Текст Ильмиры Назыровой, Фото Анатолия Куминова,Руслана Чурова
ПОЛУОСТРОВ БЕЛЫХ ГОР
Полуостров Мангышлак интересовал исследователей с давних времен. Первая экспедиция была направлена сюда еще в 1714 году по приказу Петра I. Руководил экспедицией князь Александр Бекович Черкаский, аристократ, военный, служивший в Гвардейском Преображенском полку. По результатам работы экспедиции была составлена первая карта Каспийского моря, долгое время хранившаяся в Парижском музее. Впоследствии по полуострову прошли экспедиции Ф.Соймонова, Д.Эльтона, Н.Муравьева, Ф.Берга, Э.Эверсманна, А.Дюгамеля, Г.Карелина и многих других ученых и естествоиспытателей. Ряд исследований связан с именем Тараса Григорьевича Шевченко.(в экспедицию его пригласили в качестве художника)
Ученых и путешественников интересовали особенности географии, геологии и биологии, этнографические и историко-археологические
памятники.
Территория Мангистау насчитывает более 10 тысяч памятников
истории и культуры. Многие исторические памятники, являющиеся и в настоящее время местами паломничества, связаны с именами учеников философа и богослова Ходжи Ахмеда Яссауи, жившего в Туркестане в 12 веке. В частности, это древний некрополь Шопан-ата и скальная мечеть Бекет-ата, носящая имя героя преданий, философа и просветителя, основавшего несколько подземных мечетей в Мангистау.
Особенно богат историко-археологическими памятниками район плато Тюб-Караган. В восточной части этого полуострова расположено наиболее загадочное из известных скальных культовых
сооружений – мечеть Шакпак-ата. Мечеть высечена в отвесном склоне горы Унгыз, в районе выхода к побережью ущелья Калам-сай, и считается наиболее сохранившимся памятником древнего зодчества. В белой известняковой дымке теряются очертания хребтов, и кажется, что это млечным туманом дышат меловые горы. Белесые волны мелководного залива отливают блекло-синим серебром. Черные хребты с развалами цвета слоновой кости превращаются в кремово-желтые чинки, изрезанные каньонами и многокилометровыми нишами.
Помимо богатого исторического наследия, памятников истории и
культуры, запасов полезных ископаемых, полуостров Мангистау обладает своеобразной фауной. Несколько десятилетий назад здесь встречались гепарды. В ущельях гор Актау, среди чинков полуострова Тюб-Караган, на склонах гигантской впадины Карагие обитают редкие, «краснокнижные» устюртские муфлоны. На юге полуострова несколько раз встречали очень редкого представителя млекопитающих – медоеда. Этот хищник обычен для Африки и встречается в пустынях Туркмении. На казахском языке он называется «итаю», в буквальном переводе – «собака-медведь», поскольку похож одновременно и на собаку и на медведя.
Через прибрежную часть полуострова проходит один из самых мощных путей миграции пернатых, и среди птиц, встречающихся на Мангышлаке, очень много редких. Но, наверное, самыми яркими их представителями являются фламинго. Около 30 миллионов лет назад фламинго уже обитали на берегах огромного древнего моря Тетис, остатками которого являются Черное, Средиземное и Каспийское моря.
Название фламинго произошло от латинского слова «пламя» - птицы с огненными крыльями. Яркость розового цвета крыльев этих птиц зависит от наличия пигмента, который фламинго получают, поедая мелких рачков. В природе корм фламинго изобилует ракообразными, и поэтому оперение взрослых птиц ярко-алое, пламенное. Обитающий
в Казахстане, в частности, на озере Караколь вид фламинго встречается только в Африке и на острове Шри-Ланка.
Зимуют фламинго казахстанской популяции на юго-западе Каспия. В летнее время стаи фламинго можно встретить в северо-восточной побережья полуострова Бузачи. На первый взгляд ландшафт этих мест суров и однообразен. На юге, насколько хватает глаз, лежит абсолютно плоская поверхность, покрытая солью и обломками морских раковин. Летом водоёмы высыхают и превращаются в белую, сверкающую на солнце бесконечную равнину с чашеобразными
впадинами, покрытыми розовыми кристаллами соли…
По большому счету, здесь очень и очень опасно: следует проверять каждый метр автомобильной колеи. Под соляной коркой часто оказывается полужидкий ил, в котором легко увязают внедорожники. И если уж угораздило… нужно приложить нечеловеческие усилия, чтобы выбраться из этого «соленого плена»…
Передо мной карта полуострова. Я всматриваюсь в нее и тут же «включаются» картинки: белая от соли равнина, в которое солнце отражается как в зеркале… Горы прорезанные белыми ущельями… Белые гребни волн седого Каспия… Прямая стрела дорогим навылет пронзает широкий белоснежный каньон… Трасса режет западный склон, покрытый чешуйчатой известняковой броней… Вдоль невысокого гребня выстроились в ряд округлые причудливые глыбы известняка, так называемые «драконовы яйца»…
Верблюды неспешно переступают по россыпи окаменелостей, а их крепкие зубы пережевывают стебли верблюжьей колючки… Дальше, в полупрозрачной молочной мгле, отвесно вздымаются отроги белых гор Актау.
#публицистика
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев