Архимандрит Клеопа (Илие). Беседа с адвентистом о Священном Предании (продолжение)
Сектант: Как могла ваша Церковь сохранить Предание в неизменности, если православные священники и богословы искажают даже Писание? Сравни Библию, изданную полвека назад с сегодняшней, и увидишь, насколько они не похожи. Подобным же образом поступали вы и с преданиями, якобы унаследованными от апостолов.
Священник: Церковь Христова не может заблуждаться, как невидимо руководимая «до скончания века» (Мф. 28:20) Самим Основателем ее и оберегаемая Духом Святым (см.: Мф. 10:17-20; Ин. 14:16-26; 15:26; 16:12-14; 1 Тим. 3:15 и др.). И если некоторые церковные писатели, будь то епископы, священники или миряне, при переиздании Библии заменяют устаревшее слово другим, взятым из сегодняшнего языка, то это следует назвать уточнением, а не искажением текста. Если бы воскрес в наши дни румын времен Мирчи Старого или Штефана Великого, он показался бы тебе иноплеменником, поскольку никто сейчас не говорит на языке, каким изъяснялись тогда. Также и книги той поры с течением времени приводились Церковью в согласие с нынешней речью, но это отнюдь не меняло их смысла.
Перечисляя то, чем удостоверяется чистота Священного Предания и многовековая его неизменность, я называл древние символы веры, апостольские постановления, догматические определения семи Вселенских соборов и так далее. Приведу теперь иные свидетельства, в которых отражена вера Церкви времен апостольских и ближайших к ним.
Писания святых отцов и древних апологетов полны доказательств того, что Священное Предание всегда глубоко почиталось Церковью:
- св. Игнатий Богоносец (+ 107), муж апостольский, то есть ученик апостолов, как свидетельствует нам историк Евсевий Кесарийский, увещевал христиан остерегаться учений еретиков и блюсти апостольское Предание;
- св. Поликарп, епископ Смирнский, также причисляемый к мужам апостольским, передал своей пастве учение, какое слышал от апостолов;
- церковный писатель Егезипп, согласно тому же Евсевию Кесарийскому, собрал все апостольские предания и свел большинство их в пять книг, которые впоследствии, однако, были утрачены;
- святой Ириней, епископ Лионский (+ 202), в своем сочинении против еретиков говорит: «Все желающие видеть истину могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире»;
- Ориген (+ 254), один из учителей Церкви, вторит ему: «Мы должны хранить церковное учение, преданное от апостолов чрез порядок преемства, и пребывающее в церквах даже доселе»;
- св. Василий Великий (+ 379) свидетельствует: «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского Предания, приняли мы втайне, но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия»;
- св. Епифаний Кипрский (+ 403) учит: «Надлежит хранить Предание, ибо невозможно узнать все из Священного Писания; святые апостолы одно вложили в Послания, иное - в Предание»;
- св. Иоанн Златоуст(+ 407), толкуя Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла (см.: Фес. 2:15), показывает, что апостолы «не всё передали через Послания, но многое сообщали и не на письме; между тем и то и другое равно достоверно». И потому увещевает: «Есть Предание - больше не ищи ничего»;
- св. Григорий Нисский (+ 394): «Достаточно иметь от отцов дошедшее к нам предание, как наследство какое, сообщаемое нам по порядку от апостолов чрез последующих святых»;
- св. Киприан Карфагенский (+ 258): «Если возвращаемся к Главе и Источнику Божественного Предания, прекращается человеческое заблуждение».
Но и древняя практика Церкви также свидетельствует об исконном авторитете Священного Предания. Ибо к нему, наряду с Писанием, взывали и первые еретики, и первые борцы с ересями: первые - утверждая, что их мнения составляют часть апостольского Предания, вторые - убедительно доказывая ложность этого утверждения.
Итак, подобает нам с великим благоговением хранить Священное Предание, ибо в одном Священном Писании невозможно найти все, служащее ко спасению. Во множестве случаев Священное Писание, научая нас тому, что должно делать - исповедовать грехи свои, креститься, причащаться, молиться, не указывает, каким образом исполнять должное.
