К тому же, если «Женский Султанат» начался именно в 1541-ом году, тогда он охватывает и восьмилетний срок управления гаремом Михримах Султан, в качестве исполняющей обязанности Валиде с 1558 по 1566 год. Но почему-то относить к членам данного периода ещё и её не осмеливаются даже самые смелые исследователи османской истории. Таким образом, наиболее правильным вариантом даты начала периода «Женского Султаната» является 1574 год, год получения титула «Валиде» Нурбану Султан, настоящей основательницы этой эпохи. И хотя Нурбану Султан начала управлять Султанским гаремом ещё 1566-ом году, современниками не отмечалось её особого влияния на решения её мужа, Султана Селима II, что подтверждало тот факт, что по-настоящему серьёзную власть Нурбану Султан приобрела только к началу правления своего сына, Султана Мурада III. В этом же году произошёл и первый серьёзный удар по Османской империи, который возвращает нас к первоначальной теме данного опровержения, а именно к применению «закона Фатиха», так как Мурад III, взошедший на престол после смерти отца, по наставлению матери, которую поддерживал Великий Визирь Мехмед Паша Соколлу (к тому времени уже полностью попавший под влияние Нурбану), отдал приказ о казни пятерых единокровных братьев. До этого события закон не применялся уже 62 года. Позже, в ответе на вопрос о необходимости столь радикальных мер, Мурад III сослался именно на закон своего предка Мехмеда II «О престолонаследии», принятый в 1478-ом году. Спустя 21 год, уже его сын Султан Мехмед III снова применит этот закон, и снова по настоянию своей матери, следующей Валиде Сафие Султан, и после восшествия на престол казнит 19 собственных братьев. Таким образом, казнь 1595 года войдёт в историю как самый кровавый случай применения данного закона. После правления Мехмеда III, во времена Ахмеда I, (именно его наложницей была легендарная впоследствии Валиде Кёсем Султан), будет введена практика заточения братьев действующих Султанов в отдельный павильон дворца, так называемый «Кафес» («клетка»), что совершенно не означало отмену «закона Фатиха». К тому же сама Кёсем Султан к этому отношения не имеет, она прославилась намного позже и несколько иными делами. Кстати, именно с её образа взяты многие отрицательные черты, приписываемые Хасеки Хюррем Султан. Но в рамках данной статьи стоит отметить только то, что один из сыновей Кёсем, а именно Мурад IV, не оставивший детей после себя, в 1640-ом году (последний год его правления) перед своей смертью попробует снова (после 45-летнего перерыва) применить «закон Фатиха», отдав приказ убить собственного брата, будущего Султана Ибрагима I Сумасшедшего. Кесём, на тот момент имевшая уже огромное влияние, не позволит выполнить данный приказ, так как его выполнение означало бы мгновенное прекращение 341-летнего существования Османской династии.В целом же закон Фатиха так никогда и не был отменён официально и юридически действовал вплоть до прекращения существования Османской империи в конце первой четверти XX века. Последнее его применение относится к 1808 году, то есть спустя 121 год по окончании периода «Женского Султаната», (закончившегося в 1687 году через 4 года после смерти последней влиятельной Валиде в истории Османской империи Турхан Султан). Тогда (в 1808-ом году) по приказу взошедшего на престол Султана Махмуда II будет убит его брат, бывший Султан Мустафа IV. Что же касается влияния эпохи женского Султаната на историю Османской империи, то нельзя не признать, что действия женщин этой эпохи косвенно подтолкнули империю к стагнации, и то по большей части за счёт Турхан Султан и её сына Мехмеда IV, проигравшего Венскую битву 11 сентября 1683 года. Но не более того, то есть «главной причиной упадка Османской империи», не смотря на все старания Данишменда, «Женский Султанат» назвать никак нельзя. А популярная фраза: «С украинки начался, украинкой и закончился», намекающая на Хюррем как на основательницу данного периода, оказалась абсолютно несостоятельной. В дальнейшем, точнее к началу XVIII века, престол начали занимать наследники, которых, по сравнению с предшествующими султанами, к моменту получения трона очень трудно было назвать молодыми. А их матери к тому времени либо уже были мертвы, либо находились в весьма почтенном возрасте и не проявляли большой активности в делах государства, тем самым к середине XVIII века влияние и значимость Валиде очень сильно ослабли, и последние матриархальные элементы во всех мало-мальски серьёзных делах государства полностью исчезли. Если говорить о других события, берущих начало во время эпохи «Султаната женщин» и продолжавших своё действие после завершения данного периода, то здесь следует отметить только найденную альтернативу «закону Фатиха», а именно заточение в павильон «Кафес», которое, несмотря на всю свою гуманность, не принесло особой пользы, так как из-за прекращения назначений наследников губернаторами провинций, данная альтернатива лишь дала империи нескольких несостоятельных политиков и малодушных правителей. А также тот факт, что именно Турхан Султан посоветовала своему сыну назначить Мехмеда Кепрюлю Великим Визирем, что дало начало новой эпохи османского государства, но это уже совсем другая история. ЛЕГЕНДА СЕМНАДЦАТАЯ "О МИХРИМАХ СУЛТАН" Легенда гласит: "Михримах Султан, будучи избалованной дочерью Хюррем Султан и Султана Сулеймана, так же являлась своевольной девушкой, которая все время шла вопреки воле матери и интересам Османской империи. Она была так же весьма влюбчивой особой: в числе ее поклонников и воздыхателей значились такие исторические личности как Рустем Паша, Мимар Синан, Ташлыджалы Яхъя. После того, как знаменитый архитектор Синан просил руки златовласой Султанши, Хюррем Султан, узнав об этом, насильно выдала дочь за честолюбивого хорвата Рустем Пашу, который, благодаря совершенному никяху, сразу же стал Великим Визирем. Но замужество ничего не изменило – Михримах Султан, дабы не находиться рядом с нелюбимым мужем, использовала все возможные предлоги и, в частности, даже участвовала в военных походах с отцом. При этом она была скорее причастна к военному делу, нежели к гарему, политическим делам и управлению фондом, как на то рассчитывала ее мать. Итогом всего этого стало рождение ребенка от неизвестного ухажера, но не от мужа. В итоге делами гарема, финансовыми потоками, строительством в Стамбуле духовных учреждений и культурных зданий, делами благотворительного фонда были вынуждены заниматься Хюррем Султан и ее зять Рустем Паша, но не любимая дочь Михримах. После же смерти Хюррем Султан, Михримах Султан прожила ничем не примечательную жизнь, пребывая в гареме брата Селима. Таким образом, Михримах Султан не смогла оправдать всех надежд и ожиданий, кои возлагали на нее родители, став скорее разочарованием и обузой для всей династии османов". Исторические факты: Не так много принцесс оставили свое имя в мировой истории, а уж тем более, когда речь идет об истории мусульманских стран. Но именно таким исключением из правил и стала Михримах Султан. Единственная и горячо любимая дочь Султана Сулеймана Великолепного и Хасеки Хюррем Султан, она унаследовала черты обоих родителей - красоту и характер матери и политические таланты отца, о чем упоминали современники той эпохи. Но обо всем по порядку. Михримах Султан родилась 21 марта 1522 года, в день весеннего равноденствия. Многие историки связывают именно с датой ее рождения происхождение имени – «михр-и-мах», что в переводе с персидского означает «солнце и луна», поскольку, как утверждается в ряде источников, в этот день Валиде Айше Хафса Султан, нарекшая внучку этим именем, увидела одновременно заходящее солнце и восходящую луну. Родители дали дочери прекрасное образование практически наравне с наследными шехзаде - она, подобно матери, знала несколько языков, была эрудированна и умна. Так же по свидетельствам современников, юная Султанша была красива, изящна и грациозна, имела длинные, золотистые волосы, ввиду чего часто можно встретить описания, в которых Михримах Султан именуют «золотоволосой Султаншей». Но не только образование и острый ум выделяли Михримах среди всего султанского Гарема. Подобно матери, она интересовалась политикой и благотворительностью, делами государства и социальными проектами. Так Хюррем активно привлекала дочь к вопросам управления одноименным фондом Хасеки Хюррем Султан, явно рассчитывая на то, что в дальнейшем, после ее смерти, именно дочь станет преемницей в различного рода вопросах. Забегая вперед, отметим, что Хасеки не прогадала в своих надеждах и в доверии к дочери. Но наибольшее количество слухов и вымыслов относительно жизни Михримах, касаются её якобы существующих воздыхателей. Конечно же, как уже было написано ранее, Султанша обладала привлекательной внешностью и острым умом, что, разумеется, не могло не покорять ее современников. Но, при этом, обычно на просторах сети Интернет и на страницах некоторых сомнительных букинистических изданий выделяют три основных фигуры в жизни Михримах Султан. Первым, скорее благодаря исключительно телевизионному проекту «Великолепный век», стал Ташлыджалы Яхъя Бей. Являясь исторической личностью, близким другом шехзаде Мустафы, его советником в ряде вопросов и поэтом, ни в одном из реальных исторических источников не найдено ни единого упоминания о какой-либо связи этой личности с Михримах Султан. Архивы не сохранили ни одного письма влюбчивого поэта, проживавшего в Манисе, вдали от Топкапы, адресованного Cултанше, ни единого прямого упоминания Михримах в стихах. Вымысел остается лишь вымыслом, далеким от реальности. Единственную роль, которую фактически сыграл Ташлыджалы в жизни Михримах – это участие в обострении конфликта в отношении Рустема Паши после смерти шехзаде Мустафы в 1553 году, за что в итоге он и был выслан Великим Визирем за пределы Империи. Поэтому каких-либо реальных оснований полагать, что Михримах Султан и Ташлыджалы Яхъя были близко знакомы, а уж тем более имели хоть нечто напоминающее романтические отношения, просто нет. Вторым гипотетическим воздыхателем Михримах Султан называют Мимара Синана, якобы просившего руки дочери Падишаха после того, как он стал главным зодчим Стамбула. Чтобы разобраться в этом вопросе, следует отметить, что Синан, тоже будучи исторической личностью, также сыграл весьма и весьма косвенную роль в жизни Миримах, а именно – по её заказам он возводил многие объекты строительства и культурного наследия Османской империи в дальнейшем, но не более того. Что же касается предложения руки и сердца, влюбленности или иных проявляемых вовне пылких чувств, то на момент, когда Мимар Синан стал Главным зодчим Стамбула, а произошло это в самом конце 1539 года после того, как Великим Визирем стал Лютфи Паша, Михримах Султан уже сочеталась узами законного брака с иным человеком, а именно с Рустемом Пашой, ставшим через пять лет Великим Визирем Османской империи. Именно Рустем Паша единственный исторический персонаж, с которым была связана жизнь юной Султанши более двадцати лет. Как рассказывалось ранее (в легенде «О замужестве двенадцатилетней Михримах Султан и пятидесятилетнего Рустема Паши»), их свадьба состоялась 26 ноября 1539 года. На тот момент Михримах было семнадцать, а Рустему тридцать девять лет. Если вспомнить обычаи того времени, примеры династических браков и судьбы многих представительниц женского пола из правящих семей, то, стоит отметить, что разница такого рода не была из ряда вон выходящим событием. Достаточно вспомнить разницу в возрасте Айше Хафсы Султан (ставшей матерью в 15 лет) и Селима Явуза, которая составила 14 лет, или же Лютфи Паши и его жены – самой младшей сестры Султана Сулеймана Шах Хубан Султан 1509 года рождения (вышедшей замуж в 14 лет), составлявшую 21 год. Напомним, что по правилам и исламским традициям того времени, девушки выдавались замуж по совету матери, но лишь с согласия отца невесты, который оговаривал все условия предстоящего брачного договора (никяха). Современники так же утверждают, что Михримах Султан вполне одобрила совет матери по выбору жениха - стремительно восходившего к вершинам власти, амбициозного и преданного османской династии управителя Диярбакыра. Так же с этим выбором согласился и сам Султан Сулейман - Рустем Паша пользовался огромным доверием со стороны Падишаха. При этом, как уже отмечалось в одной из предшествующих легенд (легенда «О Рустем Паше»), муж Михримах Рустем Паша не стал Великим Визирем сразу же после свадьбы – прошло долгих пять лет, прежде чем он занял этот пост, что весьма сомнительно увязывается с совершенным никяхом, а уж тем более с его определяющей ролью при занятии Рустемом данной должности.Михримах стала матерью троих детей, родив от Рустема двух сыновей (Османа Султанзаде Бея, а также второго сына имя которого, к сожалению, не сохранилось) и дочь (Айше Хюмашах Ханум Султан). Сыновья Султанши захоронены в знаменитом большом благотворительном комплексе Михримах Султан в Ускюдаре, возведенном в период между 1540 и 1548 годами, который включает в себя прибрежную мечеть Ускюдар, мусульманское учебное заведение – медресе, начальную школу и больницу. О степени близости и доверия Михримах Султан с супругом говорит несколько фактов. Первый из них заключается в том, что Михримах весьма активно участвовала в благотворительных проектах мужа. Зачастую именно она выступала от его лица в качестве доверенного представителя в вопросах управления благотворительным фондом и проектами. Именно Михримах стала наследницей внушительного состояния мужа после его смерти, за исключением той части, которую Рустем направил в фонд Хюррем Султан, чтобы необходимые денежные средства были потрачены на строительство общественных зданий, мечетей и сооружений. Также напомним, что Рустем Паша завещал в 1561 году в случае его смерти, в качестве исполнительниц его воли выступать жену Михримах Султан, а также дочь Айше Хюмашах Ханум Султан по реализации всех начатых им социальных и благотворительных проектов (начальных школ, медресе, больниц, караван-сараев, общественных фонтанов, дорог с твердым покрытием и бесплатных мостов). Михримах полностью выполнила последнюю волю супруга. Более того, она лично следила за строительством мечети Рустема Паши в Стамбуле, что возводилась в период с 1561 по 1563 годы по его инициативе по проекту архитектора Синана, уже после смерти Великого Визиря. И последний факт, который хотелось бы отметить в этой связи – строительство мечети Михримах Султан в Эдирнекапы. В 1562 году всё тот же Синан на самом высоком холме Константинополя, в районе старых крепостных ворот Эдирнекапы, начал строить еще один комплекс, включающий мечеть Михримах Султан, фонтан, бани и медресе. Чаще всего мечеть Михримах Султан в Эдирнекапы упоминают в качестве образца архитектурного гения Мимара Синана, что, конечно же, является бесспорным фактом; и примера проявления его любви к золотоволосой Султанше, что является неподтвержденной легендой. Но зачастую забывают упомянуть следующий немаловажный момент. После смерти мужа, Михримах Султан, унаследовав его немалые богатства и завершив строительство мечети Рустема Паши, лично заказала Синану выше обозначенную мечеть. По традиции, мечети имени особ правящей династии имели два минарета, но Михримах, скорбя о своем вдовстве, пожелала, чтобы у этой мечети был только один минарет, в знак её одиночества после смерти супруга. Именно в таком варианте мечеть и была возведена и сохранилась и по сей день.Что же касается участия Михримах Султан в военных походах с отцом, то в этой связи стоит вспомнить о трагических событиях 1401-1402гг., связанных с именем Баязида I (о чем подробнее рассказывалось в легенде «О Хасеки»), после которых обрывается традиция султанов брать в военные походы жен либо представительниц своего гарема, поскольку гарем оберегался как самая ценная собственность Султана. Более того, легенды, ссылаются на то, что Михримах участвовала в совместном военном походе с отцом в Египет. Сразу хотелось бы отметить, что Египет стал османской провинцией (вилаяйтом) после Османско-Мамлюкской войны 1515-1517 годов еще до восшествия Султана Сулеймана на престол. Подавление мятежа в Египте 1524 года, очевидно, проводилось без участия двухлетней на тот момент Михримах Султан. А в последующие периоды правления Сулеймана Великолепного активных военных походов в Египет не совершалось. Таким образом, при жизни отца Михримах Султан в военных походах не участвовала. А став управляющей султанского гарема после смерти матери в 1558 году, она и подавно не просто не могла, а не имела права покидать стены Топкапы. Соответственно в чём Султанша действительно активно участвовала, так это в управлении многими делами в пределах Стамбула. Михримах Султан была весьма влиятельна и богата. Уже было рассказано о ее активном участии в проектах мужа, но она также помогала и матери в управлении знаменитым фондом Хасеки Хюррем Султан. Но, плюс к этому, стоит отметить следующий момент - как известно, Хасеки активно участвовала не только во внутренних благотворительных, но и во внешних дипломатических делах. Достаточно вспомнить переписку Хюррем Султан с правителями некоторых стран и представителями династий, в частности Хасеки вела активную переписку с королем Польши Сигизмундом I, а после его смерти, с его сыном Сигизмундом II. Но в решении вопросов такого рода Хасеки участвовала также не одна. В архивах сохранились не только письма Хюррем Султан, адресованные представителям иностранных государств, но, в том числе, и переписка Михримах Султан такой же направленности. В частности её переписка с королем Польши Сигизмундом от 1548 года. Очевидно, что Хюррем предполагала оставить после своей смерти главной преемницей именно дочь, активно вовлекая её во все виды деятельности, связанные с управлением и поддержанием внешнеполитических и дипломатических контактов. И Михримах Султан действительно в дальнейшем активно выполняла завещание матери после её смерти в 1558 году, участвуя в политических делах отца, продолжая ведение дипломатической переписки, руководя реализацией социальных проектов и управляя внутренними делами гарема, а так же деятельностью благотворительного фонда. Так же Михримах, подобно Хюррем Султан в своё время, в качестве исключения из общих правил было позволено возводить сооружения в пределах столицы. Надпись над дверью мечети Михримах Султан в Стамбуле гласит, что Михримах была “попечительница благочестивых фондов, покровительница государства, мира и веры, Султанша ... дочь ... Султана Сулеймана Хана ” Следует напомнить, что именно она являлась управляющей султанским гаремом с 1558 года (сменив свою мать Хюррем Султан после ее смерти), в период правления своего отца Султана Сулеймана, продолжив управление вплоть до 1566 года, до восшествия на престол Селима II, младшего брата Михримах. Этот случай был уникальным в своем роде, поскольку впервые и в последний раз за всю историю Османской империи функции управляющей гаремом, которые обычно выполняла либо Валиде, либо Хасеки, взяла на себя дочь правящего Султана. Михримах Султан умерла 25 января 1578 году, на 56 году жизни. Она стала единственным ребёнком Султана, удостоившимся чести быть похороненным в тюрбе Сулеймана, что подтверждает тот факт, насколько близка она была с отцом, а так же то, насколько значимой персоной в истории Османской империи являлась Султанша. ЛЕГЕНДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ "О ФИНАНСАХ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ" Легенда гласит: «Вопреки существующему мнению, Роксолана практически не приносила особой пользы османскому государству, как и фонд имени Хасеки Хюррем Султан никогда не приносил больших доходов в казну империи. Даже предусмотрительно накопленные сбережения небезызвестного Паргалы Ибрагима, которые по разным источникам составляли от 2 до 7 миллионов дукатов, изъятые в пользу бюджета Османской империи после его казни, принесли государству намного больше пользы, чем благотворительность законной супруги Султана Сулеймана. Благотворительный фонд, названный её именем, был полностью создан на денежные ресурсы самого Султана, Роксолана же не вложила в него ни копейки из собственных денежных средств, а сам фонд служил скорее инструментом повышения популярности властолюбивой Султанши в народе, нежели реальным средством для серьёзных благотворительных дел. Насчёт того, что касается основательницы фонда, можно сказать только то, что, несмотря на всю жажду власти и богатства, она была способна максимум на чаевые, так называемый «бакшиш» в сумме, не превышавшей и 50 акче, спокойно помещавшейся в мешочек размером с ладонь». Исторические факты: На сей раз поговорим о некоторых аспектах экономики Османской империи XVI века в период правления Сулеймана Великолепного. Неудивительно, что и среди них встречаются различные байки, стремящиеся приуменьшить значимость одних явлений и людей государства османов и преувеличить роль других. В Османской империи времён Сулеймана Кануни существовало два основных вида валюты: акче – серебряная момента, и дукат – золотая монета, равная приблизительно 50 акче. В основном, все жалования подданным империи выплачивались в акче, но если речь шла о достаточно крупных суммах, то использовались и дукаты, и именно в этом виде валюты порой встречаются поистине астрономические и крайне нереалистичные суммы. Но обо всём по порядку. К середине 1530-х годов, Хасеки Хюррем Султан, являясь единственной законной женой Сулеймана I и управляющей его гаремом, получала жалование в размере 2 000 (двух тысяч) акче в день, то есть 830 000 (восемьсот тридцать тысяч) в год. Стоит отметить, что сумма уникальная в своем роде, так как ни одна Хасеки или управляющая гаремом более никогда более не получала таких денег, даже знаменитая Кёсем Султан к концу своей жизни получала лишь 1 200 (тысячу двести) акче в день. А начальное жалованье, положенное для статуса Хасеки, и вовсе составляло 1 000 (тысячу) акче в день. Таким образом, приблизительно через три года после получения должности управляющей гаремом Хюррем Султан смогла накопить сумму равную примерно 2 000 000 (двум миллионам) акче, которая и стала стартовым капиталом благотворительного фонда, названного именем Хасеки.Сулейман, видя самостоятельность и инициативность жены в данном вопросе, в качестве помощи выделил только несколько небольших по размеру земельных участков на сумму в 100 000 (сто тысяч) акче для реализации первых благотворительных проектов фонда. Парадоксально, но в телевизионном сериале «Великолепный век» данный момент показан достаточно достоверно. Вскоре в благотворительную организацию Хюррем Султан начали поступать инвестиции от известных политиков, государственных служащих различных должностей, и просто лиц, желающих заниматься благотворительностью. Например, Великий Визирь Рустем Паша в разное время выделял фонду суммы от 2 000 000 (двух миллионов) акче до 200 000 (двухсот тысяч) дукатов (десять миллионов акче). Таким образом, через десять лет существования (к середине 1540-х годов) благотворительного фонда Хасеки Хюррем Султан его бюджет составлял 2 000 000 (два миллиона) дукатов (это сто миллионов акче), что являлось огромным прибавлением к средствам, выделяемым из османской казны, на обустройство столицы. Чтобы представить истинные размеры этой суммы достаточно вспомнить, что на момент вступления Султана Сулеймана на престол, состояние казны государства, оставшееся после его отца Селима I и не израсходованное последним на военные нужды, составляло всего лишь 6 000 000 (шесть миллионов дукатов), то есть триста миллионов акче. То есть бюджет благотворительного фонда жены Сулеймана составлял примерно треть от общей казны государства в первый год его правления. Поэтому утверждать, что данный фонд в целом оказался бесполезным для Османской империи по меньшей мере глупо. Разумеется, на деньги из фонда Хюррем Султан было построено большое количество благотворительных заведений, оказавших огромную помощь малоимущим слоям населения, о чем подробнее рассказывалось в предшествующих легендах. Чтобы ещё нагляднее представить бюджет благотворительного фонда Хасеки, переведём 2 000 000 (два миллиона) дукатов времён Сулеймана Великолепного в рубли современным курсом. Мы знаем, что 2 000 000 (два миллиона) дукатов середины XVI века равнялись приблизительно ста миллионам акче. Напоминаем, что акче времён Султана Сулеймана – это серебряная монета, номиналом единица и весом 1,15 граммов серебра. Таким образом, можно подсчитать, сколько граммов серебра содержалось в ста миллионах акче. Получается сто пятнадцать миллионов грамм серебра. Стоимость одного грамма серебра по курсу Центробанка РФ на 1 февраля 2013 года составляет 30 рублей 25 копеек. Теперь умножаем 115 миллионов на 30,25 и получаем, что бюджет благотворительного фонда Хасеки Хюррем Султан к середине 1540-х годов составлял бы в современной валюте 3 478 750 000 (три миллиарда четыреста семьдесят восемь миллионов семьсот пятьдесят тысяч рублей).Таким образом, мы видим, что говорить о колоссальных (на тот момент) поступлениях в османскую казну с этой стороны возможно. А с какой же этого делать нельзя? Для ответа на этот вопрос перейдём к другой исторической личности, а именно одному из Великих Визирей Османской империи эпохи Султана Сулеймана – Паргалы Ибрагиму. К концу своей жизни Ибрагим Паша получал жалование в размере 3 000 000 (трех миллионов) акче в год. На основании чего в произведении Загребельного и телесериале «Великолепный век» его состоянию приписываются суммы от двух до семи миллионов дукатов (100 000 000 или 350 000 000 акче соответственно) – очередная загадка. Попробуем посчитать. Чтобы заработать хотя бы 100 000 000 (сто миллионов) акче, то есть сравняться с бюджетом фонда Хасеки Хюррем Султан, Ибрагиму пришлось бы работать более тридцати трех лет, стабильно получая при этом 3 000 000 (три миллиона) акче в год и не тратя ни одной монетки. Но не следует, забывать, что Ибрагим был Великим Визирем менее тринадцати лет, а 3 000 000 в год получал лишь последние семь. Начальное же жалованье Великих Визирей составляло 1 200 000 (один миллион двести тысяч) акче в год. Таким образом, зарабатывая честным трудом, Ибрагим мог бы накопить лишь сумму, которая более чем в три раза уступала бы ста миллионам акче, да и то, если бы за всё время не потратил ни одной монеты, что было в принципе невозможным. Но 2 000 000 (два миллиона) дукатов, то есть 100 000 000 (сто миллионов) акче, это далеко не предельная оценка состояния Ибрагима, несмотря на всю свою неестественность. Например, пока главный сценарист сериала «Великолепный век» Йылмаз Шахин продолжает искать мифические недостачи в конфискованном имуществе Ибрагима в размере 5 000 000 (пяти миллионов дукатов, в сериале говорится как «пятьдесят раз по сто тысяч золотых»), мы попытаемся разобраться, а как же этот Великий Визирь мог накопить (хотя бы теоретически) уже целых 7 000 000 (семь миллионов) дукатов, то есть 350 000 000 (триста пятьдесят миллионов) акче, которые указываются в некоторых источниках.Конечно, было бы наивно, предполагать, что такие средства накапливаются только с помощью официальной заработной платы. Естественно многие Великие Визири в различных источниках часто упоминаются как люди, совершенно не брезгавшие многочисленными взятками и подарками. С высокой вероятностью взятками так или иначе не пренебрегал и Ибрагим Паша. Но в каких же суммах нужно было брать взятки, чтобы накопить 350 000 000 (триста пятьдесят миллионов) акче? Вопрос далеко не риторический. 350 000 000 (триста пятьдесят миллионов) акче делим на тринадцать лет пребывания на должности Великого Визиря (это примерно 4 745 дней) и получаем, что Ибрагим должен был ежедневно брать почти 73 762 (семьдесят три тысячи семьсот шестьдесят два) акче из, скажем так, неофициальных источников дохода. В качестве ежедневного денежного поступления эта сумма была бы просто немыслима даже для самого матёрого коррупционера, и это при том обстоятельстве, что ни в исторических источниках, ни в различных произведениях культуры этот политический деятель не упоминается как самый главный взяточник всех времён и народов, в отличие от некоторых государственный деятелей времён Великого Визиря Мехмеда Соколлу, но это опять же совсем другая история.ЛЕГЕНДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. "О МАЛКОЧОГЛУ БАЛИ БЕЕ". Легенда гласит: «Малкочоглу Бали Бей, являлся не только и не столько видным государственным деятелем и воином, сколько самым завидным женихом и заядлым холостяком всей Османской империи, несмотря на то, что был сыном Султанши османской Династии. Да и как иначе, если ещё в достаточно юном возрасте он женился на безвестной хатун, дочери торговца, которая вскоре умерла из-за болезни. В провинции, в которой служил Бали Бей, его ждала иная возлюбленная, взаимностью которой он, впрочем, не отвечал. Но верхом всех его побед на любовном поприще стала интрига с самой Михримах Султан, дочкой Хасеки Хюррем Султан и Султана Сулеймана Великолепного. Так и не женившись, Малкочоглу проводил больше времени в компании друзей в борделях, нежели в военных походах, хотя, стоит отметить, что и на полях сражений храбростью он отличался лишь относительно. И, вместе с тем, каких-либо серьезных назначений по карьерной лестнице он так и не получил, несмотря на все свои старания». Исторические факты: Малкочоглу Яхъя Пашазаде Бали Бей (еще в исторических хрониках можно встретить имя Коджа Бали Бей), являлся не просто исторической личностью, сыгравшей немаловажную роль в истории Османской империи, но также блистательным офицером и представителем знаменитого рода Малкочей. Постараемся ниже выяснить – каким же он был, настоящий Бали Бей? Прежде чем более подробно говорить о самом Малкочоглу Бали Бее как исторической личности, все же следует сказать несколько слов о роде Малкочоглу в целом. Род Малкочоглу ведет свое начало от Малкоч Бея, служившего еще при Султане Мураде І и Баязиде I Молниеносном в XIV веке, при захвате османами Балкан. Все представители мужской половины династии Малкочоглу верно служили Османской империи, активно участвуя в военных походах. Род Малкочоглу, начиная с XIV века, изначально обосновался в Амасье. Как грамотные военные они стали знамениты своими удачными походами в Румелию, особенно во времена Султана Мехмеда I и Баязида ІІ. При этом род Малкочоглу был наиболее тесно связан с территориями современной Болгарии, поскольку долгое время они проживали в районе Силистры и именно эти территории были им подконтрольны.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев