Начнём с того, что правление этой умнейшей и просвещённейшей императрицы России изначально не было принято Европой. Придя к власти, по мнению большинства монархов Старого Света, путём госпереворота, Екатерина не получила их одобрения, и должны были пройти годы и войны, чтобы ее правление было признано легитимным. Самодержице понадобилось проявить столько мудрости, хитрости и твёрдости правления, причём, руководя огромной страной в «царственном одиночестве».
Из масштабных исторических событий тех лет – а Екатерина правила с 1762 по 1796 годы – вспомним общероссийские события:
– Пугачевщина;
– Разделы Польши;
– Турецкие войны и т.д.
Всё это плюс реформирование внутренних систем государства занимало много времени государыни. Но и её достижения были весьма велики.
В отношении Петербурга их можно определить так:
– Огромные успехи градостроительства, разрабатывается новый план застройки Северной столицы. Активное строительство Петербурга и загородных императорских резиденций – Павловска, Гатчины и Царского Села;
– Был создан государственный российский банк, вводятся купюры и чеканятся медные монеты – здание Ассигнационного банка;
– Появился воспитательный дом для сирот, приюты и государственные больницы;
– Открылась Публичная библиотека и Эрмитаж;
– Возникает городское самоуправление Петербурга – здание Городской думы;
– Строится первый невский мост, вводится плата за проезд;
– Отделываются камнем набережные – гранитные одежды Невы и питерских рек, каналов;
– Оформляется стрелка Васильевского острова;
– Появляются театры и театральные школы;
– Строится каменный Гостиный двор.
Конечно, это не полный «реестр» сооружений, социальных, торговых и культурных возможностей, благоприобретенных Петербургом в период правления просвещенной императрицы.
В 1777 году столицу империи накрывает самое масштабное наводнение, унесшее минимум тысячу жизней за несколько часов.
КРАТКАЯ СПРАВКА ПО КУЛЬТУРЕ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ПЕТЕРБУРГА.
На историю царствования Екатерины Великой пришлись эпохи сразу двух форм одного художественного стиля – раннего и строгого классицизма. Этот стиль стал самым значительным в истории зодчества столицы и был призван воплощать уже новые идеи российской самодержавности, а именно – её просвещённость, строгость и гуманность.
Ранний классицизм в Петербурге – это творения Валлен-Деламота, Ринальди и Фельтена – здания Гостиного двора, Академии художеств, комплекс сооружений Эрмитажа, Новая Голландия, собор Св.Екатерины, Князь-Владимирский собор, Мраморный дворец, Юсуповский дворец, Чесменская церковь и дворец.
Строгий классицизм – это произведения зодчих Кваренги, Камерона, Старова – Таврический дворец, Академия наук, Ассигнационный банк и т.д.
Ну и конечно, преданная наследница Петра создаёт грандиозный памятник основателю столицы – Медный всадник стал эмблемой города на века.
Комментарии 5
Александр Альт
Ты родилась под марши бравурного века
...ЕщёЕкатерине ВеликойС немалым титулом, но в бедном неглиже,
С обычным профилем земного человека
Вдруг, вознеслась к Олимпу в резком вираже.
Из "пронеметченной", измученной принцессы
Ты превратилась в государыню Руси.
И пали ниц к ногам князья и баронессы,
Склонились графы, челядь. Господи, спаси!
Характер твой ковался в брачном лихолетьи
В нём натерпелась ты неслыханных обид,
Но "успокоила" Петра, то чудо - третье.
Уже два века он в землице русской спит.
И, засияла самодержицей Великой
Назло всесильным, но трепещущим врагам.
В одном лице быть успевала многоликой,
Лишь дань поденную своим несла богам.
За то тебе они прощали блуд и страсти,
Держали в памяти и силе много лет.
С крестом нательным были беды - не напасти
И никогда чужим не мнился белый свет.
Тебя обхаживали льстивые пииты,
Даря букеты пышных и словесных роз.
Менялись в спальне, как сорочки, фавориты,
Но ты одна, за всех,
Александр Альт
Ты родилась под марши бравурного века
С немалым титулом, но в бедном неглиже,
С обычным профилем земного человека
Вдруг, вознеслась к Олимпу в резком вираже.
Из "пронеметченной", измученной принцессы
Ты превратилась в государыню Руси.
И пали ниц к ногам князья и баронессы,
Склонились графы, челядь. Господи, спаси!
Характер твой ковался в брачном лихолетьи
В нём натерпелась ты неслыханных обид,
Но "успокоила" Петра, то чудо - третье.
Уже два века он в землице русской спит.
И, засияла самодержицей Великой
Назло всесильным, но трепещущим врагам.
В одном лице быть успевала многоликой,
Лишь дань поденную своим несла богам.
За то тебе они прощали блуд и страсти,
Держали в памяти и силе много лет.
С крестом нательным были беды - не напасти
И никогда чужим не мнился белый свет.
Тебя обхаживали льстивые пииты,
Даря букеты пышных и словесных роз.
Менялись в спальне, как сорочки, фавориты,
Но ты одна, за всех, тянула в гору воз.
Вокруг тебя жилось бездельникам вольготно,
Никто не знал, где твой терпения предел.
В тот век голодный, тут кормились люди плотно
И большинство, конечно, были не у дел.
Век восемнадцатый, застывшая картина...
Предметы, лица, безосфальтовая даль,
А во главе страны, Она - Екатерина,
Народа русского, убогого - хрусталь.
Поля вселенские от Питера до Бога...
Не знала Русь сама, где есть её предел.
Звала, звала к Востоку матушка - дорога,
В делах кипучих путь никто не разглядел.
Твой взор на Юг был устремлён на пике славы
Туда, где стлался стон рабов и чёрный дым.
Где турки русичам рубили в гневе главы
И, где татары оседлали древний Крым.
Сравняла всех врагов солдатскими штыками,
Даря за честь и славу, злато эполет.
И пали турки, разбросавшись бунчуками,
На склоне жизни, на закате царских лет.
Взошли сады, поднялись грады в диком поле
Стараньем, трепетом Потемкинских идей.
Пустили корни тут, кто век мечтал о воле.
Земля без края, обживайся и владей.
Но в грешной слабости телесного порока
Ты забывалась, попирая правый люд.
В речах твоих бывала правда однобока,
А споры с совестью рождали нервный зуд.
Ты родилась под звуки бравурного марша
С богатым титулом, но в бедном неглиже.
К исходу век и тень сгибается Монарша.
Уходишь тоже, двух веков на рубеже.