Грозоотметчик Попова в в Центральном музее связи в Санкт-Петербурге. Из открытых источников.
Наступил день 7-го мая 1895-го года. Попов выступил с докладом о результатах работы своего прибора-грозоотметчика на заседании Русского Физико-Химического Общества. Доклад назывался «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям» и нём также не шла речь о передаче радиосигнала. Вот цитата из этого доклада Попова: «прибор пригоден для регистрирования электрических пертурбаций, происходящих в атмосфере и, при дальнейшем усовершенствовании его, может быть применён к передаче сигналов на расстояния при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающий достаточной энергией».
То есть Попов сам сообщает 7-го мая 1895-го года об отсутствии у него возможности передачи и приёма радиосигнала. Давайте вспомним, что первую передачу радиосигнала Оливер Лодж продемонстрировал в августе 1894-го года на изобретённой им самим установке, а Джильельмо Маркони передал сигнал на расстояние нескольких сотен метров при помощи улучшенной им установки Лоджа и вибратора Риги в июне 1895-го года. Фактически, Попов с опозданием и отставанием шёл по тому же пути, что и Маркони и при этом сам Попов в своём письме в редакцию газеты «Новое время» признавал первенство Маркони: «Заслуга открытия явлений, послуживших Маркони, принадлежит Герцу и Бранли,… затем идёт целый ряд приложений, начатых Лоджем …., а Маркони первый имел смелость стать на практическую почву…».
Первый демонстрационный грозоотметчик Попова хранится в Санкт-Петербургском Центральном музее связи имени А.С. Попова и достаточно просто посетить этот музей, чтобы убедиться в том, что первенство в изобретении радиосвязи Попову не принадлежит.
В заключение приведём перевод фрагмента из заявки на патент США Джильельмо Маркони: «Я знаю о работе проф. Лоджа, озаглавленной «Творения Герца», относящейся к 1894 г., и описанные в ней различные приборы в связи с демонстрацией (Лоджем) колебаний Герца. Я также знаю статьи проф. Попова в «Трудах Русского физико-химического общества», 1895 или 1896 гг. Однако ни в одной из них не дано описания законченной системы или механизма, способного искусственно создавать волны Герца, преобразовывать их в определённые сигналы, заставлять их распространяться, принимать и воспринимать телеграфно такого рода сигналы. Также не дано, насколько я знаю, описания системы, в которой осциллятор Герца на передающей станции и прибор с прерываемым контактом на приёмной станции были бы оба снабжены проводом, с одной стороны заземлённым, а с другой — приподнятым или изолированным. Я не знаю, чтобы до моего изобретения был бы описан пригодный практически прибор с самовосстанавливающимся прерываемым контактом. Я полагаю, что я являюсь первым, открывшим и практически применившим для эффективной телеграфной передачи и ясного приёма сигналов искусственно создаваемые колебания Герца».
Нет комментариев