Описание 1912 года.
"Село Шембеть (Смолино) - Афанасиевская церковь, деревянная, построена в 1888 г.; расстоянием от г. Вятки в 125 вер., от уездного города в 65 вер., от благоч. в 12 вер.; часовня Залесская, построена в 1901 г.; причта по штату положено: 2 св., 1 дъяк., 2 пс. ; квартиры для причта казенныя, кроме псал. Россова, который живет в доме матери, и дъякона Россихина, имеющего свой дом; земли: усад. 4 д. 1200 с., пах. 15 д. 624 с., сенок. 10 д., неудобн. 2 д.; братский денежный доход: св. 450 р., дъяк. 300 р., пс. 150 р.; руги собир. на весь причт до 50 п. ржи и 200 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2136 м. п., 2257 ж. п.; приход состоит из 42 селений, расст. 0,25 - 15 вер.
Село расположено в низменности при реке Шембети, в лесной местности. В селе две школы: церк.прих. и земская; в деревнях школ нет. Прихожане занимаются земледелием. Уч. мед. пунк. в селе Арбаж в 18 вер., волост. правление: Сорвижское в 17 вер., Морозовское в 15 вер., Пишнурское в 20 вер. и Сосновское в 18 вер.; парох. прист. Сорвижская в 20 вер.; ст. ж. д. в г. Котельниче, Село стоит на проселке".
История села
В центре села Шембеть на перекрестке улиц Сысолятина и Первомайской в тени раскидистых лип стоит двухэтажный особняк, построенный на рубеже XIX-XX вв. На него трудно не обратить внимания, такой постройки нынче не встретишь: здесь сложные деревянные конструкции сочетаются с изящной резьбой, украшающей фасад здания. Взгляд притягивает непривычная для нашей местности деталь - просторный деревянный балкон. Можно с уверенностью предположить, что это строение много лет назад принадлежало людям, занимающим особое положение в обществе. Смотрю на старинный особняк, залитый лучами щедрого осеннего солнца, и воображение невольно рисует картины далёкого прошлого: вот заспанный мужичок в ватном жилете открывает ставни на окнах торговой лавки, возле которой давно толпятся люди, а на балконе второго этажа дымит и кипит самовар, приглашая к чашке ароматного чая с румяными баранками. Могло ли это быть? Вопросов больше чем ответов, а потому хочу приоткрыть завесу тайны вокруг этого угрюмого особняка.
У старожилов села удалось установить, что дом этот действительно принадлежал зажиточным крестьянам. Хозяина то ли звали Мирон, то ли носил он фамилию Миронов (память народная за долгие годы слегка поистерлась). Только достоверно известно, что судьба-злодейка сыграла недобрую шутку с ним и со всеми его домочадцами. Первые поселенцы Первыми поселенцами территории, на которой в настоящее время располагается село Шембеть, были несколько семей с фамилией Смолины. Именно они, орудуя топорами и пилами, возвели здесь первые избы и стали обживать глухие места. Их род дал название населенного пункту – Смолино. В те давние времена на месте деревни были сплошные дремучие леса. Для того чтобы засеять поле и вырастить хлеб, приходилось выжигать заросшее место, обрабатывать землю мотыгами и боронить ее сучковатой елкой… Связь с другими поселениями Смолиными была установлена спустя многие годы. Примерно в 1888 г. в деревне возвели церковь Афанасия Александрийского, благодаря чему на стыке XVIII-XIX столетий появилось село Шембеть.
Архив
На столе лежит пожелтевшая от времени папка, глядя на которую, сжимается сердце. Приходится приложить немало усилий для того, чтобы заставить себя перевернуть титульный лист дела «На выселенных кулаков по Арбажскому району за 1930 год». Его страницы исписаны мелким почерком. Вглядываясь в выцветшие строчки, читаю о раскулачивании на основании Постановления ЦИК и СНК СССР жителей деревни Смолины Николая Мироновича и Евдокии Никитичны Чистоусовых. Всего лишь несколько листов бумаги: справки, факты, пояснения, отчеты, за которыми стоит судьба целой семьи. Кто же такие кулаки? Чаще всего - зажиточные крестьяне, пользующиеся наемным трудом. Однако в результате беззакония и произвола в списки «врагов народа» попали имена большинства середняков и даже бедняков, которым как никому другому была известна цена тяжелому труду.
Страницы прошлого
Достоверно известно, что более века назад в деревне Смолино Мироном Чистоусовым, выходцем из Иносветов, известным на всю округу торговцем, был возведен рубленый двухэтажный особняк. На первом этаже здания располагались лавка, где торговали сахаром, солью, керосином, тканями и прочими товарами, необходимыми в быту, а также хозяйственные помещения и сырьевой склад, куда принимали овчину, шерсть, молоко, мясо и многое другое. В дальнейшем все, что нажил отец, перешло его сыну Николаю. Как и отец, Николай Миронович занимался торговлей и сельским хозяйством. Он владел молотилкой с деревянным местным приводом - по тем временам настоящей роскошью. Глава семьи вел хозяйство, в котором были две лошади, три коровы, телята, овцы, свиньи и разная пернатая живность. Хозяйство по тем временам было немалое, а потому приходилось использовать наемный труд. Николай Миронович был человеком трудолюбивым, практичным, с хозяйской жилкой, как говорят сейчас в народе, поэтому и прибыль имелась хорошая. Ежегодный оборот торговли составлял сорок тысяч рублей, тогда как корову можно было купить за 30. Глава обширного хозяйства исправно платил налог в размере 140 рублей ежегодно. На втором этаже особняка проживало многочисленное семейство Чистоусовых, состоящее из хозяев дома и четверых детей - Анатолия, Раисы, Полины и Анны. Заботливые руки и коммерческая хватка владельца крепкого хозяйства позволили семье жить лучше других.
Раскулачивание
Поздним февральским вечером, когда вся семья была вместе, раздался стук в дверь… Интересы государства представлял милиционер. За его спиной зябко ежились двое понятых. Николая Мироновича и Евдокию Никитичну арестовали, а детям было приказано оставить родные стены в течение 24 часов. Все это происходило на глазах изумленных местных жителей. Сердобольные соседи дали ребятишкам пару лошадей, на которых дети отправились к тетке Лизе (сестре матери) в соседний Тужинский район, и, провожая их, причитали им вслед. Через несколько недель дом был конфискован по суду, а затем передан в Коммуну в Большую Ворону. Туда же был отправлен весь скот и описанное имущество (мебель, граммофон, часы, полотенца и другие предметы быта). Вскоре освободили мать, отец до суда находился под домашним арестом у родственников в Тужинском районе. После суда его отпустили, а лошадь родственников, на которой он приехал, забрали и передали в Коммуну. Вызволить ее смогли спустя несколько месяцев после случившегося. Родовое гнездо семьи Чистоусовых также постигла печальная участь. Члены Коммуны продали дом потребкооперации. Позже в нем расположились два магазина, контора и квартира. Вернуться на малую родину Чистоусовым так и не удалось - учитывая прошлое, вступить в ряды колхозников не позволил райисполком. В поисках работы Николаю Мироновичу с сыном пришлось уехать в Киров. Там они работали на сплаве леса, а когда приехали повидаться с семьей, их вновь арестовали. Отцу присудили два года, Анатолия отпустили - годами не вышел.
Народная молва
Говорят, что после всех невзгод, свалившихся на семью, последним ее пристанищем стал поселок Шерстки Горьковской (ныне Нижегородской) области. Не в силах выстоять перед бедами, Николай Миронович бросился под поезд, а его супруга умерла от атеросклероза сосудов головного мозга. Впрочем, подобный диагноз врачей в заключении о смерти «врагов народа» был самым распространенным. Вряд ли кто-то из ближайших родственников решился бы опровергнуть его. Судьба распорядилась так, что никто из детей раскулаченной семьи так и не вернулся к могилам своих предков. Раиса прижилась в Котельниче, Полина осталась в Нижегородской области, а Анна уехала в Украину. Едва ли кто-то из сестер жив – все-таки возраст,- самой младшей нынче исполнилось бы 88 лет. О судьбе Анатолия воспоминания противоречивы. Однако известно, что он женился на девушке из деревни Чугуны. Только наслаждаться семейным счастьем ему пришлось недолго. Однажды, уже получив повестку в армию, катаясь на лошадях перед окнами родительского дома в Шембети, Анатолий спел частушку антисоветского содержания - в сердце все-таки осталась боль за порушенную жизнь своих родителей. Приговор суда был суров - 10 лет тюремного заключения. О судьбе Анатолия более ничего не известно.
P.S.
Этим летом возле пустого дома остановилась дорогая машина. Вышедшие из нее молодые люди долго молча смотрели на старый особняк, но войти в него так и не решились. Поклонившись ему в пояс, они уехали.
Ольга Ворожцова. Газета "Арбажские вести". 29.11.2012
#ИсторияСелаШембеть
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8