Но эта акция успеха не имела. Алтайский отряд, по свидетельству источника, в сражении между Яломаном и Улегемом (современный Онгудайский район) наголову разгромил захватчиков. Возвращаясь, Чадак записал на скале Бичикту-Кая, находящейся на правом берегу Катуни, в одном километре от устья реки Чуи, печальную историю своего похода. И хотя алтайцы отбились от монголов, но и сами понесли большие потери. Есть предание о битве алтайцев с монголами у Телецкого озера, закончившееся полным разгромом последних.Отвергая навязываемое захватчиками подданство, алтайцы в силу объективных причин (малочисленность, разрозненность племен, экономическая слабость алтайского хозяйства и т. д. ) не могли в то же время до конца противостоять превосходившему их по количеству и по вооружению врагу. Осознавая это, алтайские зайсаны, начиная с осени 1755 года, усиленно ходатайствуют перед сибирским пограничным начальством и русским правительством о приеме их со всеми подвластными им племенами в подданство России. При этом они настаивают на незамедлительном решении этого вопроса, ибо продолжавшаяся джунгаро-китайская война приносила аборигенам Горного Алтая сложившуюся обстановку, многочисленные письма зайсанов, запросы и неисчислимые беды и разорение.Учитывая разъяснения пограничного и Сибирского губернского начальства, царское правительство издает 2 мая 1756 года указ о приеме алтайцев в российское подданство. Сибирскому губернатору и пограничному начальству предписывалось принять все меры к тому, чтобы после вступления алтайцев в подданство России, они «с китайской стороны в покое были бы оставлены».С июня 1756 года на всем протяжении русско-джунгарской границы начался массовый прием алтайского населения в российское подданство. Оно оформлялось в Бийске, Усть-Каменогорске, Колывани, Кузнецке и других местах. Примерно за три месяца было принято свыше 10000 человек. Принятые в подданство сдавали ружья, луки со стрелами, кольчуги, сабли, копья и другое холодное и огнестрельное оружие. Не только рядовые, но и знать зачастую не располагали ни скотом, ни имуществом. Все было пограблено захватчиками. В этом плане весьма характерно свидетельство зайсана Бату Менко, подчеркнувшем, что «ныне и жить не в чем, и одеяния также,и коней, на чем куда бы для кочевья переехать, не имеем, и котлов, в чем варить, нет, и питаться нечем».О жестоком разорении алтайцев китайскими и монгольскими завоевателями можно судить хотя бы по такому факту: только у двух зайсанов (Буктуша и Церена) ими было отобрано 1069 лошадей, 470 голов крупного рогатого скота, 1318 овец, на общую сумму (в ценах того времени) 6723 рубля.Русские власти проявили деятельную заботу о новоподданных. Из заводских и пограничных складов им были выданы хука, ячмень, одежда. Зайсаны получили кроме того еще п деньги. Раненых и ослабевших от голода людей пограничные отряды сами привозили из гор и устраивали на жительство близ русских крепостей по рекам Катуни, Чарышу, Бие, Ише, Аную, Песчаной, Чемровке, Убе, Бухтарме и по другим. Около семи тысяч были поселены в Красноярском: уезде и Кузнецком округе, около двух тысяч — переведены на жительство на Волгу. К ноябрю 1756 года в российских пределах, по свидетельству русских властей, проживало уже свыше 40000 человек.Так завершился этот выдающийся исторический поворот в жизни алтайского народа, навечно соединивший его судьбу с судьбой других народов, населявших Российскую империю.Добровольное вхождение алтайцев в состав России имело для них огромное прогрессивное значение. Оно спасло их от полного физического истребления захватчиками, закрепило алтайцев на определенной территории, прекратило у них разорительные феодальные войны и распри, открыло более широкие возможности для хозяйственного и культурного общения с русским трудовым народом, дружественные контакты с которым аборигены Алтая установили еще в начале XVII столетия. Источник :www. hintfox. com
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев