Госкорпорация «Ростех» отчиталась о поставках в войска почти 300 тыс. комплектов боевой экипировки (КБЭВ) «Ратник» за последние 8 лет. Помимо базовой версии амуниции, армия РФ получает командирские образцы, изделия для снайперов, пулемётчиков, экипажей боевых машин.
«Ратник» — передовая экипировка, позволяющая успешно выполнять широкий спектр задач на поле боя. Она объединяет более 60 элементов: оружие, прицелы, средства индивидуальной защиты, комплекты автономных источников тепла, средства связи и системы активной защиты слуха», — цитирует пресс-служба «Ростеха» индустриального директора госкорпорации Бекхана Оздоева.
Долгий путь к успеху
К сожалению, в открытом доступе можно найти достаточно скупую информацию об истории создания «Ратника». Его разработка началась, предположительно, в середине 2000-х годов. На тот момент наша армия катастрофически отставала по развитию элементов КБЭВ от западных государств.
Ещё в 1980-е годы в мире была осознанна необходимость появления боевой экипировки модульного типа с обязательной интеграцией в неё бронежилета, средств связи, навигации и удобных приспособлений для ношения боеприпасов.
Конструкторская мысль в СССР тоже не простаивала. Опыт афганской кампании, где достаточно редко использовались бронежилеты (в силу их тяжести и неудобства), продемонстрировал острую нехватку более лёгких и эффективных средств индивидуальной защиты, а также комплексов связи и ориентирования.
Работу над решением этих проблем в нашей стране похоронил распад СССР. Злой усмешкой потерянному могуществу стала операция ВС США против Ирака в 1990- 1991 годах, где во всей красе показали себя американские военнослужащие в новейшей экипировке пустынного камуфляжа.
В середине 1990-х годов собравшееся с силами Минобороны РФ поручило ЦНИИТОЧМАШ в кооперации с другими предприятиями разработать собственный КБЭВ. Амуниция получила название «Бармица». Однако она не получила широкого распространения из-за нехватки средств на закупку, недостаточной функциональности и чрезмерной массы (около 40 кг).
Обе чеченские войны и конфликт в Южной Осетии российские войска прошли без использования КБЭВ, что предопределило неприлично низкое соотношение между количеством погибших и раненых.
Например, в югоосетинской кампании со стороны ВС РФ оказалось 74 погибших и более 170 раненых, а в грузинской армии эта пропорция составила примерно 170 к 1800. Причина высокой выживаемости живой силы противника заключалась в ношении современной боевой экипировки.
В принципе нашим конструкторам и военным специалистам и раньше было понятно, что оставлять армию в таком виде больше недопустимо. Однако на повестке дня находилось ещё много нерешённых проблем.
«Не скрою, работа (по совершенствованию «Бармицы») идёт трудно. И конца-краю ей не видно. Раньше всё упиралось в финансирование, сейчас — в технологии. Мы сильно отстали по этой части от западных конкурентов. Вот почему наши спецы и положили глаз на французскую экипировку (FELIN). Она одна из передовых в Европе», — заявил «Комсомолке» в 2009 году старший научный сотрудник одного из НИИ Минобороны РФ Александр Попов.
Именно в конце 2000-х годов начались испытания отдельных элементов «Ратника». Согласно общепринятой версии, эта экипировка была создана на основе «Бармицы», но с большой вероятностью отечественные инженеры активно заимствовали западные технологические решения и многое «подсмотрели» у того же FELIN.
Как бы то ни было, но вложения в «Ратник» себя полностью оправдали. В 2013 году экипировка была принята на вооружение и начала массово поставляться в войска с 2015 года. По официальным данным, отечественная КБЭВ по ряду характеристик превосходит лучшие западные образцы.
«Ратник» состоит из следующих элементов: бронежилет 6Б45, многослойный бронешлем 6Б47, модернизированные защитные очки, налокотники и наколенники, жилет с отсеками для боеприпасов, нашлемный монитор, переносной комплект связи, автономные источники тепла, гарнитура с активной системой защиты слуха, жилет с отсеками для боеприпасов, рюкзак объёмом 50 литров, ранец на 10 литров и др.
От «Ратника» до «Сотника»
Нет комментариев