Алтай находится на юге Сибири и делится по ландшафтному признаку на два региона – северная часть это степной Алтай, южная называется Горным Алтаем. Каждый регион входит в отдельную административную единицу: степной – Алтайский край с центром г. Барнаул, Горный Алтай – Республика Алтай с центром г. Горно-Алтайск. Основное население степной и горной части Алтая составляют русские – потомки переселенцев, начавших осваивать этот край около трех веков назад. Алтайцы представляют титульный этнос Республики Алтай и состоят из нескольких этнотерриториальных групп, расселенных по речным долинам. Мы остановимся на Горном Алтае, где берет истоки основная река Западной Сибири – Обь, которая образуется при слиянии рек Катуни и Бии. Речную систему Горного Алтая можно разделить на три зоны: центральную – река Катунь с ее притоками; восточную – река Бия с водной сетью Телецкого озера; западную – реки Песчаная, Ануй, Чарыш. Самая крупная по протяженности река Катунь (Кадын) пролегает через весь Горный Алтай с юга на север. В нее вливаются реки Кокса (Кöк-суу), Аргут (Аргыт), Чуя (Чуй), Урсул (Урсул), Сема (Себи). Река Бия (Бий) с правым притоком Лебедью вытекает из Телецкого озера (Алтын кöл), в которое вливаются воды рек Чулышмана (Чолышпа) и Башкауса (Башкуш). Реки западной части Горного Алтая – Песчаная (Беш-суу), Ануй (Аный), Чарыш (Чарас), протекая по степному Алтаю, становятся левыми притоками Оби.О самых крупных реках Горного Алтая – Катуни и Бии, воды которых при сливании образуют р. Обь, сложена легенда, бытующая до сих пор. В ней звучит история о двух влюбленных – девушке "Кадын", имя которой обозначает "правительница", и женихе "Бий", что означает "правитель, властелин" [1] . Эта история имеет счастливый конец – Катунь и Бий женятся и их судьба становится общей, в том смысле, что эти реки, текущие среди гор, встречаются далеко в степи и сливаются. Вероятно, авторами легенды о реках Горного Алтая были русские переселенцы, так как она основана на значении названий рек [2] . В.И. Вербицкий дает одну из версий перевода этих гидронимов: "Алтайские горы перерезаны реками, речками и ручьями, которые то смиренно омывают подошвы гор, то с шумом стремятся по самым хребтам их и пенятся в водопадах. Замечательные реки: Катунь (госпожа), Бия (бий – господин), которые в соединении составляют Обь" [3] . В книге В.В. Радлова прослеживаются отголоски легенды: "…открывался новый вид на могучий поток Бии и приближающуюся к своему супругу Катуню… теперь они продолжают путь уже вместе, но девичий стыд еще не позволяет ей слиться с ним, и отчетливо видно, как обе текут, не сливаясь, в одном русле, справа – река Бия с ее светлыми, прозрачными водами, слева – беловато-желтая Катуня" [4] .В условиях горной местности река имеет иное смысловое и функциональное значение, чем река степей, пустынь или оазисов. Издавна в Горном Алтае занимались разведением скота, особенно, лошадей и овец, а также сезонной охотой и выращиванием ячменя и ржи. Как правило, летние пастбища располагались в верховьях рек, а в низовьях находились небольшие участки пашни и места для зимовий. В речной долине (Урсульская, Каракольская, Чарышская и др.) или высокогорной степи (Уймонская, Чуйская и др.) коренное население Горного Алтая развивалось на разной материальной основе и формировалось в этнические группы со своим названием [5] .
До середины XIX в. обычной формой поселения алтайцев было поселение по логам (öзöк), а не в селах, которые были позже основаны русскими переселенцами. В одной речной долине таких логов могло быть больше десятка. Данная форма поселения вызвана тем, что каждая семья имела многочисленный скот и переселялась туда, где были лучшие условия для него. До сих пор место проживания определяют по реке, а именно по речной долине, и при знакомстве называют не только свое имя, имена своих родителей, свой сёок – патрилинейное родовое подразделение, а также называют реку, в долине которой вырос.
Регион проживания образует своеобразную территориальную единицу этноса, сосредоточенную вдоль реки. Живущие в одной речной долине осознают себя как единая группа. Постепенно в этническом сознании представителей группы, так и ее соседей, складывается название группы по месту локализации, т.е. по названию речной долины. Например, долина р. Урсул называется "Урсул ичи": под определением "ичи" имеется в виду низина, окаймленная горными хребтами. Расселенная здесь группа называет себя "Урсул-ичинын’ алтайлары" (алтайцы долины Урсула). При этом, этнолокальные группы, сформировавшиеся в конкретных речных долинах, отличаются друг от друга родовым составом – кроме общих сёоков, имеются специфические роды, характерные только для данной речной долины. Как правило, эти группы обладают характерным диалектом, речевой интонацией, этнопсихологическим типом. Отсюда вырабатывается обобщенный образ этнической группы: какого сёока, какого облика, нрава и обычаев, на каком наречии говорят, какое хозяйство ведут и пр.Тот факт, что наименование этнолокальной группы алтайцев образуется по названию реки, в долине которой она расселена, свидетельствует о взаимосвязи ландшафта и этноса. Этнокультурные отличия алтайцев, обусловленные природными особенностями, были замечены В.И. Вербицким [6] . Введенное им деление на "северных" и "южных" алтайцев было принято в историко-этнографической литературе [7] . С тех пор северными группами считаются тубалары, челканцы и кумандинцы, расселенные в северном предгорье Горного Алтая – Майминском, Чойском и Турачакском р-нах РА. Живущие по р. Лебедь и притоку Байгол, называются "лебединцами" ("куу-кижи", куу – "лебедь"; кижи – "человек").
Южные алтайцы, состоящие из алтай-кижи и теленгитов, также локализируются по речным долинам. Теленгиты Кош-Агачского р-на состоят из "чуйских" и "архытских", Улаганского р-на – "чулышманских" и "башкаусских". Алтай-кижи расселены в бассейне рр. Чарыша, Песчаной, Катуни. Так, в Онгудайском р-не они делится на "каракольских", "урсульских", "яломанских", Усть-Канском р-не – на "кан-ябоганских" и "чарышских", Усть-Кокскинском – на "абайских" и "оймонских", Шебалинском – на "чергинских" и "бешичинских". Название группы дается по реке, протекающей по территории расселения.
Речная долина осмысливается как этническая, семейно-родовая территория, родной край человека. В сознании народа сложилось особое представление о значимости реки как образа Родины. Аналогом ему в алтайском языке выступает слово "Алтай". Одной из важных сторон образа родины-Алтая выступает река как существенный элемент картины мира алтайцев [8] . О месте проживания принято спрашивать так: "Из какого Алтая гость? Где ваш Алтай?". Сегодня территорию проживания продолжают называть не по району, а по речной долине. Эта особенность объясняется административным делением региона, которое не отвечает этническому делению алтайцев. Например, алтай-кижи долины р. Песчаной (Шебалинского р-на) в этническом и этнокультурном отношении ближе к алтай-кижи Усть-Канского р-на. Другой пример, алтай-кижи с. Сугаш (Усть-Коксинского р-на) "по духу" ближе к алтай-кижи долины р. Чарыш (Усть-Канского р-на).
Таким образом, название этнолокальной группы алтайцев образовано по названию речной долины, в которой она расселена: Кадын-ичинын’, Беш-ичинын’, Чуй-ичинын’ ("из долины реки Катуни", "из долины реки Песчаной", "из долины реки Чуи") или Кан-Чарастын’ алтайлары, Каракол-Урсулдын’ алтайлары ("алтайцы рек Кана-Чарыша", "алтайцы рек Каракола-Урсула"). В названии группы алтайцев заключена информация о ее этнокультурных особенностях: например, говоря о чулышманцах, имеют в виду теленгитов долины р. Чулышман (Улаганского р-на), подверженных крещению в XIX в., но не утративших знание родного языка и традиционных верований. В названии группы "Кадын-ичинын’ алтайлары" имеются в виду алтайцы низовьев р. Катуни (Чемальского р-на), хотя эта река протекает по нескольким районам, среди других групп алтайцев. У алтай-кижи долины р. Песчаной сохранились устои шаманизма, а по р. Урсул расселены потомки бурханистов – сторонников новой идеологии начала прошлого века. В самом названии этнолокальной группы алтайцев "читается" ее утвердившийся стереотип [9] .Особый интерес представляет мировоззренческий аспект вопроса. Известно, что представление народа о природе является одним из компонентов этнической культуры. Река, как любой природный объект, обладает тремя признаками: одухотворена (тынду), имеет хозяина (ээлÿ), почитаема (байлу). "Река" по-алтайски называется суу, что дословно означает "вода". Приняты другие варианты: агын суу – "текущая вода", jаан суу – "большая вода". Аналогом большой-мировой реки является ближайшая река региона. Крупная река сравнивается с морем (талай), океаном (тен’ис). Слияние рек Катуни и Бии предстает в образе "Кадын-Бийдин’ талайы" (море Катуни-Бии). О реке как мировом океане, в водах которого покоится земля, принято говорить как о живой: "Суу jерди тудуп jат" – "Вода держит землю" (т.е. реки и озера связаны под землей между собой); "jерден’ чыгып jат" – "выходит из-под земли"; "кирип jат" – "входит"; "биригип jат" – "сливается" и др. Хозяйкой реки выступает змея (jылан – суунын’ ээзи), которая на своей голове приносит воду. Змею, находящуюся в реке, убивать запрещалось. По отношению к одухотворенной реке существует ряд предписаний: если река выходит из берегов и этим причиняет беспокойство, то ругать ее не принято, и наоборот, если река обмелела и не представляет препятствий, то пренебрегать ею не следует.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев