Юрий Левитанский – один из самых тонких лирических поэтов второй половины XX века. Его творчество отличается особой музыкальностью и философской глубиной. Сегодня мы поговорим о стихотворении «Пейзаж», в котором автор мастерски передаёт предчувствие осени.
Осенняя тема в русской поэзии традиционна, но Левитанский находит свой, неповторимый подход к её раскрытию. В его стихотворении осень не наступает внезапно, а словно подкрадывается, проявляясь в едва заметных деталях окружающего мира.
Композиция произведения построена на постепенном раскрытии осеннего мотива. Поэт начинает с описания летнего пейзажа, который уже несёт в себе признаки грядущих перемен. Через систему тонких художественных деталей – пожелтевшие листья, остывающий воздух, приглушённые краски – автор создаёт атмосферу ожидания осени.
Художественные средства в стихотворении работают на создание целостной картины. Эпитеты («неспешный полёт», «прозрачный воздух») помогают передать состояние природы в момент перехода от лета к осени. Метафоры («осень в воздухе», «листья кружат») делают образ более осязаемым.
Философский подтекст стихотворения раскрывается через мотив неизбежности перемен. Левитанский показывает, как природа готовится к смене сезона, и в этом процессе видит глубокий смысл. Осень для поэта – не просто время года, а символ естественного течения жизни, где каждое явление закономерно и имеет своё место.
Ритмика стихотворения способствует созданию атмосферы спокойного созерцания. Плавный, размеренный ритм соответствует неторопливому течению осенних дней, описанных в произведении.
Это стихотворение – прекрасный пример того, как через описание природы поэт способен передать глубокие философские размышления о жизни, времени и его неумолимом течении. Левитанский учит нас видеть красоту в самых простых вещах и ценить каждый момент жизни.
---
Пейзаж
Горящей осени упорство!
Сжигая рощи за собой,
она ведет единоборство,
хотя проигрывает бой.
Идёт бесшумный поединок,
но в нём схлестнулись не шутя
тугие нити паутинок
с тугими каплями дождя.
И ветер, в этой потасовке
с утра осинник всполошив,
швыряет листья, как листовки, –
сдавайся, мол, покуда жив.
И сдачи первая примета –
белёсый иней на лугу.
Ах, птицы, ваша песня спета,
и я помочь вам не могу...
Таков пейзаж. И если даже
его озвучить вы могли б –
чего-то главного в пейзаже
недостает, и он погиб.
И всё не то, всё не годится –
и эта синь, и эта даль,
и даже птица, ибо птица –
второстепенная деталь.
Но, как бы радуясь заминке,
пока я с вами говорю,
проходит женщина в косынке
по золотому сентябрю.
Она высматривает грузди,
она выслушивает тишь,
и отраженья этой грусти
в её глазах не разглядишь.
Она в бору, как в заселённом
во всю длину и глубину
прозрачном озере зелёном,
где тропка стелется по дну,
где, издалёка залетая,
лучи скользят наискосок
и, словно рыбка золотая,
летит берёзовый листок…
Опять по листьям застучало,
но так же медленна, тиха,
она идёт,
и здесь начало
картины, музыки, стиха.
А предыдущая страница,
где разноцветье по лесам, –
затем, чтоб было с чем сравниться
её губам,
её глазам.
#РубрикаПоэтическаясреда
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев