Глубокий цвет и замысловатый рисунок этого сказочного минерала можно рассматривать бесконечно.Малахит, один из самых красивых материалов мира, имеет весьма необычную окраску.
Палитра цветов малахита начинается со светло-зеленого с голубизной до густого темно-зеленого цвета. Своим фирменным зеленым цветом малахит обязан примесям меди.
Красив камень малахит. И неповторимым шелковистым цветом своим, дающим, кажется, все мыслимые оттенки: от глубокого тёмно — зелёного, привлекающего глаз какой — то таинственностью, до бледно — нежного и звонко — весёлого, словно излучающего внутренний свет. И благородно — изящным замысловатым узором среза, ни в каком другом камне не встречающемся, на который смотришь не насмотришься.
Малахит - основной карбонат меди, имеет прекрасные узоры разных оттенков зеленого цвета, но он не обладает прочностью, хрупок, не стоек к воздействию кислот и температуры.
Срез показывает существующие в камне пустоты.
В настоящее время существуют несколько больших коллекций изделий из «русского камня».Крупнейшее собрание находится в Эрмитаже и его филиалах – более двухсот предметов, которые отделаны малахитом или изготовлены из его цельных монолитов, а также ювелирные украшения.
Малахитовая ваза в Эрмитаже
Изящные интерьерные парные вазы в виде амфор из малахита
с ручками из золочёной бронзы. Россия, 1820-е
Крупные вещи - вазы, колонны, камины, столешницы - никогда не выполнялись из монолита малахита, как это делалось из других камней, например, яшмы. Сделать это не позволяет природное строение малахита, имеющего пустоты, вкрапления. Изделия из малахита выполнялись в технике, впоследствии получившей название "русская мозаика".
Личные вещи императорской четы, выполненные из малахита. Государственный Эрмитаж
Техника русской мозаики состоит в том, что поверхность изделия из металла или дешевого камня покрывалась напиленными в полтора-четыре миллиметра малахитовыми пластинками. Пластинки подбирались по цвету и форме узора так, чтобы вся поверхность представляла собой определенным образом упорядоченную каменную композицию, создающую иллюзию, что изделие полностью выполнено из монолитного камня.
Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана
Эта художественная техника позволяет максимально раскрыть красоту натурального камня. Сочетая различные цвета и текстуру малахита с различными способами укладки мозаичных пластин, русские умельцы создавали разнообразные композиции из каменных орнаментов.
Павловский дворец.Греческий зал
Мозаика не противоречила природной красоте малахита, создавая ощущение целостности и монолитности самых разных изделий, покрываемых каменной мозаикой: колоссальных столешниц и ваз, архитектурных и декоративных элементов интерьера.
В Эрмитаже можно увидеть множество изделий из малахита. Малахитовый зал , малахитовая ротонда , малахитовые колонны , огромные малахитовые вазы — предметы гордости мастерства русских мастеров .
Малахитовая гостиная в Эрмитаже.
«Малахитовой эпохой» обычно называют 30—40-е годы XIX века, когда были открыты новые крупные месторождения малахита в Гумешках и под Нижним Тагилом. Именно в это время и вспыхнула необычная мода на малахитовые изделия. Малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы. С 1830-х годов камень начали добывать промышленники из рода Демидовых. А когда в 1851 году Демидов представил на Всемирной выставке в Лондоне коллекцию малахитовых изделий, популярность возросла ещё больше.
Малахитовая ротонда в Эрмитаже. Санкт-Петербург.
Неподалеку от Малахитовой гостиной красуется малахитовый шедевр— ротонда . Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок. С этой целью он сделал исключительно дорогостоящий заказ на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам, включая парижскую фирму П.Ф. Томира.
Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852.Портрет А. Н. Демидова,князя Сан-Донато.. 1831-1852
Уральский магнат предполагал, что Николай I установит ротонду в качестве беседки в одном из своих дворцовых парков. Однако русский царь, узнав об этом намерении, заметил в узком кругу: "С чего он взял, что я войду в эту клетку?» (Николай I недолюбливал Демидова за спесь, мотовство и жестокость). Тем не менее император от подарка не отказался и принял ротонду как должное. Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже.
Вплоть до 1862 года ротонда хранилась на складе, а позже Александр I подарил «малахитовую сень» (как назвали этот шедевр) Свято-Троицкому собору Александрр-Невской лавры. Здесь она использовалась в качестве царского места. Во время богослужений император находился в ротонде под малиновым бархатным балдахином, украшенным двуглавым орлом. Через 90 лет (в 1952 году) советские власти передали ротонду Эрмитажу.
Особое место в Эрмитаже занимают вазы Медичи.
Колоссальная ваза формы Медичи, выполненная в конце 1841 года. Ваза из Большого просвета изготовлена из симметрично уложенных пластин струйчатого и полосчатого малахита. На вазе выложен ленточный рисунок, хорошо видный на тулове и ножке вазы.
Ваза на квадратном постаменте создана на Петергофской фабрике в 1848 году. Одна из сторон постамента выполнена из полосчатого малахита, имеет симметричную укладку пластин.
Обе вазы Медичи из Большого просвета декорированы элементами золоченой бронзы: обручами и ручками в виде сплетенных змеиных голов.
Парная ваза выполнена из темного полосчатого малахита с симметричной укладкой пластин, которые образуют повторяющийся ромбовидный рисунок на тулове и на ножке вазы. Расположение набора на вазе — "на четыре стороны", когда пластины выкладываются по двум осям симметрии, пересекающимся под прямым углом, что создает соответствующий рисунок.
Кратер-ваза, украшенный барельефами, известный как ваза Медичи. Нео-аттическая работа из пентелийского мрамора. Высота 173 см, верхний диаметр 135 см. Вторая половина I в. до н. э.Эта ваза Медичи стала прообразом подобных ваз, которые стали изготавливаться позднее в эпоху популярности исторических стилей. Такие вазы в России назывались вазами Медичи. Под именем графов Норд (Северных) великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I) с супругой Марией Федоровной совершили турне по Европе в 1781-1782 годах. Из путешествия была привезена копия этой знаменитой античной вазы из собрания Медичи. Ваза вместе с круглым мраморным пьедесталом, украшенным рельефом букраний (орнамента с изображением головы быка) и дубовых гирлянд, приобретена была великой княгиней Марией Федоровной в Риме 4 марта 1782 года в магазине римского антиквара Людовико Мирри.
Русские камнерезы стали производить вазы Медичи в XIX веке.
Одна из наиболее ранних русских ваз формы Медичи, выполненная в 1806 году из брекчии на Колыванской императорской шлифовальной фабрике. Материал: брекчия, бронза. Техника: резьба, шлифовка, полировка, литье чеканка, золочение. Высота 146 см, ширина 114 см. Из коллекции Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург.
Вазы делали из яшмы, порфира, но особенно многочисленны были вазы формы Медичи из малахита. В разных размерах они воспроизводились в период с конца 1820-х до приблизительно середины 1860-х годов. Производились вазы преимущественно на императорских фабриках. Из было три. В окрестностях Санкт-Петербурга находилась Петергофская гранильная фабрика, на Урале - Екатеринбургская гранильная фабрика, на Алтае - Колыванская шлифовальная фабрика.
Ваза Медичи, созданная в мастерской Винченцо Мадерни в Петербурге в 1826-27 годах. Материал: малахит, белый мрамор, бронза. Техника: русская мозаика, шлифовка, полировка, литье чеканка, золочение. Плинт в основании пьедестала из темного итальянского мрамора. Ручки выполнены из бронзы в виде пар голов сатиров, соединенных между собой дугообразной ручкой. Из собрания музея Виктории и Альберта
Вазы Медичи из малахита были дорогим предметом украшения интерьера. Так, например, приехавшая в Петербург вместе с мужем в 1827 году маркиза Вестминстерская, описавшая в своем дневнике 30 июля 1827 года их посещение малахитовой фабрики Мадерни на Гороховой улице, где им были показано "множество красивых вещей, среди них – великолепная ваза с пьедесталом, целиком из малахита, за которую просили 15 000 рублей". Через неделю супруги вернулись на "малахитовую мануфактуру Мадерни, где Белграв (муж маркизы Вестминстерской - мое примечание) купил великолепную малахитовую вазу (за 14 000 рублей) и две маленькие, большую шкатулку и квадратное пресс-папье из лазурита еще на две тысячи".
Малахитовые вазы Медичи пользовались популярностью у богатых людей Российской империи и они запечатлены в изображениях интерьеров дворцов и особняков. В качестве примера можно привести интерьеры в особняке придворного банкира барона Александра Штиглица на Английской набережной Петербурга с акварелей Луиджи Премацци, изображавших Белую гостиную и Приемную.
Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович). Особняк барона А.Л. Штиглица. Белая гостиная (1870) Из собрания Государственного Эрмитажа. Петербург
Юсуповский дворец на Мойке
Эдуард Петрович Гау. Галерея истории древней живописи в Новом Эрмитаже (увеличенный фрагмент). 1859 год. Бумага, акварель. Из собрания Государственного Эрмитажа.
На этой акварели шесть ваз Медичи разных размеров и разных вариантов декора.
Самая большая малахитовая ваза Медичи украшает Советскую лестницу Зимнего дворца. По этой лестнице члены Государственного совет направлялись на заседания под председательством государя императора.
Ваза в форме Медичи, выполненная в технике русская мозаика в 1843 году, имеет высоту без постамента 181 см и диаметр около 143 см. Советская лестница Эрмитажа.
Две малахитовые вазы Медичи у зеркала над камином в Малахитовой гостиной Зимнего дворца. Малахитовая гостиная принадлежала императрице Александре Федоровне и имела еще название Золотой гостиной императрицы - по обилию золотого декора
Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой гостиной. В интерьер зала смело вводится малахит - магический камень Уральских гор.
Главная парадная гостиная жены Николая I превратилась в Малахитовый зал после пожара Зимнего дворца в декабре 1837 года. До пожара здесь находилось единственное изделие из уральского камня - большая малахитовая ваза, изготовленная в 20-х годах 19 века. Только эту вазу из хрупкого малахита и удалось спасти от огня, в то время как четыре пары яшмовых колонн рассыпались от жара на множество осколков.
Возобновление парадной гостиной в малахитовом варианте осуществлялось по проекту Александра Брюллова. Идея такого проекта возникла, конечно, не случайно: именно в это время началась малахитовая эпоха и уральский малахит стал камнем высокого притяжения. Александр Брюллов решил не нарушать прежней расстановки бывших яшмовых колонн, пилястр и каминов, не повторяя, однако, и старого убранства зала.
В 1839 году авральными темпами малахитовый зал был готов. Кроме колонн и пилястр там появились два камина и пара малахитовых канделябров, выполненных по рисункам архитектора Штакеншнейдера. Позднее малахитовый зал пополнился и другими изделиями из малахита.
Гостиную украшают выполненные в технике русской мозаики малахитовые колонны и пилястры, два больших малахитовых камина и многочисленные предметы из малахита. Орнаменты наборного паркета как бы повторяют узор потолка, а отделка мрамором стен прекрасно сочетается с позолотой потолка, дверей и капителей колонн. Зал выглядит нарядным благодаря малиновому цвету оконных драпировок и мебели.
Константин Андреевич Ухтомский "Малахитовая гостиная Зимнего дворца". Бумага, акварель. 1865 год Из коллекции Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург. Колонны отделаны малахитом в технике "русская мозаика"
Самые старые предметы в обстановке зала – это пережившие пожар дворца высокая малахитовая ваза яйцевидной формы и мебель, выполненная по рисункам Огюста де Монферрана.
Середина 19 века стала вершиной малахитовой эпохи.
Демидовы подготовили для Всемирной выставки в Лондоне 1851 года самые разные изделия из малахита:
двери высотою 6 аршин и 3 вершка, шириною 3 аршина, оценённые в 635 тысяч рублей, четыре больших вазы, камин, четырехугольный и круглый столы, кресла и стулья, пресс-папье, подставки для бронзовых часов...
Все, что сделано из малахита - от шкатулок до ваз и колонн, тщательно подобрано из тонких небольших плиток. Тысячи пудов камня пропустили руки мастеровых, прежде чем разрозненные плитки слились в великолепный единый узор, создавая впечатление монолитности изделия.
Самое знаменитое, самое уникальное событие в истории добычи уральского малахита произошло в 1835 году. Горный журнал сообщал: " В июне месяце на глубине 36 сажени, в новооткрытых ортах, в так называемой Надеждинской шахте обретён малахит, плотностью своею и цветом могущий удивлять всятого знатока... Но ещё того важнее, в том же месте открыта огромная масса малахита длиною в 7,5 аршина, шириною в три аршина и средней вышине в 1,5 аршина... В этой глыбе по вычислению должно быть до 3000 пудов. Малахит лежит в виде длинной плоскости, вид имеет крупно и мелкопочковатый и венчатый, цвета от тёмно-зелёного до высокого бирюзового, выходящего превосходными в полировке фигурами. Если употребить сей малахит на украшения, то им можно выложить поверхность в 13440 квадратных вершков. Это есть произведение, которое до сих пор не встречали в коре земного шара".К сожалению, после многих лет непрерывной добычи малахита известные месторождения Урала - Меднорудянское и Гумешевское - практически полностью выработаны.
Высокая малахитовая ваза яйцевидной формы ,пережившая пожар.
Как ни великолепен Малахитовый зал Зимнего дворца, но наивысшей точкой малахитовой эпохи, её апогеем, её самым выдающимся творением из уральского малахита, бесспорно, являются колонны Исаакиевского собора.
Иконостас Исаакиевсксого собора в Санкт-Петербурге украшен десятью колонами из малахита и двумя из лазурита
Малахитовые колонны стоили невероятно дорого.На десять колонн было заказано полторы тысячи пудов лучшего уральского малахита, то есть почти 25 тонн. Реально на облицовку ушло 14,5 тонн, поскольку из нарезанных пластинок малахита тщательно отбирали самые красивые и хорошо сочетающиеся образцы.Сколько стоили малахитовые колонны Исаакиевского собора
По договору с поставщиком Демидовым за каждый из полутора тысяч пудов малахита из казны было уплачено по 175 рублей серебром, это эквивалент в тех деньгах 210 граммам чистого золота за пуд малахита. То есть всего было на один только малахит потрачено 315 килограммов чистого золота, и это не считая работы мастеров.
Писатель Павел Петрович Бажов не выдумал Хозяйку Медной Горы, а взял этот образ из уральского фольклора. Местные рудокопы звали её Малахитницей и считали, что это зеленоглазая красавица, одетая в малахитовое платье.
Художник Андрей Алексеевич Шишкин
"А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить".
Совершенно верно - ни отнять, ни добавить. Нам остаётся только восхищаться богатством этого горного края, золотыми руками мастеров, их чутким пониманием особенностей малахита, гордостью за свой красивый труд. Эти простые - непростые мастера всегда чувствовали почтение к богатству Гор, к Хозяйке Медной Горы, передавали свои знания и умения по наследству. Находились богатые люди, имеющие тонкий хороший вкус, не жалеющие денег во имя красоты и прославления Отечества. Низкий поклон работникам музеев, сохраняющим красивейшие экспонаты. А также талантливым людям, которые так великолепно пишут обо всём этом для нас.
Камнерезы жали славу / И, вдыхаючи отраву, / Подгоняли под оправу / Ядовитый змеевик. / Здесь меняли на каменья- / Кто рубаху, кто именья - / И скорбел в недоуменьи / На иконах мутный лик. А. Новиков
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 28