Увидела рисунок и вспомнила. Путешествуя как-то раз по реке Свирь, мы…
Увидела рисунок и вспомнила. Путешествуя как-то раз по реке Свирь, мы остановились у покинутой деревни Нимпельда. От деревни, собственно, ничего уже не осталось, кроме названия на карте. Там мы познакомились с рыбаком, который, как оказалось, жил в этой деревеньке в детстве. Деревня эта в два дома существовала на тот момент исключительно для обслуживания судового хода. А отец этого самого рыбака работал бакенщиком.
На первом рисунке как раз нарисована бакенщица. Художники Семён Чернов и Владимир Добровольский. 1961 год. На фотографиях - неизвестный бакенщик.
Работа заключалась в следующем: бакенщик каждое утро и каждый вечер на лодке отправлялся к бакенам (навигационным знакам на реке), фонари которых работали не на батарейках, как сейчас, а на керосине. Поэтому на них вручную надо было вечером зажигать огонь, а утром гасить. Так бакенщик мог ежедневно проходить несколько десятков километров, в любую погоду, дабы суда могли ориентироваться на реке в любое время суток, и не произошла авария.
Весной, как только сойдет лед, бакенщики вывозили на лодках бакены. Ставили их на тяжелый груз, как на якорь. Получался плавучий знак. Впереди ставили вешку (поплавок) – деревянный шест около 4-х метров. По правую сторону реки ставили красные бакены, по левую сторону – белые. Так выгораживалась судоходная часть реки (фарватер).
За лето бакенщики обязательно два раза проводили тралирование дна реки. Связывали несколько лодок вместе, размещали их поперек реки и медленно плыли вниз по течению. В местах, где встречался намыв или какое препятствие, бросали вешку с грузом. Вызывали землечерпалку, которая чистит дно. Тралирование проводили только в тихую погоду. А вот бакенщик на своем посту работал независимо от метеоусловий.
Если интересны подробности про ту встречу с рыбаком, и как мы проходили реку, то об этом мы писали несколько лет назад на сайте
вот тут.
Комментарии 3