысяч гугенотов бежали в соседние государства. Англия, Польша и немецкие герцогства выразили своё недовольство такой возмутительной вспышкой насилия. Русский царь Иван Грозный также осудил такое обращение с народом (его письмо с осуждениями было написано через два года после Новгородского погрома).
Эдуар Деба-Понсан. Утро у ворот Лувра. 1880. Клермон-Ферран. Франция. Коллекция Музея Роже-Кийо.
На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, бесстрастно разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.
Эрмитаж
Нет комментариев