"Игра в шахматы в Индии", 1876
Я представила картину в двух цветовых разрешениях.
О возникновении шахмат бытует множество легенд. По одной из версий, техника гадания, выработанная в Китае в VI–I вв. до н.э. для определения баланса между энергиями инь и янь, составила основу чатуранги, военной игры, появившейся в Индии и являющейся прообразом современных шахмат (на санскрите «чатуранга» означает «четыре рода», т. е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота).
Появление шахмат в начале нашей эры в странах Востока овеяно дымкой красивых легенд. Они повествуют о создании мудрой игры, способной дать неисчерпаемую пищу уму, упоение радости бескровной битвы, утешение в превратностях человеческой жизни. В общем, игра в шахматы родилась в Индии, пришла в Персию, откуда была позаимствована арабскими народами и, наконец, в конце Х века дошла до Запада.
Проходили века. Игра в шахматы становилась достоянием все большего числа стран и народов. Среди военных, она ассоциировалась с реалиями настоящей битвы. Эти мотивы появляются и в художественных произведениях. Например, в романе великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир» нередко встречаются военно-шахматные сравнения. Кстати, накануне Бородинского сражения Наполеон, если верить Толстому, сказал: «Шахматы поставлены, игра начинается завтра».
Играя в шахматы, люди стали находить в них сходство с жизнью: ты думаешь, выбираешь стратегию игры, изучаешь ситуацию, игра идет на время, ты не успеваешь обдумать хода и соперник забирает твою фигуру, или же ты оказываешься в цейтноте. За несколько часов игры шахматист переживает полную страстей драму.
"Живые пешки - мы, а опытный игрок,
Что нами двигает, — не кто иной, как рок.
На доску бытия нас для игры он ставит,
Чтоб в ящик сбросить вновь через короткий срок".
Омар Хайям (ок. 1048-1122).
И не случайно тема игры в шахматы широко представлена в изобразительном искусстве разных народов, разных слоев общества, разных веков.
После некоторого отклонения в описании о шахматах возвращаемся к картине "Игра в шахматы в Индии". Резко выделяется в творчестве художника картина на экзотический восточный сюжет, где представлены так называемые «живые шахматы», созданная в 1876 году (размер полотна — 191,1 на 281,9 сантиметров).
Во всём блеске и богатстве своего убранства перед зрителем предстаёт огромная в красном с золотом оформлении зала царского дворца. Золотые отблески играют на искусно украшенных колоннах и бесчисленных статуях, на лицах и одеждах людей, на массивных украшениях наложниц. Драгоценное сияние соперничает в яркости с солнечными лучами, мощным потоком льющимися из невидимых окон в левой части холста на гигантскую шахматную доску в центре.
Комментарии 13