Minitel набирает популярность
Девайсы подобного рода имелись и в других странах (например, Ceefax в Великобритании или Telidon в Канаде), однако особой популярностью они не пользовались. Во Франции же Minitel стал явлением общенационального масштаба.
Пользоваться Minitel было легко и просто, а юзеры обнаружили, что поиск через телефонную справочную службу был быстрее, чем через телефонную книгу. Помимо этого, клиентам предлагались почтовые и чат-сервисы – и это за 10 лет до того, как они стали обычным делом в Интернете.
Цветные объявления показывали юзерам, как пользоваться банковскими услугами, купить билеты в кинотеатр или забронировать отпуск. Французские потребители стали массово приобретать терминалы. На пике своей популярности Minitel имел более 26 000 действующих сервисов.
В том месте, где мог бы находиться сейчас домен сайта, тогда размещалась реклама сервисов Minitel с известным префиксом набора номера 3615. Например, 3615 FOOT для новостей о футболе. Как и в настоящей сети интернет, в системе Minitel имелись онлайн-знакомства и тематические чаты для взрослых. Бесплатное программное обеспечение также пользовалось популярностью: оно были дешевле, чем подключение к электронной доске объявлений или даже к мировой паутине на ранних порах, и быстрее, чем ожидание дискет по почте.
Через Minitel студенты организовывали протестные движения, подобно тому, как они делают это сейчас через соцсети. В настоящее время, чтобы зарегистрироваться на каком-либо сервисе, нужен аккаунт в соцсетях или почтовый адрес, а тогда, чтобы подать заявку на поступление в университет, требовался Minitel.
В конце концов мировая паутина одолела Minitel, но определённые сервисы во Франции ещё долго были доступны только через эту информационную систему, прежде чем мигрировать в интернет-пространство. Во время этого переходного периода у некоторых сервисов имелись официальные сайты, однако бронирование или регистрация осуществлялись только через терминалы.
Minitel пользовался большой популярностью: общее количество терминалов в 90-е годы достигло отметки 9 млн., что в общей сложности составило 832 млн евро в 1998 году. И даже в 2010-м году продажи терминалов составили порядка 30 млн евро. 810 000 единиц всё ещё использовались, когда сервис закрылся в 2012г.
Где мы сейчас?
Выходит, что раньше было лучше, а все нынешние компьютерные мощности и текущий прогресс ничего не значат? Нет, это вздор. Однако сейчас наши машины стали работать в тысячу раз быстрее, а производительность их в тысячу раз не увеличивается– это определённо не те результаты, на которые мы рассчитывали десятилетиями раннее.
Сравнить хотя бы последние 10 лет с восьмидесятыми годами прошлого века. Всего за 2 года мы перешли от Commodore 64 к Amiga, т. е. совершили огромный прыжок от одного поколения машин к другому. Примерно тогда же был представлен 32-разрядный 386-й процессор. В начале десятилетия объём оперативной памяти исчислялся в килобайтах, а к концу–в мегабайтах.
Бытовавшие в 80-90-х годах представления о будущем, где у каждого имелась бы летающая машина, а виртуальная реальность заменила бы клавиатуру и мышь, сейчас кажутся смешными и нелепыми. Но если взглянуть на впечатляющие темпы технологического прогресса тех десятилетий и предположить, что темпы остались бы прежними, то, можно сказать, что представления эти были не такими уж и беспочвенными. Во многих отношениях прогресс замедляется. Изменения сейчас носят более эволюционный характер, нежели революционный.
В 80-е годы игры, выпущенные с разницей в несколько лет, могли значительно отличаться друг от друга, а разница между играми 1980-х и 1990-х годов была огромной. Но если сравнивать игры 2000 и 2020-х годов, то различия в опыте их прохождения нельзя назвать радикальными.
Мы используем тяжеловесные операционные системы для выполнения задач, которые сходны с теми, что были в 80 и 90-х годах. Но там, где в процессе их выполнения в современных компьютерах всплывает куча предупреждений, уведомлений об обновлении и сообщений об ошибках, в старых вычислительных машинах это происходит проще и без лишнего информационного шума.
Современные технологии отличаются от прежних обилием сырой вычислительной мощности: кажется, что любую проблему можно решить, просто добавив оперативной памяти и циклов CPU. Это привело к появлению высокоуровневого программирования, в то время как раньше программирование было намного ближе к железу.
С одной стороны, эта дополнительная вычислительная мощность внесла программирование в массы, – в связи с этим даже возникло движение, выступающее за отмену кода – но с другой стороны, код наполнился всяким мусором и потерял прежнюю изящность, а также стал требовать больше ресурсов для выполнения простых задач. Это привело к тому, что современные веб-браузеры способны потреблять гигабайты оперативной памяти, даже если сайт, который вы открываете, весит всего несколько килобайт!
Какой урок можно извлечь из всего этого?
Будь осторожны, когда употребляете слово «устаревший». Новый не значит лучший, и тем более передовой. Можно, конечно, приобрести железо нового поколения, однако будет ли оно соответствовать вашим целям? И могут ли старые технологии достичь лучших результатов по сравнению с теми, что вы используете сейчас?
История вычислительной техники знает массу примеров, когда блестящие технические решения были утеряны. Однако если бы мы пожелали изучить методологии или форм-факторы, которые не пользовались популярностью в прошлом, то, возможно, смогли бы сильно продвинуть вперёд текущие технологии.
Отделы ИТ могли бы задуматься о найме программистов и инженеров старшего поколения – они могли бы помочь оптимизировать код и взглянуть на текущие вызовы с разных сторон. Задачу, которую молодые кодеры могут решать целый день в своей визуальной среде программирования, ветераны Юникс выполнят в терминале за пару минут.
Старшее поколение программистов в свою очередь могло бы взять код из высокоуровневых языков и применить их алгоритмы на низкоуровневых языках, таких как С или даже Assembly! Точно так же считающиеся устаревшими инженерные методы могли бы стать простыми и эффективными решениями проблем, которые сбивают с толку более молодых инженеров, знакомыми только с современными технологиями.
Источник: John Knight / RadioCaroline, habr
Комментарии 1