Первый поезд метро из старейшего электродепо столицы "Северное" вышел на рейс 15 октября 1934 года
Первый серьезный проект «внеуличной транспортной системы» в 1875 году представил инженер Василий Титов, предложивший пробурить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной Рощи, под Лубянской и Трубной площадями.
Но, пожалуй, наибольшую известность получила инициатива Петра Балинского и Евгения Кнорре, которые построили несколько крупных мостов на Транссибе. Весной 1902 года они предложили соединить Павелецкий вокзал в Замоскворечье с Тверской заставой туннельно-эстакадной сетью общей протяженностью 83 км, из которых только 16 км пути проходило под землей.
Ее центральным элементом должна была стать главная станция на Красной площади, возле Храма Василия Блаженного, откуда бы в разные стороны отправлялись поезда с вагонами первого, второго и третьего класса.
Окончательную версию проекта подали в городскую Думу в августе 1902-го, однако после долгих обсуждений гласные вынесли резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать...»
Власти не только увидели в проекте двух инженеров ряд серьезных недоработок, но и не хотели тревожить так называемое трамвайное лобби — сеть наземного транспорта приносила городской казне значительную часть дохода. Наконец, согласно легенде, свою лепту в отмену строительства внесли высокопоставленные представители духовенства, сравнившие рытье тоннелей с «вторжением в преисподнюю».
В Российской империи еще не раз возвращались к вопросу строительства метро в Москве, но всем планам сначала помешала Первая мировая война, а затем Октябрьская революция. После прихода Советов к власти и с началом индустриализации в стране необходимость строительства метро в Москве с каждым годом становилась все более очевидной. Новый большой проект в середине 1920-х был заказан у Siemens, специалисты которого разработали сеть с 86 станциями и 17 пересадками, однако из-за недостатка финансирования он так и остался на бумаге.
К концу 1920-х транспортная проблема достигла пика — о необходимости ее решения в кратчайшие сроки писала вся столичная пресса. Пробки из трамваев стали обычным явлениям: считается, что именно в ту пору, когда у людей в переполненных душных вагонах сдавали нервы, и родилось расхожее выражение о хаме трамвайном. 6 января 1931 года в Москве произошла самая настоящая катастрофа. Обрушившийся на город снегопад полностью парализовал движение: автомобили и автобусы забуксовали в слякоти, перекрыв путь трамваям и извозчикам. Хаос продолжался весь день, поэтому десятки тысяч человек так и не смогли попасть на работу — остановились фабрики и заводы, закрылись школы и институты. Считается, что именно события того дня и послужили триггером для окончательного решения о строительстве московского метро. А вскоре было решено «начать строительство метро в Москве как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок». Работы стартовали в декабре 1931-го, когда на месте будущего перегона между «Сокольниками» и «Красносельской» всего семеро строителей начали рыть мерзлую землю с помощью обычных лопат и кирок. Сначала планировалось использовать европейский опыт со станциями открытого или мелкого заложения, однако уже в 1932 году молодой инженер Вениамин Маковский выступил с докладом о невозможности дальнейшего строительства подобным методом в центре города, предложив копать тоннели на глубине от 20 до 35 м. Инициатива встретила резкую критику со стороны остальных специалистов, но в конечном итоге идею «глубокого метро» утвердил сам Сталин.
К проекту привлекли крупных специалистов из Европы, где также заказали необходимое оборудование. Его флагманом в 1934 году стал английский тоннелепроходческий щит, по образцу которого в СССР собрали еще один, после чего темпы значительно выросли и уже к октябрю того же года тоннели первого радиуса с 13 станциями были готовы. Возведение электродепо "Северное" и соединительной ветви к станции "Комсомольская" началось весной 1932 года и продлилось два с половиной года. Первый рейс состоялся вечером 15 октября 1934 года, когда из депо вышел первый поезд с вагонами типа "А". В тот вечер от "Комсомольской" до "Сокольников" было сделано шесть рейсов. Участок обкатывался в тестовом режиме с января по май 1935 года. В период обкатки трассы тысячи отличившихся трудящихся предприятий получили пригласительные билеты на поездку в метро.
Когда 15 мая 1935 года открылся Московский метрополитен, электродепо обслуживало составы на линии, которая тогда начиналась от станции "Сокольники" и затем на станции "Охотный Ряд" разветвлялась на два направления: одно вело к станции "Парк культуры", а другое – к Смоленской площади.
В марте 1938 года открылась Арбатско-Покровская (синяя) линия, а вслед за ней, в сентябре того же года, и Замоскворецкая (зеленая). Темпы строительства стали расти: за первые десять лет в метро проложили 24,2 километра линий и построили 22 станции.
Ещё до начала ВОВ в метро работали десятки женщин-машинистов. Весной 1942 года под руководством машиниста 2-го класса Екатерины Мишиной был сформирован первый на метрополитене женский поезд, который вышел на линию 8 марта 1942 года, который стал и первым в московском метро именным составом — "Поезд 8 Марта". А в годы войны на средства, собранные работниками метрополитена, в депо был построен бронепоезд "Московский метрополитен", участвовавший в боях на Курской дуге. К началу 1960-х Сокольническая линия "перешла" через Москву-реку и протянулась до станции "Университет", а в 1963-м – до "Проспекта Вернадского" и "Юго-Западной". Вместе с линией росло и депо – в 1960-м возвели второй корпус для отстоя составов, а в следующие два десятилетия группа специалистов-новаторов внедрила для поездов и ремонтного производства ряд высокоэффективных разработок.
Сегодня линия насчитывает 27 станций и протягивается от станции "Бульвар Рокоссовского" до новой станции "Потапово", открытой в сентябре этого года, а её протяжённость превышает 40 км. Ежемесячно пробег вагонов электродепо составляет более 4,5 млн км. Даже в самые сложные для Москвы времена столичный метрополитен продолжал обеспечивать горожан стабильным и надежным транспортом. Он не останавливался во время Великой Отечественной войны, кроме одного дня — 16 октября 1941 года. В 1954-м в Московском метрополитене замкнули Кольцевую линию, строительство которой началось еще во время войны: чуть больше 19 километров и 12 станций, каждая из которых сегодня является пересадочной. В 1960-е годы метрополитен стал расширяться в сторону окраин; этот процесс продолжился в 1970-е. За короткий срок линии метро были протянуты ко многим новым районам Москвы: Черемушкам, Кузьминкам, Медведкову, Тушину, Выхину, Чертанову и другим. Московский метрополитен сегодня — один из крупнейших в мире по протяженности сети и количеству станций. Сегодня он занимает лидирующие позиции по темпам строительства. С 2010 года количество станций выросло более чем в 1,6 раза — со 182 станций метро до 302 станций метро и МЦК. Для пассажиров также заработали новые линии: Некрасовская, Солнцевская, МЦК, а также новая Троицкая линия, два участка которой открыты в прошлом году. В метрополитене трудятся более 60 тысяч человек
Некоторые рекорды московского метро Мировые: Большая кольцевая линия (БКЛ) Московского метрополитена — самая длинная кольцевая линия метро в мире. Интервалы движения поездов в часы пик на некоторых линиях составляют 90 секунд: этот результат является самым коротким в мире среди неавтоматизированных метро. В феврале 2023 года на Кольцевой линии в тестовом режиме интервалы движения впервые в мировой практике были снижены до 80 секунд. Московское метро третье в мире (после мадридского и пекинского), которое имеет две кольцевые линии. Собственные:
Самая длинная станция: «Воробьёвы горы» (284 метра включая коридоры). На станции «Марьина Роща» (БКЛ) находится самый длинный эскалатор в Москве. Его длина составляет 130 метров. Самый длинный перегон между станциями: «Крылатское» — «Строгино» (6 625 м).
Самая «разноплановая» станция: «Котельники» — единственная в Московском метро и на постсоветском пространстве, выходы из которой ведут сразу в три разных населенных пункта: Москву (район Выхино-Жулебино), Котельники и Люберцы.
Интересные факты о Московском метро По данным на март 2025 года, московское метро ежедневно перевозит 7,78 миллиона пассажиров По итогам 2024 года годовой пассажиропоток составил 2,4 миллиарда поездок 48 станций московского метрополитена признаны объектами культурного наследия России. В их числе и «Новослободская» с ее храмовыми витражами, и «Киевская» с ее мозаичными фризами, и «Смоленская» с барельефом, изображающим защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. И это лишь малая часть культурно значимых станций, каждая из которых может рассказать что-то новое о культуре и истории нашей страны. Колонны с арками на станции «Маяковская» обладают интересным свойством: если подойти вплотную к колонне и что-нибудь сказать, человек, стоящий на противоположной стороне четко услышит каждое слово, даже если в вестибюле будет очень шумно. «Эффект телефона» возникает за счет особенностей металлической конструкции арок. В 1930-х годах на станции «Кропоткинская» стояли кадки с живыми пальмами. В то время станция называлась «Дворец Советов», и по задумке архитектора Алексея Душкина ее интерьер должен был напоминать древнеегипетский храм. Сейчас живые растения можно найти на другой станции — «Филатов луг». Там под стеклянными колпаками растут полевые цветы и травы. Московское метро также можно назвать сокровищницей интересных фактов. Изучая его историю, можно, например, найти на «Парке Победы» и других станциях окаменелости древних моллюсков. А также узнать, что линии московского метрополитена на карте обрели цвет специально для удобства иностранных туристов. Схема метро стала цветной только в 1957 году. В это время Москва готовилась к проведению Всемирного фестиваля молодежи. Иностранные гости с удовольствием пользовались метро, однако по-русски говорили далеко не все. Чтобы снизить путаницу, линии на схеме раскрасили в яркие цвета. Наконец, в настоящий музей на колесах московское метро превращают тематические вагоны, чей стилизованный дизайн может рассказать пассажирам об абсолютно разном: от традиций празднования китайского Нового года до истории главных столичных театров.
В 2025 году в московском метрополитене:
Откроются четыре новые станции Троицкой линии — «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ». Они будут оснащены улучшенными турникетами, автоматами по продаже билетов с расширенными функциями и стойками информации с чат-ботом. Будут введены в эксплуатацию два новых электродепо — «Столбово» и «Южное». Будет подготовлен к запуску первый беспилотный поезд метро на Большой кольцевой линии. На Замоскворецкую линию выведут около 200 вагонов «Москва-2024». Это поможет обновить подвижной состав зеленой ветки более чем на 50 %. До 2030 года в московском метрополитене будут построены еще более 30 станций, а на его схеме появятся две новые линии — Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Также будут достроены Троицкая и ряд станций на радиальных линиях.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев