При великом реформаторе Петре I органы правопорядка получили новое, заимствованное в Западной Европе название — «полиция». Структура этого органа была также учреждена «по образцу полиции немецких городов». Историк Иван Высоцкий считает, что санкт-петербургская полиция «получила своё начало одновременно с основанием столицы». Первоначально была создана полицмейстерская канцелярия, а царским указом от 25 мая (5 июня) 1718 года учреждена должность генерал-полицмейстера. Этот указ определял функциональные обязанности генерал-полицмейстера и сотрудников нового ведомства.
Примечательно, что первая часть регулирующих пунктов указа затрагивала вопросы правильности застройки города, исправности дренажной системы, чистоты улиц и переулков, надёжности печей и труб. Т.е. часть функций полиции на заре её существования заключалась в регулировке вопросов, которыми сегодня занимаются различные муниципальные ведомства: архитектурный отдел, департамент жилищно-коммунального хозяйства, пожарная служба и т.д.
Из собственно правоохранительных вопросов на полиции лежала обязанность по розыску участников уличных драк, на Руси драться любили не только на Масленицу; брать на заметку подозрительные дома и пресекать незаконную виноторговлю, «картёжную игру и другие похабства». Указ устанавливал структуру полицейской службы: генерал-полицмейстеру подчинялись канцелярия и полицмейстеры, а низший полицейский персонал, десятские и караульщики, избирались жителями слободы или улицы. Устав рекомендовал низший полицейский персонал оснащать ружьями, а для скорейшего тушения пожаров организовывать на местах точки с противопожарным оборудованием: вёдрами и водоливными трубами, топорами и лестницами, крюками и войлочными щитами.
В подчинении у первого генерал-полицмейстера Антона Девиера находился его заместитель, 5 офицеров, 36 нижних чинов, дьяк, ведущий делопроизводство и 10 подьячих. Генерал-полицмейстер подчинялся Сенату. Самым громким делом, в котором принимал участие Девиер, стало дело царевича Алексея, обвинявшегося в государственной измене.
Среди рутинных дел петербургской полиции — поддержание порядка в 35 тысячном городе. Население столицы было довольно разнообразным: сюда приезжали трудовые мигранты со всех концов страны, мелкие торговцы, иностранные матросы и криминальный контингент. По словам Высоцкого, грабежи, воровство, пьянство, разврат и насилие всякого рода в новой столице были обычным явлением. Ещё более страшную картину рисует историк Николай Костомаров — он пишет, что в 1722 году въезды в город были оккупированы разбойничьими шайками, а одна из них, численностью 9 000 человек, планировала сжечь военные склады и Адмиралтейство, перебить всех иностранцев. Т.е. бандитским Петербург был с самого начала и полицейским работы хватало.
Нет комментариев