...штурман С. И. Челюскин достиг северной оконечности Евразии.
В 1733 году началась Великая Северная экспедиция, направленная «для отыскания известия... имеется ли проход северным морем», описания неизученных земель и составления карт. В одном из отрядов экспедиции состоял штурман Семён Челюскин.
Отряд вышел на судне «Якутск» из устья реки Лены и отправился на запад. Он должен был пройти морем от Лены до Енисея.
Проходя мимо устья реки Хатанги, моряки заметили, что берег круто отклоняется к северу. Надеясь обогнуть обнаруженный полуостров, позже названный Таймыром, отряд шёл всё дальше на север, отыскивая проходы во льдах, а зачастую и пробивая себе путь пешнями*. Пройдя на север дальше всех судов Великой Северной экспедиции, путешественники увидели «впереди себя и по обе стороны лды великие» — ледяные поля, непреодолимые для деревянных парусных судов того времени. Пришлось возвращаться, так и не достигнув северной оконечности полуострова.
На обратном пути командир отряда Василий Прончищев погиб. Командование принял на себя Челюскин. Он благополучно довёл корабль до зимовья.
Спустя два года, уже под командованием лейтенанта Харитона Лаптева, отряд дважды безуспешно пытался обойти Таймыр морем. При второй попытке судно раздавили льды. Моряки чудом спаслись, но не бросили начатое дело.
Весной на собачьих упряжках в путь отправились три небольших группы по несколько человек в каждой. Одну из них возглавил Челюскин. За весну и лето удалось нанести на карту большую часть побережья полуострова. Но оставался ещё самый сложный, самый северный участок — от залива Фаддея на восточном берегу Таймыра до устья реки Таймыры на западном.
Переждав зиму, весной 1742 года Челюскин с двумя спутниками отправился исследовать неприступную северную оконечность полуострова. Пищу для людей и для собак везли с собой. Топливом для костра служил пла́вник — принесённые морем куски сырого дерева. По ночам спасались от ледяного пронизывающего ветра в кожаной палатке.
19 мая сквозь снег и туман путешественники увидели «мыс каменной, прия́рой [крутой, обрывистый], высоты средней, около оного льды глаткие». Мыс назвали Восточный Северный (ныне — мыс Чекина). На нём соорудили «маяк», вкопав вертикально в землю привезённое с собой бревно.
Дальше «берег пошёл гораздо низок и пещаной» с «небольшим выгибом». И на следующий день, проехав чуть больше 10 километров по побережью, отряд Челюскина миновал самый северный выступ самого северного полуострова Евразии. Второго бревна у Челюскина не было, к тому же ставить маяк на низком песчаном берегу было бессмысленно.
Вскоре в устье Таймыры Челюскин встретился со своим командиром Харитоном Лаптевым. Описание Таймыра было завершено, задание выполнено.
Столетие спустя самую северную точку Евразии назвали мысом Челюскина.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев