Базыль Василий Степанович в нашем селе был человеком приметным.
Фронтовик.
Отметим специфику его ранения — с тяжелым лицевым ранением.
Отчего говорил тяжело и своеобразно.
Работал — в животноводстве.
Мы на старой усадьбе жили с ним огород в огород.
....
О Степане Базыле помнится броский рассказ моего отца - фронтовика, после того, как в старом клубе, нынче снесенном, в вестибюле развесили фотографии односельчан - фронтовиков. Там с экспозиции на одном из фото на него глядел молодой и красивый, с еще не изувеченным войною лицом, старшина. Увечье тяжелое он получил на Курской дуге.
А мне в свое время, в ту пору, когда только-только появились компьютеры, присылали с десятка два фотографий фронтовиков из нашего села, чтобы я их обработал, а затем увеличив их, распечатал большого формата. Фотографии были сильно уже почиканные временем и на последнем дыхании и мне с ними пришлось много поработать. И они у меня где-то есть в моем довольно большом архиве. Быстро сейчас я их не сыщу, но если появится разыскать такая возможность, то непременно ими поделюсь.
...
И так герой этого рассказа — наш односельчанин Степан Васильевич Базыль.
Родом он был из Травного и в августе 1941 года тридцатилетним оттуда был призван в армию.
А потом каким-то образом после войны уже осел в нашем селе.
Мне сдается, что он лежал во фронтовом госпитале в Шипуново.
Тому пример судьба другого фронтовика, Алексея Прохоровича Гайкова, по рассказам Василия Ивановича Василенко, командовавшего в войну стрелковой ротой, который на излечении лежал в Шипуновском госпитале. И тоже связал жизнь с нашим селом.
Если вы хотите ярко познакомиться с фронтовой биографией Степана Васильевича Базыля, то смотрите первую часть бессмертного фильм Озерова "Освобождение", его первую часть — "Огненная дуга". Там о нем и о текущем моменте, встававшем тогда в полный рост на поле боя, сказано все или почти все.
В звании старшего сержанта на Курской дуге он командовал отделением заградительного отряда.
А 15 стрелковая дивизия, которой они были приданы, стояла на самом острие главного удара немецко-фашистской армады, в составе войск Центрального фронта под командованием генерала армии Константина Рокоссовского на том самом напряженном отрезке фронта между поселком Подолянь и станцией Поныри.
Фильм, где правда жизни фронтовой запечатлена сполна в мельчайших деталях. В том числе показано, как не выдержав натиска врага оставил позиции второй батальон, и герой фильма капитан Цветаев из противотанковой батареи с товарищами останавливает их.
И какое беспримерное мужество потребовалось нашим войскам, чтобы измотать и обескровить в этом сражении врага и чего это нашим войскам стоило.
И где такая есть впечатляющая в конце фильма сцена, когда генерал танковой дивизии СС возвращаясь из боя, докладывает фельдмаршалу Клюге: "У меня больше нет дивизии..."
Смотришь все это в который раз, соотнося все это с жизнью ветерана, сельского труженика, и все это вновь и вновь потрясает тебя до глубины души.
Повторяюсь, именно в этих местах воевал на острие главного удара старший сержант, командир отделения заградительного батальона 15 стрелковой дивизии Центрального фронта, под командованием Константина Рокоссовского, Степан Васильевич Базыль.
За боевые действия во время этого сражения Степан Базыль был награжден медалью "За боевые заслуги".
...
Несколько слов о заградительных отрядах. О них столько понаписано вздора и глупостей, перед которыми меркнут бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и выжигание напалмом ковровыми бомбардировками во Вьетнаме. Несколько слов о них непредвзято и с позиций патриотизма и любви к Родине. Они появились в составе наших частей согласно приказа № 227 от 28 июля 1942 во время боев на подступах к Сталинграду, примерно в ту пору, описанную великим Шолоховым в его романе " Они сражались за родину". "Ни шагу назад!" вот лейтмотив этого 7-ми страничного приказа, который был доведен до частей и соединений Красной Армии, когда речь шла о спасении Отечества.
Сражения под Сталинградом, изменившее весь ход войны началось 17 июля.
Я работал в редакции газеты "Голоса труда" и мимо нас тогда прошел такой впечатляющий ряд наших людей, обозревая который, я теперь удивляюсь всему этому и поражаюсь. К нам все тогда шли, ошеломленные случившимся и обескураженные, как бы у нас теперь уже ища поддержки.
И мы их всех внимательно слушали. А послушать там было что.
Именно тогда я разговаривал, сдружившись, несколько раз с командиром такого батальона, в эту пору кажется полковником в отставке, который воевал в составе Донского фронта, которым командовал К.К.Рокоссовский.
И мне было интересно услышать из живых уст правду о том, что на самом деле представляли из себя эти воинские части, для чего они были созданы и в чем, так сказать на фронте заключалась их более чем непростая работа. Тем более, что он принимал участие в их создании.
Создание их было вызвано именно острейшей необходимостью того периода. А кроме того общеизвестно, что в частях у Рокоссовского много было заключенных и мера предосторожности в крайне опасной ситуации вполне понятна и оправдана, чтобы там кто что не плел теперь по этому вопросу.
К сказанному прилагаю несколько кадров из знаменитой киноэпопеи о подвиге нашего народа, в котором есть и доля ныне лежащего на сельском кладбище нашего села Степана Васильевича Базыля. Спасибо тебе за твой подвиг, солдат. И низкий тебе поклон!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев