...художник А. Венецианов завершил обучение своего ученика-крепостного Г. Сороки.
Алексей Гаврилович Венецианов родился в1780 году в Москве.
Ещё
во время учёбы в пансионе мальчик увлёкся рисованием. Карандашом и
пером рисовал он портреты товарищей. Позже художник рассказывал своему
племяннику: «...Я всегда рисовал украдкой, а в особенности от учителей,
которых я боялся. Но когда был в V классе, я смело завоевал своё любимое
занятие и рисовал красками...»
Отец Венецианова — московский
купец — хотел, чтобы сын был чиновником. И в 1802 году молодой человек
становится помощником землемера в Петербурге.
Однако он твёрдо решил продолжать рисовать. И вскоре стал учеником знаменитого художника В. Боровиковского.
Постепенно Венецианов заслужил и звание академика, и общественное признание.
Большую
часть жизни художник прожил в небольшой усадьбе Сафонково в Тверской
губернии, где рисовал в основном крестьян. Тут он создал лучшие свои
работы. Венецианов стал родоначальником русского бытового жанра и
русской пленэрной живописи — живописи при естественном свете, на
природе. Главным художник считал жизненность и естественность образов.
Он стремился «ничего не изображать иначе, чем в натуре является, и
повиноваться ей одной...»
Одна из знаменитых картин Венецианова —
«На жатве. Лето». Знойный полдень. Тишина. Покой. Жнецы, колосья, стога
— всё застыло под припекающим солнцем. Спереди, на высоком помосте
крестьянка кормит грудью младенца. Так же спокойно и неброско земля
отдаёт людям свои плоды.
На картине «Вот-те и батькин обед»
мальчик горюет о том, что разлил молоко, которое нёс на обед отцу.
Примостившаяся возле него собака проникновенно сочувствует горю хозяина.
На полотне «Жнецы» деревенский паренёк восхищённо рассматривает
двух бабочек-«шоколадниц», севших на руку его матери. А та, утомлённая
жатвой, ласково показывает их сыну.
В «Девушке на сеннике»
художник подсмотрел, как молодая крестьянка задумалась, держа в руках
колечко и отчего-то с грустью разглядывая нательный крест. Не менее
поэтично и «Гадание на картах», изображающее двух девушек, поглощённых
разгадыванием своей судьбы.
Венецианов с оздал собственную школу
живописи, в которой обучал крепостных крестьян и бедных мещан, часто на
свои средства. Ученик художника А. Мокрицкий вспоминал: «Он помогал нам
всячески... Он и воспитывал нас, и добру учил... Его семейство было
нашим семейством... Многих он своим ходатайством на свободу вывел, обо
всех хлопотал, как о своих детях...».
// Обучался у Венецианова и
талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной уездного предводителя
дворянства. Венецианов просил дать Сороке вольную, чтобы он мог
продолжить обучение в Академии художеств, но помещик не захотел. //
Венецианов
щедро тратил своё состояние на школу и учеников. После его смерти его
дочери остались без средств к существованию. Помощи от правительства они
так и не получили.
// В своих картинах художник отражал духовный, внутренний мир человека. Венецианов был убеждён:
Художник
объемлет красоту и научается выражать страсти не органическим чувством
зрения, но чувством высшим, Духовным, тем чувством, на которое природа
так нещедра бывает и одаряет только немногих своих любимцев, и то
частицей, которая нередко без внимательного попечения остаётся
непроросшей. //
Венецианов и его ученики на своих картинах
впервые в России с большой любовью и без прикрас показали жизнь простых
людей, их незамысловатые дела и нужды.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев