Окружающий мир 3 класс
Толковый словарик
Атмосфе́ра — воздушная оболочка нашей планеты.
Воздух состоит из азота, кислорода и других газов.
Биосфе́ра —обитаемая часть оболочек нашей планеты —
атмосферы, гидросферы и литосферы, в которой происхо-
дит круговорот веществ. Биосфера объединяет
все экосистемы Земли.
Гидросфе́ра — водная оболочка нашей планеты.
Литосфе́ра —каменная оболочка нашей планеты.
А́томы — частицы, из которых состоят вещества.
Существует
всего около 90 разновидностей атомов.
Моле́кулы — мельчайшие частицы вещества, сохраняющие
его свойства. Молекула вещества — это определённое
сочетание
атомов.
Га́зы — вещества в состоянии, когда они похожи
на воз-
дух: лёгкие, прозрачные, летучие,
упругие. Молекулы газов
движутся с большой скоростью,
разлетаются и заполняют
весь возможный объём.
Жи́дкости — вещества в состоянии, когда они похожи на
воду:
текучие, несжимаемые, сохраняющие свой объём, но
принимающие
форму сосуда, в который налиты. Частицы
(молекулы), из которых состоят
жидкости, связаны взаим-
ным
притяжением, но легко перемещаются одна относи-
тельно другой.
Твёрдые
тела́ — вещества в состоянии, когда они похожи
на
камни; образуют отдельные предметы постоянной формы
и
размера. Частицы, из которых состоят твёрдые тела,
прочно
связаны друг с другом в определённом порядке и
не
могут перемещаться, а только колеблются на месте.
Тела́ — отдельные предметы, окружающие нас.
Зако́н сохране́ния эне́ргии: энергия не
появляется ниот-
куда
и не исчезает бесследно.
Кле́тка
— мельчайшая часть любого организма, в которой
происходит
усвоение питательных веществ и использование
энергии. Самые маленькие организмы состоят
всего из
одной
клетки.
Круговоро́т веще́ств — такое изменение веществ
при
последовательном использовании их живыми организмами,
которое рано или поздно приводит к восстановлению исходного вещества —
замыканию круговорота. Замыкание
круговоротов в природе возможно благодаря тому, что все
отходы жизнедеятельности одних
организмов рано или
поздно
используются какими-нибудь другими организмами.
Поэтому количество различных веществ в
биосфере под-
держивается
на постоянном уровне.
Культу́рные
расте́ния — выведенные человеком сорта рас-
тений, которые имеют ценные для
него особенности. Эти
растения используются в пищу или
в качестве сырья для
производства вещей.
Боло́то — экосистема с избыточным увлажнением,
в кото-
рой происходит накопление
неразложившихся органических
веществ.
Болото образуется на участке
суши, с которого
плохо стекает дождевая вода, или
на месте зарастающего
озера.
Луг — экосистема, в которой роль главных
производителей
играют
травянистые растения.
Органи́ческие вещества́ — крахмал, жиры и
другие —
сложные
вещества, из которых состоят все живые орга-
низмы. В природе они образуются в клетках
живых
организмов: и животные, и
растения могут превращать
одни
органические вещества в другие. Но
только расте-
ния могут создавать некоторые
органические вещества из
минеральных в результате фотосинтеза.
Планкто́н — мелкие водные животные и растения,
«под-
вешенные»
в толще воды и переносимые течениями.
По́ле — созданная человеком экосистема для
выращива-
ния культурных растений.
Потреби́тели, или «едоки́», — живые организмы (главным
образом
животные), использующие в качестве пищи гото-
вые органические вещества.
Производи́тели,
или «корми́льцы», — живые организмы
(главным
образом растения), создающие органические
вещества
из неорганических минеральных веществ.
Разруши́тели,
или «му́сорщики», — живые организмы
(главным
образом, бактерии и грибы), использующие для
питания
остатки умерших организмов. Они перерабатывают
органические
вещества, разлагая их на более простые
органические и минеральные вещества.
По́чва — верхний плодородный слой земли. Это поверх-
ностный слой литосферы,
разрушенный при взаимодей-
ствии
с гидросферой и атмосферой и преобразованный
живыми организмами.
Приро́да — всё, что окружает человека и не
создано его
руками.
Просте́йшие — одноклеточные животные, например
амёба.
Че́рви —
ползающие животные, имеющие вытянутое тело
с
хорошо развитыми мышцами. Различают плоских, кру-
глых
и кольчатых червей.
Моллю́ски — мягкотелые животные, многие из
которых имеют
наружный
скелет — раковину (улитки, кальмары и другие).
Кишечнополостны́е — многоклеточные животные,
состоя-
щие
из двухслойного мешка с кишечной полостью внутри
(медузы, кораллы и другие).
Членистоно́гие
— животные с членистым наружным ске-
летом
и хорошо развитыми конечностями. К членистоногим
относятся
раки, пауки, клещи и насекомые.
Пауки́ —
членистоногие животные, имеющие 8 ног.
Большинство
пауков живёт на суше и широко использует
в
своей жизни выделяемую ими паутину.
Насеко́мые — мелкие членистоногие животные
(жуки, бабочки и другие). У насекомых 6 ног, многие имеют крылья. Это самая
разнообразная группа животных. Большинство
насекомых живёт на суше, некоторые пере-
шли
к водному образу жизни.
Земново́дные
— холоднокровные позвоночные животные с
четырьмя
конечностями и голой влажной кожей (лягушка, тритон и другие). Они способны
жить на суше, но откла-
дывают
икру и развиваются в воде.
Пресмыка́ющиеся
— холоднокровные позвоночные живот-
ные,
тело которых покрыто чешуёй, защищающей от высы-
хания
(ящерицы, змеи и другие). Размножаются на суше, откладывая
яйца.
Пти́цы — теплокровные позвоночные животные,
покрытые
перьями
(утка, орёл, воробей и другие), верхние конечности
видоизменены
в органы полёта – крылья. Размножаются, откладывая
яйца и ухаживая за птенцами.
Ры́бы — холоднокровные водные позвоночные,
имеющие
жабры
в качестве органов дыхания, покров из чешуи и
плавники
(акула, сельдь, карась и другие).
Зве́ри,
или млекопита́ющие, — теплокровные позвоночные
животные,
покрытые шерстью (собака, летучая мышь и
другие).
Они рождают детёнышей, которых выкармливают
молоком.
Фотоси́нтез — процесс создания органических
веществ из
неорганических
с помощью энергии света. Происходит
в
зелёных
клетках, содержащих хлорофилл. Сопровождается
выделением
кислорода.
Хлорофи́лл — вещество, с помощью которого растения
улавливают световую энергию. Придаёт растениям
зелёный
цвет.
Экосисте́ма — единство живых организмов и их
среды
обитания,
в котором живые организмы разных «профес-
сий»
способны совместными усилиями поддерживать кру-
говорот веществ.
Эне́ргия — источник силы, способность производить рабо-
ту
и вызывать движение тел.
Библия — священная книга христиан.
Бояре — так во времена Московского государства
называли
знатных
землевладельцев, советников государя
Век — промежуток времени в сто лет.
Вели ' кая Оте ' чественная война ' — война,
которую с 1941 по
1945 год вёл советский народ против
фашистской Германии
и её союзников. Эта война была
частью Второй мировой
войны.
Наша страна сражалась за свою свободу и за сво-
боду
всего мира. Благодаря воинским и трудовым подвигам
нашего народа фашисты были
разгромлены.
Времена ' Дре ' вней Руси ' — начальное время
в истории нашей
страны (IX — XIII века). Тогда было создано
Древнерусское
государство.
Затем произошёл его распад на отдельные кня-
жества.
В это время в русских землях была создана богатая
и
яркая культура.
Времена ' Моско ' вского госуда ' рства — время в истории
на-
шей
страны (XIV — XVII века), когда происходило объединение
русских
земель, освобождение от власти Орды. Россия в этот
период стала одним из самых
больших государств мира со
своей особой культурой.
Времена ' Росси ' йской импе ' рии — время в
истории нашей
страны
(XVIII — начало XX века), когда Россия после преоб-
разований
Петра Великого стала империей. В
течение столе-
тий росло могущество государства,
расширялись его границы, жители
России перенимали европейскую
культуру и достигли
необычайных
высот в науке, литературе и искусстве.
Времена ' Сове ' тской Росси ' и и СССР —
время в истории на-
шей
страны (1917-1991 годы), когда в России произошла
революция,
закончилась Гражданская война и было создано
новое
государство — Союз Советских Социалистических Рес-
публик. Это была попытка построить
справедливое общество, в
котором не было бы бедных, голодных и
обездоленных, все
были
бы равны и трудились на общее благо.
Сою ' з Сове ' тских Социалисти ' ческих Респу
' блик — государство,
которое существовало в нашей стране
с 1922 по 1991 год.
Оно
образовалось после окончания Гражданской войны. В ре-
зультате
Революции 1917 года Российская империя распалась.
Народы,
жившие на её территории, создали свои государства,
большевики установили в них свою
власть и назвали их со-
ветскими
республиками. В 1922 году они объединились в од-
но
государство — СССР. Все республики, которые вошли в
состав
Советского Союза, совместно оборонялись от врагов и
строили
новую жизнь. В 1991 году многие республики объя-
вили
о своём выходе из СССР и Советский Союз распался.
Совреме
' нная Росси ' я — настоящее время истории нашей стра-
ны
(с 1991 года до сегодняшних дней), когда после распада
СССР
было создано новое Российское государство — Россий-
ская
Федерация, была принята новая Конституция, установле-
на
демократия (народовластие).
Втора ' я мирова ' я война ' — самая страшная
война за всю ис-
торию человечества. Она продолжалась с 1939
по 1945 год.
Войну
начала фашистская Германия, которая хотела господст-
вовать
над всем миром. После долгой и кровопролитной борь-
бы Советский Союз и другие страны
разгромили фашистскую
Германию и её союзников. Человечество было
спасено от
порабощения.
Госуда ' рство — организация общества в
какой-либо стране. В
государстве должны быть
правительство, законы, служба по-
рядка, армия.
Гражда '
нская война ' — война между жителями одной страны
за власть в государстве.
Дворя ' не — люди, которые во времена Московского
государ-
ства
служили в конном войске государя. Позднее, во време-
на Российской империи, дворянами
называли знатных людей.
У дворян было больше прав и свобод, чем у
остальных жи-
телей
государства.
Демокра ' тия (народовла ' стие) — способ управления
государст-
вом,
при котором власть принадлежит народу, то есть всем
гражданам. Управление государством возможно
только по во-
ле (по желанию) большинства
граждан. Граждане, оказавшие-
ся в меньшинстве, должны
подчиниться, но имеют право бо-
роться
за другие решения, доказывать свою правоту.
Зако ' ны — обязательные для всех правила
поведения людей в
обществе, установленные государством.
Исла ' м — одна из самых распространённых в мире религий,
последователей которой называют
мусульманами. Мусульмане
верят, что существует только один
Бог: создатель мира —
Аллах. Чтобы научить людей правильной
жизни, Аллах обра-
щался к ним через пророков. Так называют людей, в уста
которых Бог вкладывает свои
слова. Последним и самым
главным пророком Аллаха был
Мухаммед. Этот человек жил
14 веков назад (в VII веке). Он
учил мусульман не совер-
шать злых поступков, творить
добрые дела во имя Аллаха. С
течением времени ислам распространился
на многие страны
и народы мира. Сейчас в современной России
многие люди
исповедуют
исламскую религию.
Исто ' рия — наука о прошлом человечества.
Конститу ' ция — основной закон государства,
определяющий
устройство этого государства, права и
обязанности граждан.
Культу ' ра — все достижения человечества, всё то
полезное
или красивое, что было создано человеком, а
не природой.
Оте ' чественная война ' — война, в ходе которой решается
судьба Родины, Отечества — России. От
исхода таких войн
зависело,
будет ли наша страна существовать или её пора-
ботят
армии захватчиков.
Пе ' рвая мирова ' я война ' — одна из самых
кровопролитных
войн за всю историю человечества. Война
продолжалась с
1914
по 1918 год. В ней участвовали многие страны мира.
Поколе ' ние — люди, которые родились и живут в одно
время.
Ро ' дина — место, где человек родился и
вырос. Это город, село, а
также
страна, гражданином которой он
является.
Росси ' йская Федера ' ция — полное название
современного Рос-
сийского государства, которое образовано
союзом всех входя-
щих
в него территорий (республик, краёв, областей, одной ав-
тономной
области, округов и двух городов — Москвы и Санкт-
Петербурга).
Христиа
' нство — одна из самых распространённых в мире
религий, вера в Бога. Священной книгой
христиан является
Библия.
В ней говорится о том, как Бог сотворил мир, жизнь
на
Земле и человека. В Библии рассказано о рождении Сы-
на
Бога — Иисуса Христа и его жизни. Христиане верят, что
Иисус
Христос явился на землю 20 веков назад, чтобы спа-
сти
род человеческий от горя и зла и научить его добру и
справедливости.
У Христа и его учеников было много врагов.
Они
схватили Иисуса и распяли на кресте. Но, как гласит
Библия,
Сын Божий не мог погибнуть. Через три дня он вос-
крес
из мёртвых и вознёсся на небо. Люди, которые повери-
ли
в него, приняли новую веру — христианство. Эта вера с
течением
времени нашла очень много сторонников и распро-
странилась
по миру.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев