Да здравствует Фидель
Хочу сказать свое мнение о смерти Фиделя и о Кубе в целом. Но сначала расскажу быль. Мой дядя медик, работал в мединституте до того, как получил инсульт, был кандидатом медицинских наук. И вот уже в конце 80-х он поехал в Африку, в Гвинею, в город Конакри развивать медицину. При этом у него были свои интересы, он вовсе не страдал желанием оказывать братскую помощь народам Африки, освободившимся от гнета французских колонизаторов, а просто хотел купить себе «Волгу». Я не знаю, какую возможность имеет преподаватель ВУЗа, практикующий офтальмолог, кандидат
наук возможность купить хорошую машину в США или развитых капстаранах, но советский такой возможности не имел.Контракт
был на два года, летом он прилетел домой и приезжал к нам в гости. Мне с сестрой подарил несколько банок жестяных с газированными напитками. Это было просто чудовищно круто – жестяная банка с яркими надписями. Наверно подобный восторг испытывали дикари, когда за зеркальца и бусы у них покупали земли. Банки стояли за стеклом стенки и после того, как из выпивали не выкидывали, они продолжали стоять, красиво и круто. Советское мещанство
За столом разговорились, он больше всего возмущался тем, что в этой бывшей колонии, где нет толком никаких производств есть все, в том числе и советского производства. Правда оно не очень ценится, а исключением утюгов и часов. Я тогда был пионером, горнистом в дружине, часто проводил политинформации и хотел узнать, как же живут там живут негры, освободившиеся от гнета империалистов. Он сказал, что они живут плохо, но не от того, что у них нет возможностей, а
сами просто ничего не хотят делать. Весь день валяются под пальмами, на плантации пару часов поработает женщина, а мужик и не выйдет. При этом работа есть, но заставить их, за редким исключением, работать нельзя. Чисто по необходимости лишь бы с голоду не умереть, но чтобы работать каждый день по восемь часов, приработок, чтобы получить больше – это для них просто немыслимо
После смерти Фиделя мнение всяческих интернет-аналитегов четко разделились на да лагеря в зависимости от политических предпочтений. Одни пишут про последнего романтика, кинувшего вызов системе и победившей ее, создав хоть убогое, но живущее по социальной справедливости государство. Другие вопят, что умер один из диктаторов, который прославился свирепыми репрессиями и превративший из цветущей страны концлагерь. Одни пишут, что Куба теперь расцветет, а другие – что она лишиться главного – свободы. И в том, и в другом случае Фидель выступает как эдакий Демиург, творец сущего. Не хочу недооценивать роль личности в истории, но все они забывают еще не менее важную составляющую – народ. Про него в их рассуждениях нет ни слова
Скажу свое мнение о том, как кубинцы воспринимают смерть Фиделя. Огорошу тех, кто думает, что наконец то кубинцы вздохнут свободно и за доказательство этого пишут про митинги в Майами. Думаю для этого надо копнуть историю. Население Кубы формировалось также, как и население практический всей остальной Латинской Америки. После открытия Нового Света в нее хлынул поток людей всех мастей. Большую часть были, естественно, авантюристы, хотя было немало и тех, кто не имел криминального прошлого, а просто видел новые перспективы. Всех их объединяло то, что они, по сути, были пассионариями. Вполне может быть, что угасание роли Испании на мировой сцене связано как раз с тем, что наиболее энергичные, предприимчивые, работоспособные люди уехали в Новый свет. Но в Латинской Америке просто не хватало народа, испанцев было не так уж и много, индейцев тоже и тогда взор обратился на Африку. Оттуда пошел не менее мощный поток людей, но совершенно иного сорта. Выросшие в условиях, где природные ресурсы позволяли не умереть с голода при минимальных усилиях вовсе не имели избыточного трудолюбия и пассионариями не были. Впрочем трудно представить раба как пассионария, но даже у себя на родине черные вовсе не работали в поте лица и вовсе не желали изменить мир.