В самом деле, Писание ли научило нас обращаться во время молитвы к востоку? Из Писания ли узнали епископы и священники наши, как призывать Дух Святой на Пречистые Дары - хлеб и вино Евхаристии? Писание ли указало им благословлять воду при крещении, троекратно погружать крещаемого, а его самого - отрекаться от сатаны? Писание ли донесло до христиан славословие Святой Троице - «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? Вот вопросы, с которыми обращается к нам не кто иной, как святой Василий Великий. И он же предостерегает: «Ибо если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии».
Итак, запомни, что авторитет Священного Предания основан на тесной связи его со Священным Писанием и на том, что они дополняют друг друга, в равной мере служа для нас источниками Божественного откровения, а потому не могут вступать в противоречие.
Священное Писание только в Священном Предании черпает непреложное свидетельство о бо- годухновенности своих книг, а истинность же Предания проверяется его духовным единством с Писанием.
* * *
Православный: Но как возникло Священное Предание?
Священник: На заре Церкви Божественное учение пришло к людям чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Бога истинного. Обладая всей полнотой ведения как носитель Божественной жизни, Он Сам был живой истиной и живой проповедью о ней. Провозвестниками этой истины стали апостолы, посланные Им во все концы земли. Апостол Павел ясно показывает, что апостольская проповедь есть само слово Христово: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?.. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:14-15,17).
Святые апостолы не имели еще Писания Нового Завета, но вышли на проповедь как носители Божественного учения, воспринятого от Самого Господа Иисуса. Церковь же, в свою очередь, получила это учение от святых апостолов, которые сообщили его епископам, а те - своим преемникам.
Православный: Итак, Предание апостольское - это и есть Предание Церкви?
Священник: Они неразделимы. Ибо Предание апостольское дошло до нас неповрежденным, без прибавлений и изъятий, через Предание Церкви.
Блаженный Августин говорит, что истины Предания, хранимые Церковью по всей земле, вверены нам или апостолами, или Вселенскими соборами. И если некое установление, издревле содержимое Вселенской Церковью, имеет иной источник, нежели определения святых ее соборов, то оно восходит к самим апостолам. Предание апостолов и есть Предание Церкви. Признак истинного Предания - его непрерывность. «Великие отцы-богословы, - продолжает блаженный Августин, - хранили то, что застали в Церкви. Чему научились они от предшественников своих, тому научили (других). Что получили от отцов, то передали сынам». Вот почему, по словам Оригена, «только той истине должно веровать, которая ни в чем не отступает от церковного и апостольского Предания».
Православный: Какова связь между Церковью и Священным Преданием?
Священник: Церковь хранит Предание, а Преданием соблюдается единство Церкви. Когда скончался последний апостол, жизнь в Духе не пресеклась, ибо Спаситель обещал Своим ученикам и их преемникам, что пребудет с ними до скончания веков и что Дух Святой поможет им в уразумении и безупречном хранении всякой истины (см.: Ин. 16:13). Потому и называют Священное Предание живой памятью Церкви. Предание есть жизнь Церкви, а Церковь - пространство Предания.
Православный: А где содержится Священное Предание?
Священник: Священное Предание содержится:
- в догматических определениях и правилах семи Вселенских и девяти Поместных соборов, с Символом веры во главе, составленным Никейским (325) и Константинопольским (381) соборами;
- в восьмидесяти пяти апостольских правилах;
- в творениях святых отцов;
- в исповеданиях веры мучеников;
- в догматических определениях против ересей;
- в богослужебных книгах Церкви;
- в исторических свидетельствах об апостольской вере.
Православный: В чем наш долг перед Священным Преданием?
Священник: Наш главный долг перед Священным Преданием - свято и неприкосновенно хранить его содержание, подобно содержанию Священного Писания, как делали то отцы древнейших времен.
Православный: Каковы признаки подлинного Предания?
Священник: Признаки подлинного Предания исчислены святым Викентием Леринским, который говорит: «В... Кафолической (т. е. Вселенской. - Авт.) Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл: наименования сего, - то, что все вообще объемлет. Но это будет... тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь; а древности - тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию - тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников».
Архимандрит Клеопа (Илие). Путеводитель по православной вере. М., 2012. С.59-74
Нет комментариев