При посещении шейхов, живые они или покойные, необходимо соблюдать семь
адабов.
Адаб первый
Это чистота намерения. Вне всяких сомнений, посещающий должен быть твердо уверен в том, что посещаемый им шейх – один из авлия. У зиярата не должно быть другой цели, ни в этой жизни, ни на том свете (Ахира), кроме довольства Аллаха.
Нельзя посещать шейхов с целью испытания, развлечения или ради того, чтобы увидеть их караматы (чудеса). Ибну Хаджар в своей книге "Фатави" рассказывает о том, что произошло с Абу Абдуллахом и Ибну Сака, которые отправились к шейху с целью испытать его. Абу Саид Абдуллах бину Аби Асрун, бывший имам шафиитского мазхаба, рассказывал: "Я пришел в Багдад, там встретил Ибну Сака в медресе "Низамия" и подружился с ним. Мы посещали хороших людей. В то время в Багдаде жил один человек, которого называли гавсом – достигшим высокого уровня вали (это был Юсуф аль Хамдани, великий тарикатский шейх). Особенностью его было то, что он появлялся и исчезал, когда хотел этого. Однажды мы решили посетить его. С нами был и будущий шейх Абдуль Кадыр, который тогда был молод. Когда мы собрались к нему, Ибну Сака сказал: "Я задам ему один вопрос, на который он не знает ответа". А я, в свою очередь, также сказал, что задам ему один вопрос и посмотрю, как он ответит. Абдуль Кадыр же сказал: "Упаси Аллах от того, чтобы спросить его о чем либо. Я буду стараться получить баракат, глядя на него". Мы вошли к нему, но его не было видно. Он показался нам только час спустя. И сразу же шейх гневно посмотрел на Ибну Сака и сказал: "Горе тебе, о Ибну Сака! Ты ли спросишь меня о том, что я
не знаю? Вот твой вопрос и вот ответ на него. Я вижу огонь неверия, который полыхает в тебе". Потом он взглянул на меня и сказал: "О Абдуллах! Ты ли спросишь меня и посмотришь, как я отвечу. Твой вопрос таков, и ответ таков. Ты до мочек ушей погрузишься в мирские блага из за твоего неуважения". Потом он взглянул на шейха Абдуль Кадыра, приблизил его, оказал ему почтение и сказал: "О Абдуль Кадыр! Ты обрадовал Аллаха и Его Пророка(сав) своим прекрасным поведением. Я вижу тебя в Багдаде взошедшим на престол и обращающимся к толпе со словами: "Моя нога на шее всех авлия Аллаха". Я вижу, что все святые люди твоего времени опустили шеи, возвеличивая тебя". Потом гавс исчез, и мы больше не увидели его". Что касается Абдуль Кадыра, то он стал приближенным к Аллаху, и к нему начали собираться простые и знатные люди. И он сказал: "Моя нога на шее всех авлия". (Эти слова были сказаны им в состоянии фана, нельзя полагать, что он сказал это из высокомерия). И все авлия его времени согласились с этим. Что же касается Ибну Сака, то он глубоко изучил шариатские науки, стал выдающимся ученым, известным тем, что мог победить всякого в любых спорах. Он был очень красноречивым, почтенным и знаменитым ученым, и его приблизил к себе халиф. Впоследствии он был назначен послом в Византии. Византийцы считали его одаренным ученым. К нему шли известные люди, чтобы дискутировать с ним, а он побеждал их во всех спорах. Его приблизил к себе византийский император. Ибн Сака, увидев его дочь, полюбил ее и попросил ее руки. Перед ним поставили условие: чтобы жениться на дочери императора, он должен будет принять христианство. Он принял христианство и женился на ней. Но когда он тяжело заболел, его выгнали из дворца. Ибн Сака просил подаяние на рынке, но ему никто ничего не давал. Вскоре он почернел от болезни. Один его знакомый, проходя мимо, спросил его о случившимся. Он сказал, что с ним случилось не счастье, причина которого ему известна – это про явление неуважения к тому вали гавсу. Тогда его спросили, знает ли он что либо из Корана. Ибн Сака ответил, что забыл все, кроме аята, смысл которого заключается в следующем: "Неверные (в День Суда) очень пожалеют, что они не были мусульманами" (сура "аль Хиджр", аят 2). На следующий день тот человек, застав Ибн Сака умирающим, повернул его к Кибле, но он повернулся на восток. Тот его снова повернул к Кибле, но он снова отвернулся на восток. При этом он вспоминал слова гавса и осознал, что несчастье его постигло только из за неуважения к нему. "Я же, – рассказывает Ибну Асрун, – прибыл в Дамаск. Ко мне явился правитель Салих Нуруддин аш Шахид и насильно назначил руководителем казны вакфа. И, как сказал гавс, от удачи в части мирских благ я затем по уши погряз в них". Ибну Хаджар говорит: "Этот рассказ приблизился к таватуру (достоверная цепочка передатчиков) из за большого количества передатчиков, их достоверности и их правдивости (адалат). В нем скрыто большое предупреждение об опасности. Чтобы не попасть в подобную Ибну Сака ситуацию, хуже и сквернее которой нет, не следует возражать и испытывать вали Аллаха. Да убережет нас Аллах от этого, ради Его Величества и милостивого Пророка(сав) и от всех смут и бед Своей Милостью и Щедростью! Эта история ярко свидетельствует о необходимости верить шейхам, соблюдать адабы по отношению к ним и придерживаться хорошего мнения о них, как только это возможно". Перед этим рассказом он сказал: "Достаточным наказанием для человека, отрицающего вали, являются слова Пророка(сав): "Всевышний говорит: "Тому, кто навредит моему любимцу (вали), Я объявляю ему войну". И тот, с кем Аллах воюет, никогда не будет иметь успеха. Алимы говорят: "Аллах не
объявляет войну грешникам, кроме как отрицающим вали и использующим риба (ростовщичество). Их конец может быть плохим, так как Аллах воюет только с неверными (кафирами)". Там же написано, что имам Абул Касим Кушайрию говорит: "Принятие мюрида сердцем шейха есть наиправдивейшее свидетельство его счастья. И тот, кого отвергло сердце шейха, несомненно, увидит последствия этого, хотя бы спустя некоторое время. Тот, кто унизился неуважением к шейху, несомненно, будет несчастен. Карамат (чудо) не является условием для возвеличивания вали. Условием для этого является только познание Бога и истинные знания (якин). Некоторым повелено скрывать караматы, а другим вовсе запрещено их показывать. Временами, для испытания мюрида, шейх делает вид, будто ничем не владеет. Иногда шейх притворяется незнающим, чтобы проверить убеждение и знание мюрида. Шейх не прекращает испытывать мюрида даже в течение часа. (Из книги "Аль Халидия").
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13
жаль что в дагестан не заедет
если хотите можете задать этот вопрос Шейху Мураду на сайте
sufi.su, с наилучшими пожеланиями братя благодарен Вам за беспокойство, пусть Аллах наставит нас на истинный путь, ведь всё в Его власти, альхамдулиллях