Поль Гюстав Доре «Бродячие артисты», 1874 год
На этой картине мы видим семью цирковых артистов, которые ведут кочевой образ жизни. Папа работает акробатом, мама выступает с совой и собачкой, а также гадает, что можно понять по разложенной вокруг неё колоде карт. Однако сюжет полотна несёт грустный посыл — мы видим, что что-то случилось с мальчиком.
Художник изобразил ребёнка в выраженных светлых тонах, которые ярко контрастируют с тёмным фоном заднего плана картина. Малыш представлен здесь мучеником, который пострадал из-за жажды наживы родителей. Что же скрывает этот трагический сюжет?
Все герои картины — цирковая труппа, которая ездит по городам, чем и зарабатывает себе на жизнь. В то время уличные выступления были обычным делом. Собственно, из таких кочующих артистов и вырос в итоге цирк, который существует сегодня.
Обычно бродячие артисты не голодали, но и не имели хорошего достатка. Их заработок зависел не только от качества выступления, но и от дружелюбия публики, а также от её материального благосостояния.
Людвиг Блюме Зиберт «Цирк в городе», XIX век
Часто, чтобы привлечь зрителей, бродячие циркачи старались сделать необычные и впечатляющие номера. В данном сюжете мать и отец привлекли к представлениям и своего малолетнего сына, которому едва исполнилось пять-шесть лет. Он, судя по всему, ходил по канату или выполнял другие акробатические трюки, но не смог удержать равновесия.
Художник Поль Гюстав Доре лично был свидетелем этой сцены. Мастер был настолько поражён ею, что решил создать картину со схожим сюжетом. Живописец с одной стороны сочувствует горю родителей, а с другой — негодует, поскольку они сами подвергли своего сына смертельной опасности. Доре так писал в своих воспоминаниях:
Он умирает. Я хотел изобразить растерянность в глазах родителей, которые превратились в настолько закаленных существ, почти зверей, ведь для того, чтобы заработать деньги, они убили своего ребенка и, убив его, они обнаружили, что, оказывается, они имеют сердце и пришло позднее раскаяние.
Эта история надолго запала в душу художника, поэтому он писал эту картину дважды с разницей более 20 лет. Первый вариант был создан в 1853 году и получил название «Семья акробата».
Поль Гюстав Доре «Семья акробата», 1853 год
Здесь вся театральная атрибутика осталась за кадром. Мы видим лишь семью, которая переживает страшное горе. Отца художник изобразил в чёрном цвете и сделал его похожим на дьявола. Но акробат уже понял свою вину, возможно даже корит себя за случившееся. В глазах мужчины видны слёзы.
Во втором варианте картине ситуацией поражены все её герои. Даже маленькая собачка, кажется, сочувствует убитым горем родителям.
Поль Гюстав Доре «Бродячие артисты», фрагмент
После просмотра этой картины вспоминается история гуттаперчевого мальчика, описанная Дмитрием Григоровичем и знакомая нам из детства.
Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер.
Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.
Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».
Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят.
Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны.
Расстроенная публика начинает тесниться к выходам.
А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.
На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.
Я потрясена сюжетом этой картины. А что думаете вы? Поделитесь своим впечатлением и ставьте лайки! Вам всем желаю безоблачного настоящего и будущего! Будьте здоровы!
Какая там нажива! Это способ выживания! Каким ремеслом владели родители, тому и учили своих детей. Трагедия, человеческое горе! Да, первый вариант трагичнее! Вид отца просто ужасен. На втором варианте есть надежда, может быть ещё всё обойдется?
Детей надо любить и беречь.Взрослые часто равняют свои силы, жизненный опыт и возможности с умениями ребенка, забывая, что тоже когда-то были маленькими детьми со своим маленьким багажом знаний. И, конечно, дать возможность ребенку самому себе выбирать профессию, не смотря на династии и желания родителей.
Я тоже думаю ,что это способ выживания... И цирковые правила, детей обучают с самого раннего возраста. А впечатление от картины очень тяжёлое, такая трагедия!
Смотрела как-то передачу про спорт- почему в спортивную гимнастику, фигурное катание, на бревно надо отдавать детей в раннем возрасте- у маленьких детей нет чувства страха.
Да, все так, но об этом знаем мы, нынешние, выросшие в социальном государстве. (Можно много критиковать его, но мы не знали голода и нас учили нормам морали!) В те времена были совсем иные нравы и порядки, а когда речь шла о зарабатывании куска хлеба - никто не рассуждал может/не может, хочет/не хочет - надо!
Я читала книгу Любовь Гика. Просто ужаснулась от сюжета. Цирковая пара специально принимала яды чтобы у них рождались дети с уродствами и ставили с ними номера. А кто умирал в банках с формалином плюхались на показ. Просто треш, но со своей цирковой философией. Несмотря на все мне книга очень понравилась. Тим Бертон хотел ее экранизировать но отказался от идеи, побоялся испортить .
МУРАНО - это семь островов Венецианской лагуны на севере Италии, которые обрели популярность благодаря производству уникального стекла. Возникновение подлинного искусства выдувания стекла относится к 1271 году, когда судебные власти «Старой Юстиции», компетентного в то время в этой области органа, присвоили производству стекла так называемый «Mariegola» (Свод правил) или устав, в котором определялись права и обязанности, связанные с управлением искусствами и ремеслами, имевшимися в городе. В этот первый период производство стекла состояло в основном из стеклянной посуды, стаканов, и др. В 1291 году, учитывая растущее число разрушительных пожаров в Венеции,
Комментарии 18
https://ok.ru/shedevrym/album/52634295992497
Отличная картина. Доре гениален.
В те времена были совсем иные нравы и порядки, а когда речь шла о зарабатывании куска хлеба - никто не рассуждал может/не может, хочет/не хочет - надо!