Прошло много лет, рабство, слава Богу, было отменено, но люди то остались. Население Кубы после приобретения независимости и отмены рабства было преимущественно белым, более того, в 1953 году, во время первой вылазки Фиделя там было зафиксировано максимальное историческое большинство белых – 84%. Собственно и революцию сделали белые кубинцы, тот же Фидель. А вот после революции их
количество начало стремительно сокращаться, хотя официальное кубинское правительство преувеличивает их число. Множество уехало после революции, потом в течении 50 лет ежегодно тысячи и тысячи людей на плотах и лодках сваливали от кубинского счастья и свободы. Институт кубинских исследований из Майами говорит, что на Кубе 68% чернокожих и мулатов – это в два раза больше чем данные кубинской статистики. Международная группа защиты прав меньшинств заявляет, что на Кубе 51% чернокожих. А официальная Гавана заявляет, что на Кубе 65,1% белых. В любом случае прослеживается сокращение числа белых и увеличение числа чернокожих и мулатов. Также можно сказать, что по мере бегства с Кубы людей число пассионарных личностей сокращалось, неважно какого цвета кожи. Решиться на такой отчаянный шаг вряд ли могут бездельники и пентюхи. Также многие яркие личности попросту были сломаны репрессивным аппаратом. Естественно, Фидель не Сталина, но и Куба – не СССР. А оставались на Кубе лентяи, безвольные люди, предпочитающие плыть по течению. Не сказать, что современное положение сильно им нравится, человеку вполне
естественно желать жить лучше. Но в то же время их вполне устраивает
такое существование – ненапряжная работа по 4 часа в день, на поддержание штанов хватает, а остальное время лениво валяйся на пляже, верти задом в танце сальсы или просто сиди, бездельничай и болта с соседями. А для приработка есть туристы, с которого можно стрясти una monеda на ром или сигару. Голова не болит, что делать завтра, оно будет такое же, как и сегодня, думает за тебя государство, решает за тебя государство, многих это прекрасно устраивает. Все это здорово напоминает наше многострадальное отечество, когда после революции был выбит и выехал из страны цвет нации, остальные были сломлены. В результате длительной негативной селекции вырос не советский человек – победитель фашизма, это еще сказывалась старая закалка, а настоящий совок. Который имеет возможности для того, чтобы жить куда лучше, чем в СССР, но он с упорством, достойным лучшего применения, сидит и все вздыхает о том, как в СССР прекрасно он жил. Более того, он и детей вырастил таких, которые
напару вздыхают вместе с ним, вместо того, чтобы самому улучшать свою жизнь. Им реально было тогда лучше – думать не надо, решать не надо, жди, когда государство даст тебе подачку. И виновато во всех неудачах тоже государство, не такая страна попалась, очень удобная позиция.
И поэтому для большинства кубинцев потеря товарища Фиделя – это настоящий удар. Они хотят жить лучше, но сами не хотят никаких перемен. Для того, чтобы лучше жить они не хотят горбатиться, меняться, искать новые возможности, хотят, чтобы было все, как прежде – мало работы, много танцев и доступных кубинок, а жизнь стала улучшаться сама по себе, по воле государства. При этом вообще есть вероятность, что так уже не будет, Куба выйдет из изоляции, начнется развиваться экономика, придется работать и заживут они лучше. Но для этого придется вертеться самому, работать больше, отвечать самому за свои промахи и не удачи. И ждет тогда кубинцев каманданте-ностальгия, они будут иметь возможность купить современные машины, лучшие дома с нормальными услугами, избыток продуктов, но при этом громадное количество кубинских бездельников будет ныть об Острове Свободы, который они потеряли – с бесплатной медициной, лучшем в мире образованием, гениальным команданте, как они дали по соплям америкашкам в заливе Свиней, а вместе с советскими товарищами
вообще держали США за яйца
Читаем в ЖЖ: http://alexeich1976.livejournal.com/8427.html #куба #фидель #ссср
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1