Второй день форума на сессии «Экологическая повестка» начался с доклада доктора биологических наук, руководителя лаборатории мегагрантов, заместителя директора по науке Института Радиоактивности Окружающей Среды Университета Фукусимы (Япония) Алексея Коноплева, который рассказал о результатах изучения потенциально токсичных элементов и соединений в речных бассейнах. Главная задача их проекта — оценка и прогнозирование техногенных катастроф.
Объектами реализации проекта стали в основном крупные речные бассейны. По результатам реализации проекта, была создана междисциплинарная лаборатория геохимии природных вод,сейчас регулярно проводятся экспедиции и полевые наблюдения.
«Как катастрофы влияют на климат? Водоёмы стали своеобразным концентратом вредных веществ, которые со временем вымываются из воды. Геоклиматические явления — не единственный фактор загрязнения окружающей среды. Даже через сервис Google Карты можно увидеть, какая ситуация сейчас на станции, где стоят резервуары с откаченной водой»,
— отметил Алексей Коноплев.
Максим Червяков, заведующий кафедрой метеорологии и климатологии СГУ, рассказал о проекте «Арктический плавучий университет» — научно-образовательной программе, цель которой заключается в сохранении арктической среды и обеспечении устойчивого развитии региона для будущих поколений. Рейс «Профессор Молчанов» уже третий год ходит в европейскую часть Арктики.
«Самые интересные части экспедиции — высадки на территории островов. Более 50 участников из 18 образовательных и научных организаций России принимают участие в проекте. Каждая группа делает замеры, берёт образцы для своего направления исследования, и на судне занимается уже опытами и расчётами. Полярный день позволяет в прямом смысле работать «и днём и ночью». Если капитан зовёт группу на палубу — Значит, он увидел кита или природные явления: белую радугу или эффект гало»,
— отметил Максим Червяков.
Исследователи изучают криосферу, растительность, снежники, вылавливают из океана микропластик, ведут подсчёт морских млекопитающих и птиц — это всегда совместная работа орнитологов, химиков, биологов и других групп. Казалось бы, все знают, как выглядеть пингвины, однако у этих птиц есть свои «близнецы», с которыми их легко перепутать — кайры.
О будущем спустя 40 лет открытия озоновых дыр заставил задуматься Евгений Розанов, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Госуниверситета:
«Озон — это особый газ, который защищает Землю от опасных ультрафиолетовых лучей Солнца, как солнцезащитный крем. Озоновые дыры — участки верхних млоёв атмосферы, где озон стал очень тонким. Это случается из-за химических веществ, которые попадали в атмосферу с аэрозолей и кондиционеров, особенно раньше. Они разрушают озоновый слой и делают его слабее. Также на озон влияют природные факторы, например, холод в стратосфере и некоторые процессы в атмосфере».
Наблюдения показывают устойчивую отрицательную тенденцию концентрации озона в нижней стратосфере над средними широтами, чего нет в Холодном компоненте атмосферы (ХКМ).
Что может угрожать озону?
Из самых простых явлений: изменение циркуляции из-за потепления, мощные извержения вулканов, снижение солнечной активности, даже увеличение частоты запусков космических ракет.
Текст: Инна Акаева, СГУ
Фото: Дмитрий Ковшов, СГУ
➡️Наука будущего - наука молодых
#наукамолодых #наукабудущего #НБНМ #конкурсНИР #медиакод #Десятилетиенауки #МинобрнаукиРоссии #Популяризациянауки
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев