Ещё одна покинутая деревня Шешургского сельского округа. За свою более чем 100-летнюю историю несколько раз меняла названия: Вшивцево, Припрудки, Припрудинский, Шумулёнки, Новодворские. Вдоль деревни протекала речка Изимерка, по её обоим берегам стояли деревенские дома.
Из воспоминаний бывших жителей: «деревня была маленькая, всего 12 домов. Деревню до войны назвали «Вшивцево». Деревня была красивая. Улица была широкая. Были сады. Магазина не было».
Из воспоминаний Оленёвой Ольги Васильевны: «В семье было 3 человека. Землю обрабатывали на себе. Хлеб возили на лошадях. Трактора появились после войны. День и ночь работали. Налоги брали. В Шешургу ходили лён вязать. Картошку убирали. Деревню караулили.
Колхоз назывался «Новодворский». В колхоз вступали не все. На работу в лаптях ходили. Лавка приезжала в Кулики, приходилось за товаром ходить в ту деревню».
По воспоминанию Новодворских старожилов деревня организовывалась в 80-е годы ХIХ века. Но это не совсем так. Одно из первых документальных упоминаний о деревне найдено в ревизской сказке 1851 года о государственных поселянах Яранского уезда Кугушерской волости Шешургского сельского общества. На этот год в починке при Прудках (первоначальное название деревни) уже проживали два семейства, причём довольно многочисленные, и один отставной солдат. Всего 32 души, 16 – «мужеска пола» и 16 – «женска». Этими двумя многочисленными семействами были Колесниковы и Вшивцевы.
1) Лаврентий Петров Колесников 43 лет. Лаврентия жена Акулина Панкратова 44 лет. Лаврентия дочь Ирина 15 лет.
Лаврентия Петрова братья Сергей 33 лет, Феодор 26 лет, Лукоян 27 лет отдан в рекруты в 1854 году.
Сергея Петрова жена Ольга Павлова 33 лет. Сергея дети Анест 1 года, Терентий 2 лет, Игнатий 2 месяцев, Авдотья 9 лет, Авдотья 5 лет, Ховронья 3 лет.
Феодора Петрова жена Авдотья Павлова 30 лет. Феодора дети Иван 3 лет, Матрёна 4 лет.
2) Степан Иванов Вшивцев 57 лет. Степана сыновья Евстегней 37 лет, Потап 30 лет, Николай 28 лет, Матвей 20 лет.
Евстегнея Степанова жена Авдотья Егорова 38 лет. Евстегнея дети Павел 13 лет, Иван 7 лет, Наталья 19 лет, Парасковья 10 лет, Катерина 4 лет.
Потапа Степанова жена Агафия Егорова 34 лет. Потапа дети Яков 8 лет, Михаил 4 месяцев, Василиса 11 лет.
Николая Степанова жена Дария Матвеева 27 лет.
Матвея Степанова жена Лукерья Михайлова 20 лет.
3) Отставной рядовой Иона Петров 80 лет.
Не оставляя без внимания рассказы старожилов, по их словам, первыми жителями в починке были братья Сергей и Иван Колесниковы. Они приехали из Кукарки, построили дома на правом берегу речушки Изимерки. В ревизии 1858 года Сергей и Иван действительно упоминаются, но как дядя и племянник, а их предком является Лаврентий Петрович Колесников, уже проживавший в починке в 1851 году, который, вероятно и был первопоселенцем и основателем починка при Прудках, будущей деревни Новодворские.
Позднее, по согласно рассказу старожилов, рядом с Колесниковыми поселились братья Вшивцевы, Иван и Потап. Они построили дома на другом берегу реки и назвали деревню Вшивцево. Затем из Яранской округи прибыли Машкины, Жирновы, Овчинниковы. Общими усилиями соорудили пруд при слиянии двух речушек в одну, и деревню, при общем согласии, переименовали в Припрудки. Потап и Иван Вшивцевы также упоминаются в ревизии 1858 года, но как дядя и племянник, и потомки Степана Ивановича Вшивцева, который, надо полагать, и был первым из рода Вшивцевых, поселившихся в починке.
В периоде с 1859 по 1873 год количество дворов и жителей в починке особо не изменилось. Дворов стало 4. Жителей мужского пола увеличилось до 19, женского не изменилось.
До 1863 года починок входил в приход церкви села Лом Яранского уезда, а в 1863 году вошёл в состав вновь открытого прихода в Шешурге.
К концу XIX века население в починке значительно увеличилось. В 1891 году в починке Прудинский (Шумелёнки) Шешургского сельского общества проживал 91 человек - государственные крестьянине русской народности. Вдоль деревенской улицу на берегу речки Изимерки стояло 14 домов. Мужского населения было 41 человек, из них детей до 18 лет - 21; женского – 50, из них девочек до 16 лет, 18.
Кроме того увеличился фамильно-родовой состав починка. В отличии от 1858 года, в 1891 году при Прудках было 8 фамильных родов. Самыми многочисленными были старожилы Вшивцевы (5 семей) и Колесниковы (3 семьи), кроме того за прошедшие годы добавились новые семьи с другими фамилиями: Жирнов, Мальцев, Машкин, Овчинников, Пономарёв, Рычков. Представителей этих фамилий было по одной семье.
Согласно метрической книге села Большешешургского за 1891 год 1 марта в починке Вшивцев в семье крестьянина Осии Михаилова Рычкова и законной жены его Агриппины Ивановны родилась дочь Дария. 5 марта была крещена. Восприемниками были того же починка крестьянская женка Васса Артемиева Машкина и села Большешешургского девица Анна Селивестрова Краева.
В работоспособном возрасте было 18 мужчин и 29 женщин. Один двор в починке был без работников, тем не менее, наёмных рабочих никто из жителей не использовал.
Среди грамотных было 4 мужчины, полуграмотных двое мужчин и 1 женщина. Никто из детей в школе на тот год не обучался. Всего домов, где владели грамотой, было 6.
Жители занимались только местными промыслами – 14 дворов. С местными заработками были 21 мужчина и 26 женщин. Преобладало ткачество. Ткали 23 человека в 12 дворах, то есть почти во всех, за исключением двух.
Среди скота в деревне было 24 лошади, крупного рогатого скота 49 голов, 56 овец и 8 свиней. Всего скота в переводе на крупный 66 голов. В среднем, на 1 двор приходилось 3 головы. Хозяев без скота не было.
Земля делилась на 23 надельные души. На 1 двор в среднем приходилось 14 десятин земли. Безземельных дворов не было. 5 дворов часть земли сдавали в аренду. Обрабатывали землю своей семьёй в 13 домах, в одном доме нанимали рабочих, при этом, обрабатывали землю во всех домах только личным скотом. Для вспашки использовали 16 косуль и 16 черкуш, для боронования 17 борон с деревянными зубьями.
5 дворов выращивали 93 тычины хмеля, 8 дворов занимались кредитом денег (20 рублей) и хлеба (80 пудов).
По данным клировой ведомости Шешургской церкви, в 1915 году количество дворов в починке Вшивцев увеличилось до 22, а жителей стало 126 (57 мужчин и 69 женщин).
Вокруг деревни был лес, через который за 2,5 версты ходили в село Шешургу, в церковь, школу, на ярмарки и по многим другим надобностям. Под посевы лес приходилось раскорчёвывать вручную. Более трудолюбивые и предприимчивые мужики стали делать кирпич из местной глины и строить себе дома. Было построено 5 добротных домов из кирпича И.Л. Пономарёвым, В.И. Колесниковым, В.Я. Вшивцевым, у которого даже 4 хлева были из кирпича. У него же около дома на 50 сотках был разбит фруктовый сад. К слову сказать, посадок существовало много у всех, дома утопали в зелени.
После революции был образован Куликовский сельсовет. По данным переписи 1926 года починок Прудинский, Шумулёнки, Припрудки (денки) (так записано в переписи), входил в этот сельсовет. На тот год в починке было уже 26 крестьянских хозяйств. 132 жителя (55 мужчин и 77 женщин).
Построили в деревне три мельницы-ветрянки. Это В.Я. Вшивцев, Т.М. Вшивцев и В.Я. Колесников. Последний построил себе ещё и кузницу, в которой работали два его сына.
Как рассказывали старожилы, расчищенные от леса участки стали размерять на палки. Больше земли получили те, у кого в семье больше мужчин. Все обрабатывали на конях. У бедноты лошадей не было, поэтому им приходилось нанимать соседей для обработки своих полей. Хлеба на год каждой семье не хватало, некоторые ходили сбирать или поступали в работники к зажиточным мужикам. За работу по найму платили гроши да кормили овощной похлёбкой с хлебом.
Так жили в деревне до создания колхозов. В 1929 году началась коллективизация. В Кокшаге и Михайловском организовывались коммуны. Из Припрудков уехали в Кокшагскую коммуну 2 семьи Машкиных и А.И. Пономарёв. Коммунаров поселили в клубе, разделив семьи только занавесками. Коммуна распалась быстро, и жители вернулись обратно в деревню. Организовали колхоз «Новодворские» (хотя по прежнему имело место быть название деревни Припрудки). В колхоз вошли 19 хозяйств из 26. Остальные 7 стали жить единолично. Им было запрещено выгонять свой скот на колхозные поля, хозяйства облагались твёрдым заданием – налогом по сдаче хлеба и кудели.
Богатеньких мужиков начали раскулачивать. У Тимофея Матвеевича Вшивцева обобществили все постройки: каменный дом и четыре хлева. В хлевах разместили колхозный скот и лошадей, а имущество продали на торгах. Продали всё, даже платья с девочек. Стариков (Тимофея и Анну) увезли в ссылку неизвестно куда, а дочерей оставили в доме у замужней сестры. Так же разорили и Степана Ивановича Колесникова: забрали дом, пасеку.
Оставшиеся пять хозяев-единоличников вступили в колхоз. В деревне появились первые коммунисты. Особо отличался своей жестокостью бывший бедняк Иван Петрович Машкин, который и стал первым председателем колхоза. Он же участвовал при раскулачивании и в других деревнях, даже выбрасывал в окна детей, если они не хотели добровольно уходить из дома.
В памяти жителей Шешургского сельсовета тех лет Иван Машкин оставил не самые добрые воспоминания. В конце 1930-х годов он стал председателем Шешургского сельсовета, затем секретарём. Был одним из главных инициаторов и принимал самое активное участие в закрытии в Шешурге церкви. В 1947 году жители Шешурги писали в Тужинский райисполком, что церковный инвентарь, имущество, облачение продано с торгов местной властью «с низов» при председателе сельсовета Лобове и секретаре Машкине И.П. Куда были потрачены деньги неизвестно. Обращает на себя внимание, что жители Шешурги называют представителей сельсовета «властью с низом», тем самым, высказывая своё недовольство ею. Куда в последствии делся Иван Машкин неизвестно. В списках участников Великой Отечественной войны и пропавших без вести его имени не значится.
В 1920-30-е годы многие жители Новодворских состояли членами Церковного совета села Шешурги. Ими были Колесников Николай Терентьевич (умер в 1934 г.), Вшивцев Иван Потапович (умер в 1928 г.), Жирнова Анна Тимофеевна, Жирнов Тимофей Иванович (умер в 1929 г., имел среднее материальное положение), Вшивцев Илья Иванович (умер в 1935 г.), Вшивцев Василий Яковлевич, Вшивцев Павел Александрович, Колесников Прохор Ипатьевич, Коновалов Игнатий Ипатьевич, Колесников Алексей Ипатьевич (умер в 1928 г.), Колесников Василий Сергеевич (умер в 1926 г.), Жирнов Иван Тимофеевич 1877 г.р., среднее материальное положение, Колесников Степан Иванович 1879 г.р. материальное положение ниже среднего.
К концу 40-х годов колхоз окреп: построили маслобойный завод, ветряную толчею-мельницу для переработки на масло льняного семени, купили льномяльную машину, молотилку, жатку-лобогрейку. В неё впрягали пару коней и жали в рядки, а женщины вязали снопы. Ржаные снопы, чтобы добыть зерно на посев, сажали в овины, сушили, а потом молотили деревянными молотилами в «ладони» или же брали сноп за пояс и хлестали им о зубья деревянных борон или просто о жерди. В 1940 году в Новодворской сельхозартели было 38 колхозников.
Колхозники работали за трудодни. Хлеб получали в зависимости от урожая. О деньгах не было и речи. Все налоги платили из доходов от животноводства.
Перед войной многие покинули деревню, в ней осталось только 18 хозяйств. На войну ушли 12 мужчин, вернулись живыми только 5.
Колхоз объединили с соседней деревней Кулики. Сначала бригадиром, а потом и председателем объединённого колхоза был в войну Фёдор Игнатьевич Колесников. Позднее бронь с него сняли, он ушёл на фронт и пропал без вести. Несколько лет возглавлял колхоз Василий Михайлович Попов.
Во время войны лошади наполовину вымерли от голода, поэтому стали обучать быков и коров ходить в упряжке и пахать. Работали с ними подростки 12-13 лет и женщины.
Носили на себе мешки с зерном с глубинки, из Комаров, километров за 10-15. Возили дрова на санках за 4 километра.
Чистого хлеба не пекли, а смешивали с пестовником, клевером, древесными гнилушками, склеенными мукой или молотой соломой.
В такой нужде жили до 1955 года. С колхозника собирали всё: холостяцкий налог, брынзу, шерсть, шкуры, яйца, по 250 литров молока. Вот оно, крепостное право просвещённого коммунистами ХХ века. Стало много нищих. Так жили, пока Маленков не отменил всю пошлину. Жизнь стала налаживаться, и при Брежневе жили уже хорошо, но началось укрупнение колхозов, и Новодворские попали в разряд «неперспективных».
К концу 80-х годов из деревни уехали все жители, кроме Владимира Фёдоровича Колесникова и его жены Валентины Алексеевны. Три года они жили одни в родной деревне, среди зелени и простора, у небольшой речки, надеясь на чудо. Но чуда не произошло. В 1991 году им пришлось переехать в Шешургу, почти в чистое поле, на ул. Советскую, именуемую в просторечии «Чувашией». В 1997 году здесь же в Шешурге жили 12 человек из бывшей деревни Новодворские, 10 из которых – пенсионеры. На тот год в деревне сиротливо стояли два нежилых дома. Сегодня остаются развалины только одного из них. 22 ноября 1994 года деревня Новодворские снята с учёта решением Кировского Облсовета № 7/54.
В беседе с автором статьи Тужинской газеты в 1997 году супруги Колесниковы поделились, что и сейчас они мечтают об одном:
- Пожить бы ещё так, как раньше жили в деревне, вернуть всё назад. В любое время уехали бы обратно, если было с кем жить.
И более молодые, родившиеся в 50-60-х годах, часто вспоминают родную деревню, встречаются по мере возможности.
Счастлив, кто хорошо помнит время расцвета наших деревень, когда и Кулики и Новодворские жили дружно, радостно работали на колхозных полях, на току, от души веселились в праздники. Будущие же поколения этого не увидят – заканчивает автор газетной статьи о деревне Новодворские.
Для описания деревни использованы:
1. Материалы по статистике Вятской губернии: Том IX. Яранский уезд: Часть 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.
2. ГАКО.Ф.176. Оп.2. Д.1920. Ревизские сказки Кугушерской волости Яранского уезда.
3. «Книга родов Вятских» В.А. Старостина.
4. ГАКО.Ф.237. Оп.226. Д.325. Лл.2000-2076. Метрическая книга Флоро-Лаврской церкви с. Большешешургского за 1891 год.
6. Клировая ведомость церкви с. Шешурга 1915 года (ГАКО. Ф.270. Оп.70. Д.1648).
7. Дело по передаче имущества церкви с. Шешурга 1924-1926 годы (ГАКО. Ф.Р-1258. Оп.1.Д.1321).
8. Дело по закрытию церкви с. Шешурга 1940-е годы (ГАКО. Ф.Р-2169.Оп.29. Д.425.)
9. Перепись Яранского уезда 1926 года.
10. Козяева Н. Новодворские // Родной край, 1997, № 44, 8 апреля.
11. Материалы и фото и библиотеки с. Шешурга.
#ДеревниСельсовета #новодворские #шумулёнки #вшивцево #припрудки
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1