А вот с женщинами все обстояло с точностью до наоборот. Выходя на улицу, жительницы Афин тех времен кутались в гиматий и надевали соломенную шляпу. В жаркие дни пользовались зонтиками, чтобы сберечь кожу от солнца — женский загар не был в чести: женщина, следящая за домашним очагом, должна (в отличии от рабынь) находиться вдали от солнечных лучей. Недаром для искусства того времени характерно изображение мужского тела коричневой краской, передающей темный загар, а женского - светлой.
Исключением были загорелые спартанки — как пишет Плутарх законы Ликурга «укрепили и закалили девушек упражнениями в беге, борьбе, метании диска и копья, чтобы женщины, рожая, просто и легко справлялись с муками». От участия обнаженными в соревнованиях, торжественных шествиях и обрядах наравне с юношами, кожа жительниц Спарты быстро приобретала бронзовый оттенок.
Из Древней Греции мода на загар вместе с культом здорового, красивого тела перешла к римлянам. Загар стал отличием римского гражданина - воина и защитника. Недаром, встречая вернувшегося из военного похода юного Октавиана Августа — будущего императора, мать ласково говорит ему: «как же ты загорел, настоящий римский солдат». Вот что пишет о мужской красоте Овидий:
Кто от природы красив, пускай красотой щеголяет,
В ком благородный загар — плечи умей показать
А римским женщинам пристало быть бледными. Луций Апулей говорил, что Вулкан не женился бы на Венере, а Марс не полюбил бы ее, будь она смуглой. Для осветления кожи римские аристократки использовали ядовитые свинцовые белила, отправившие в царство Плутона не одну модницу.
Но времена менялись и, по мере движения к упадку империи, светлая кожа становится признаком высокого социального статуса. С падением престижа профессий, требующих занятий на свежем воздухе, падает престиж загара. Ранее быть моряком или землепашцем не считалось зазорным, но наступают другие времена. Более не считается почетной воинская служба, для защиты от варваров римляне предпочитают не воевать самим, а нанимать других варваров. Наверняка загар возвращался в мужскую моду вместе с приходом к власти очередного «солдатского императора», но ненадолго.
В подражании аристократии бледность на века (почти две тысячи лет!) становится атрибутом женской и мужской красоты и признаком принадлежности к высшему обществу. Загар остается уделом крестьян, моряков, простых солдат – словом низших слоев тогдашнего населения.
- Ибо внешний вид у них, д'Эпернон, не очень-то привлекательный.
- Сир, я знаю, что они несколько отощали да и загорели на солнце наших южных провинций.
Но я был таким же худым и смуглым: они пополнеют и побелеют, подобно мне.
Во времена Изабеллы Кастильской провинившихся перед королевской четой фрейлин заставляли загорать, чтобы они не могли долго появляться при дворе, а в семнадцатом веке чтобы избежать нежелательного загара, модницы выходили с маской на лице, которую держали зубами. Английская королева Елизавета Первая пудрила лицо так густо, что не видно было кожи. Дюма, описывая поначалу небогатую, но безусловно положительную героиню, подчеркивал, что хотя «руки ее, обнаженные до локтя, покрыты загаром», но «словно скопированы с рук Венеры».
Отношение к загару изменилось с наступлением двадцатого века, когда большинство низкооплачиваемых работ в индустриальных странах переместились под крыши фабрик, заводов и контор. Загар поменял свой знак — загорелое тело стало означать, что его обладатель располагает деньгами и свободным временем.
Считается, что моду на загар снова ввела Коко Шанель в 1920-х. Согласно легенде, случайно загорев во время морского путешествия по Средиземному морю, она, не растерявшись, заявила, что кожа цвета аспирина болезненна и некрасива. В течении нескольких лет загар стал неотъемлимой принадлежностью романтических героев, а с 30-х годов — и героинь. Кстати в бывших рабовладельческих штатах США и южных колониях Британской империи мода на загар прививалась с большим трудом — там по-прежнему низшие классы были самыми темнокожими.
Нет комментариев