Президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал граф Федор Апраксин
По замыслу царя, созданные им коллегии должны были заменить собой старые приказы, и в то же время за счет распределенности системы принятия решений обеспечить их высокое качество и устранить возможную коррупцию. При этом, что любопытно, будущий первый русский император хорошо понимал, что, хотя коллегии и созданы по образцу шведских, считавшихся наиболее прогрессивными, и при активном участии иностранных советников, отдавать иностранцам управление страной нельзя. И в указе от 11 (по ст. ст.) декабря 1717 года, который считается первым документом, устанавливающим систему коллегий, и называется «О штате коллегий и времени открытия оных» прямо оговорено: руководство коллегиями возлагается на русских управленцев. Вот как это звучало в самом документе: «Русские: президент, вице-президент (русский или иноземец), 4 коллегии советники, 4 коллегии асессоры, 1 секретарь, 1 натарий, 1 актуарий, 1 регистратор, 1 переводчик, подьячие трех статей. Иноземцы: 1 советник или асессор, 1 секретарь, шкрейвер (писарь. — Прим. авт.).
В том же указе прямо оговаривалось, что все президенты должны начать «сочинять» свои коллегии с начала нового, 1718 года, но «в дела не вступаться до 1719 году, а с будущаго году, конечно, зачать свои коллегии управлять». Но создание русского флота проволочек не допускало, и потому фактическое существование будущая Адмиралтейств-коллегия начала задолго до того, как появился документ о ее создании и даже до того, как Петр I определил штат будущих коллегий.
Адмиральские «консилии»
Встречи будущих руководителей будущей Адмиралтейств-коллегии проходили с осени 1717 года то в военно-морской, то в адмиралтейской канцеляриях, – то есть в появившихся в 1712 году наследницах Адмиралтейского приказа, существовавшего с декабря 1696 года. Первая занималась всем, что было связано с материально-технической стороной флотской деятельности, вторая отвечала за личный состав флота. Заседания эти носили название «консилий» – от латинского «консилиум», то есть совещание. Состав их участников не был постоянным: собирались те, кто имел непосредственное отношение к обсуждаемым вопросам и мог присутствовать на консилии. Знаменитая «Военная энциклопедия» Сытина приводит такие данные: на одном из первых таких совещаний, протокол которого считается первым сохранившимся документом «консилий», присутствовали сам Петр I, генерал-адмирал князь Александр Меншиков, генерал-майор Григорий Чернышев, вице-адмирал Корнелиус Крюйс и барон Петр Штафиров.
Нет комментариев