В 1919 году первую очередь гражданская власть была налажена в селе Абай.В первых числах августа в село весть дошла о свержении Колчака. Эту весть привез из Усть-Кана нарочный. «Власть Колчака пала» - говорилось в полученном из Усть-Кана воззвании – «взят Барнаул, Ново-Николаевск, Бийск и т.д. Арестуйте всю милицию, берите власть в свои руки».На следующий день копия воззвания была послана в Уймон и Усть-Коксу, а в Абае был собран сельский сход, на котором избрали военно-революционный штаб. Колчаковская милиция была арестована, а штаб приступил к формированию партизанских отрядов.Создание отрядов было более, чем своевременно, так как на Абай наступали с Усть-Чарыша казаки, а из Онгудая – Кайгородов. У последнего был переданный ему местным священником список абайских коммунистов, которых он собирался расстрелять.Разбитые казаками абайские партизаны ушли из Абая и присоединились к уймонским отрядам, воевавшим с шебалинскими белогвардейцами. Разбив шебалинскую белую дружину, 7 человек абайцев ушли на Бухтарму, во главе с Ладкиным.На Бухтарме Ладкин организовал новый партизанский отряд в 60 человек, который, напав на карательный отряд из 50-ти хорошо вооруженных казаков, овладел их оружием и лошадьми. Возвращаясь на Уймон, Ладкин узнал, что Абай занят Кайгородовым.Пополнив свой отряд до 180 человек, Ладкин стремительным наскоком выбил Кайгородова из Абая.Вместо волостной земской управы штаб дивизии организовал волостной ревком, который должен был регулировать взаимоотношения между крестьянами, оказывать помощи беднейшим партизанским семьям и организовать поддержку штаба дивизии и отдельным партизанским частям. Ревком должен был также следить за движением противника, о чем немедленно сообщать в штаб дивизии, и преследовать тех, кто будет шпионить или даже только попытается вести агитацию против партизанского движения.Ко всем замеченным в контрреволюционных делах ревком должен был применять самые суровые меры наказания.8 октября 1919 года в селе Абае состоялось объединенное собрание делегатов подразделений 1-й бригады и представителей уймонских отрядов. Это собрание сыграло большую роль в дальнейшем развитии партизанского движения в Горном Алтае. На нем обсуждены важнейшие вопросы партизанской борьбы: о политическом моменте, об отношении к алтайскому населению, о формировании 3-го полка, о плане дальнейших военных операций. Собрание проходило под председательством командира бригады популярного среди партизан Ивана Яковлевича Третьяка.После докладов с мест заслушали доклад И. Я. Третьяка о политическом моменте, вызвавший оживленные прения. Лозунг борьбы за Учредительное собрание, выдвинутый эсерами, был отвергнут. В принятом постановлении говорилось: «Наша политическая борьба [идет] всецело за Советскую власть».Большое внимание на этом собрании партизаны уделили национальному вопросу. Для успешной борьбы с колчаковцами и каракорумцами правильная национальная политика имела важное значение. Партизанское движение проходило в национальном районе, где ряд волостей и поселков были заселены исключительно алтайцами. И успех борьбы во многом зависел от того, на какой стороне баррикад окажутся трудовые слои коренного населения Алтая и кого они будут поддерживать.Нужно было преодолеть и ликвидировать до конца отрицательные последствия враждебных действий кулацко-шовинистических и уголовных элементов в отношении трудящихся алтайцев. В принятом постановлении говорилось: «Отнестись к мирному населению инородцев более гуманно. Кроме того, разослать воззвание в широком масштабе по всему Алтаю и по возможности послать делегатов и охарактеризовать им цель нашего восстания».Таким образом, в Абае было в основном закончено объединение партизанских отрядов, действовавших в Горном Алтае, и завершена их реорганизация. Руководящая роль большевистски настроенного актива была закреплена. Партизанское движение вступило в новую фазу борьбы. Объединение разрозненных и мелких повстанческих отрядов в дивизию имело исключительно важное значение для партизанского движения в Горном Алтае.Полк Ладкина влился в бригаду, переименованную в 1-ю Горно-Алтайскую партизанскую дивизию.Народными мастерами для партизан изготовлялись даже самодельные пушки. Одна из таких пушек была сделана в с. Абай под руководством опытного партизанского кузнеца П. М. Мистрюкова.Дом в селе Абае, где проходило собрание партизан и 8—12 октября и размещался штаб дивизии, сохранился до настоящего времени.26 марта 1921 года было принято постановление Сибирского революционного комитета об образовании самостоятельного Горно-Алтайского уезда Алтайской губернии. Выделяя Горно-Алтайский уезд, Алтайский губернский революционный комитет предложил следующее распределение на районы с административным центром:…2. Уймонский район с волостями, с центром в селе Абай…К началу мая 1921 года в Горном Алтае имелось 14 коммун и 15 сельхозартелей. В том числе была и коммуна «Красный Уймон» в селе Абай.В конце августа 1921 года в Абайской волости волревком реорганизован в волисполком. Председателем назначен Сартаков Андрей Николаевич. Абайский сельволисполком возглавлял Нагайцев Илья. По сведениям из отчетов волисполкома в конце августа 1921 года с наступлением банд перехватывалась все почтовая корреспонденция.Описан такой казус: по получению предписания от облвоенкомата о срочном заполнении секретных форм отчетности, исполненные документы были высланы раньше предписанного срока, но потеряны почтой. Незамедлительно пришел приказ военкома за невыполнение задания подвергнуть аресту делопроизводителя волостного военного стола на трое суток. Его бы похвалить за оперативность, но пришлось выполнить приказ, и посадить под замок!По причине военных действий Абайская волость упомянута в сводках как единственная не выполнившая продналоговое задание государства. Как было на самом деле написано в очередном докладе председателя волисполкома: «Абайская волость ожидала нападения банд со стороны Усть-Канской волости, со стороны Катандинской волости всякие срочные донесения перехватывались бандой, никакой другой связи не было. 11 октября получено распоряжение о продналоге. К 20 октября из Сугаша обмолоченный хлеб был отправлен на ссыпной пункт, но в Кырлыке был встречен бандой и ссыпан в бандитский амбар в количестве около 100 пудов. Из Катанды вышел 186 полк красноармейцев, которым было выдано 100 пудов муки и сшито 120 пар обуви, выдано 80 комплектов посуды - все безвозвратно».14 ноября 1921 года в Абае прошло волостное собрание по распоряжению чрезвычайной тройки Уймонского района. Население призывали в ополчение против банд. Собрание закончилось в 5 часов вечера, пришла сводка, что отряд Кайгородова в 3 верстах от Абая. Канцелярию не спасли, удалось лишь самим «унести ноги». Кайгородовцев оказалось около 500 человек, волисполком был разграблен.1 июня 1922 года Президиум ВЦИК РСФСР издал декрет об образовании Ойротской автономной области. В её состав была включена Абайская волость Горно-Алтайского уезда…На этот момент в Абайской парторганизации в борьбе с бандитами погибло 12 коммунистов.В 1920-е годы была разрушена Абайская церковь.В июле 1922 года прошел волостной съезд Советов, который установил жалование членам волисполкома по 30 рублей продуктами и поручил волисполкому открыть фельдшерский пункт в Абае. Решено было выделить деньги на учебники и канцелярию, а также на ремонт школ в Абае, Соузаре, Сугаше и Красноярке.Но учебный год начался лишь в одной школе - в селе Абай, в которой обучалось 54 ученика. Это обусловлено было тем, что в остальные школы не приехали учителя.1 ноября 1922 года волисполкомы вновь реорганизованы в волревкомы. Председателем назначен вновь Сартаков Андрей Николаевич, членами: Томилов Александр Савельевич, Романов Парфен Романович. В сложных условиях был выполнен план по продналогам - масляным и общегражданским. Единый натуральный налог особенно тяжело выполняло «калмыкское население».Абайская волость, как не сеющая, выполняла план по натуральному налогу скотом. «Калмыки, имея табуны лошадей и по 2-3 коровы, отдавали всех коров, а лошадей продавали за 20 пшеничных единиц, но не было покупателей, из-за этого сельское хозяйство упало вовсе».Подтверждением тому служат статистические данные: в 1923 году в Абайской волости проживало около 3000 человек, скота содержалось: лошадей - 3547, коров - 3591, маралов - 285. Что показывает полное разорение личных хозяйств крестьян.20 августа 1923 года вновь образован Абайский волисполком под председательством Боброва В.Г. и членом исполкома Золотаревым. В этом составе он существовал всего два месяца.В Абайской волости в 1923 г. некий кооператив отпустил на народное образование 300 рублей в золотом исчислении.25 ноября 1923 года решился вопрос о передаче Абайской и Катандинской волостей в Уймонскую, о чем свидетельствует акт передачи имущества и архива данных волостей в укрупненную Уймонскую волость.18 марта 1924 года впервые составлены списки пчеловодов Уймонского аймака. Учет проводился по количеству ульев в личном хозяйстве. Так, в Абае насчитывалось 581 улей (273-рамочных)В 1926 году село Абай относилось к Уймонскому аймаку и имело сельский совет, школу, 207 хозяйств. В нём проживало 563 мужчин и 601 женщина, все были русские.6 августа 1926 года вместе с американкой Зинаидой Григорьевной Фосдик Абай посетили Елена Ивановна, Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи, путешествуя по Алтаю. Фосдик указывает в своих записях, что «В 5 часов утра (6 августа) со свежими лошадьми направились в Абай, где остановились в доме мараловода Романова. Здесь заново упаковали багаж и с новыми возницами и лошадьми поехали дальше».Первые маралы были привезены в Н. Уймон Черновым, который много лет затем занимался продажей маралов; от него эти животные распространились по окрестным селениям — в Кайтанак, Абай и т. д.18 и 26 апреля 1930 года бюро Ойротского обкома ВКП (б) приняло постановление «О строительстве скотоводческих совхозов».В 1930 году был организован Абайский молочно-мясный совхоз. Впервые загудели по селу машины. В селе открыли радиоузел. С отдельными фермами разговаривали из колхоза по радио. В домах колхозников появились репродукторы. О всех событиях Абай стал узнавать одновременно со всей страной. Правда, совхоз был вскоре переведен километра за три от села. Радиоузел перемещен.В 1932 году открыта сельская больница. В ней были приемная, кабинет врача, небольшая палата.В 1933 году в селе Абай Усть-Коксинского аймака под школьный интернат был отведен бывший кулацкий дом. Классово-враждебные элементы пустили слух, что в этом доме являются привидения. В результате дети алтайцев боялись идти в интернат.В 1935 году редакция краевой молодежной газеты «Большевистская смена» и Западно-Сибирское бюро краеведения объявило по всему краю об организации геологического похода имени 15-летия сибирского комсомола. На призыв откликнулась и комсомольская ячейка Абайского маслосовхоза № 235.В 1935—1936 учебному году в Абае открывается семилетка. Одновременно открываются 4 начальных национальных школы в поселках, прилегающих к Абайскому сельсовету и отделении совхоза. Организуется интернат для детей пастухов и работающих в долинах животноводов.В 1947 году писали: «в Абае вырос колхоз «Животновод». Он объединил всех жителей Абая. Немного засевает колхоз зерновых—всего 480 гектаров. Само название колхоза определяет его производственный профиль. В колхозе мощные животноводческие фермы. На МТФ—460 голов крупного рогатого скота. Только дойных коров насчитывается около 200. Фермой руководит опытный животновод Г. Н. Сивков. Подобраны лучшие люди для животноводства, знающие, любящие свое дело: Марина Шипулина (около десяти лет работает она на ферме), Александра Клюева, Аля Чекошева, Таныш Исова, Нина Самаева и другие.Овцетоварная ферма, насчитывает свыше 3300 голов. Ферма разбита на 8 отар. Занято на ферме 20 колхозников. Руководит ею демобилизованный воин Красной Армии Кошев Тухтанчи. В колхозе имеется конетоварная ферма, свиноферма, птицеферма и звероферма...Только от одного животноводства колхоз получил в 1946 году около 300 тысяч рублей дохода. Кроме того, колхоз имеет свою лесопилку, шерстобитку, хорошую кузницу, пасеку в 230 ульев, ветпункт, мельницу...Решено выстроить новый бычатник, отремонтировать скотные дворы и утеплить телятник. Особой заботой и вниманием окружен молодняк. Недаром здесь работает орденоносец Евдокия Павловна Долгих.Трудно было в годы войны сохранить такое большое хозяйство. Мужчины ушли на фронт. В колхозе оставались женщины и дети. Фронтовики не забывали о своем колхозе. Болело у них сердце за родной колхоз. Шли письма в колхоз с наказами—не жалеть сил и старания, не сокращать размаха. И люди работали, не покладая рук.Кончилась война. Один за одним вернулись фронтовики-победители. Как ни крепко трудились здесь, в тылу, но недостаток рабочих рук сказывался на хозяйстве. Остановился в эти годы лесозавод. Кошары, и скотные дворы требуют капитального ремонта.Дружно принялись за работу вернувшиеся с фронтов демобилизованные воины. Вместе со всеми колхозниками подумали они над тем, чего должен добиться колхоз в послевоенную пятилетку. Составили перспективный план развития хозяйства. Решили довести поголовье скота на МТФ до 700 голов, на ОТФ—до 4900, на СТФ—до 50, на КТФ—до 280, на птицеферме—до 300; увеличить пасеку до 350 пчелосемей; повысить доход и лисофермы на 52 тысячи рублей в год.В плане предусмотрен рост благосостояния колхозников. К концу пятилетки колхозник, должен получить на трудодни такое количество меду, масла, шерсти, мяса, зерна, денег, которое обеспечит зажиточную, полную обилия жизнь.Пришли специалисты на лесозавод. Произвели необходимый ремонт. Несколько лошадей уже выделено на подвозку лесоматериала. В ближайшие дни лесопилка даст первый строительный материал для колхоза. Энергичней и полнокровней забилась в колхозе жизнь.В Абае открыли почтовое отделение и повесили телефон. Вихрем носились резвые кони с колокольчиками, под дугой. Веселый почтальон привозил мешок с газетами и письмами.Коммунисты вечерами в избе-читальне читали вслух последние известия. Читали и том, как живут, трудятся и растут свободные народы великой советской страны. Молодежь до рассвета не уходила из читальни.А затем собственными силами выстроили клуб. Комсомольцы сколотили хороший актив и стали выступать перед населением со спектаклями, «живой газетой», инсценировками...Нынче были поставлены спектакли «Женитьба бригадира», «Маруся-украинка», «Учёные» и другие. Жители Абая любят свой колхозный театр. Особенно хорошо делаются «живые газеты». Они проходят весело. «Живые газеты» критикуют лодырей, бьют по разгильдяям, помогают изживать неполадки.Недавно в избе-читальне была художественная читка произведении Ванды Василевской «Радуга». На читку пришли, кроме молодежи села, много и пожилых колхозников. Активисты читальни проводят большую работу среди населения и по различным хозяйственно-политическим кампаниям. Среди них много агитаторов. У каждого агитатора своя десятидворка. Много помогли комсомольцы в выполнении годового плана молокопоставок индивидуальными сдатчиками.В абайской сельской больнице работают квалифицированный врач, сестры. «Ежедневно по средам врач делает подворный обход. Беседует с жителями о санитарии и гигиене в быту, проводит большую профилактическую работу. Больница пользуется заслуженным вниманием, а медицинские работники—всеобщим уважением и любовью. О враче И. И. Беликовой алтайцы говорили: «Она молода годами, но у неё золотые руки».Эта слава разнеслась далеко за пределы села и особенно после того, как она вылечила почти десять лет не видевшую свет алтайку Апытову Тянкур.— Советская власть вернула мне глаза, — говорит теперь Танкур. Несмотря на преклонный возраст, она потребовала себе работы на животноводческой ферме.Родильный дом для матерей-алтаек был неожиданностью. Давно забыты аилы, дымный костер и грязь. Светлые, уютные домики заменили их. Но родить в специальном доме? Это было большой новизной и новизна пугала. Потребовалось немало времени и работы среди населения, чтобы матери охотно шли в роддом. Им организовали прекрасное питание. Они подолгу отдыхали до и после родов. Из дальних урочищ едут сейчас сюда женщины. Опытный фельдшер-акушерка Анна Константиновна Никулина, проработавшая в Абае уже более 10 лет, завоевала любовь своими советами по воспитанию ребенка и консультациями, которые она проводит при роддоме для молодых матерей».В селе открылась новая школа массовых квалификаций. Эта школа выпустила через краткосрочные курсы несколько десятков юношей и девушек, получивших специальности трактористов, ремонтных рабочих, мараловодов для открывшегося маралосовхоза, механиков и др. В районном центре прошли учёбу все работники животноводства, и колхоз получал квалифицированных животноводов. Сотни центнеров молочных продуктов стали давать колхозное стадо.Назрела необходимость иметь свой механизированный маслосырозавод. Государство пошло навстречу, отпустило средства, машины, и в Абае был построен хорошо механизированный сырозавод.Далеко за пределами аймака известен хороший абайский сыр. Много высококачественных молочных изделий получает государство из Абая.Каждый год в конце июня колхоз перегоняет большие гурты скота за 20—25 километров от села на высокогорные пастбища к белкам. Коровы быстро увеличивают надой молока. За последнее время стали применять трехкратную дойку и круглосуточную пастьбу. Неудобно доставлять молоко по горным дорогам на завод, и вот под белками сырозавод открывает свое отделение. Сыp и масло делаются прямо на ферме.На Абайский сырозавод вернулись прежние мастера из армии. Коллектив завода с большим энтузиазмом взялся за улучшение качества масла и сыра. Сыровары в тесной дружбе с работниками животноводства.Лучшие мастера завода, доярки, пастуха, работники ферм обратились совместно ко всем работникам животноводства и мастерам сыродельной промышленности Усть-Коксинского аймака с призывом досрочно выполнить план молокопоставок и улучшить качество сыра и масла». Мастер из Абайского маслозавода М. И. Кокорин вел занятия в стахановских школах не только у себя, но и выступал на страницах областной газеты, делясь опытом.В процессе реконструкции после войны Абайский маслосовхоз расширен и оснащен новой техникой.21 ноября 1949 года приказом министра масломолочной промышленности РСФСР бригаде, возглавляемой мастером-сыроделом М. Кокориным, было присвоено почетное звание бригада отличного качества.В 1954—55 годах заслуженным почетом и уважением пользовалась доярка Абайского маралосовхоза Л. Байрамова.К середине 1960 года около 50 человек перешло работать на отстающие участки, среди них был работаник Абайского молмясосовхоза Беспалов.В 1966 году бригада коммуниста К. Г. Кизилова из Абайского совхоза получила по 6630 граммов сырых пантов с каждого рогача.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1