Олег Моленко
Слово в неделю жен-мироносиц
(Проповедь священника от 19 мая 2002 года.) https://omolenko.com/propovedi/044-slovo-v-nedelyu-zhen-mironosits-19-05-2002.mp3 Мк.15,43-16,8
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Продолжая праздновать величайший Праздник христиан, Светлое Христово Воскресение, а празднование этого Праздника продолжается со дня первого Воскресения Христова до дня Отдания Святой Пасхи, накануне празднования Вознесения Господня.
Мы сегодня, в неделю 3-ю по Пасце или по Пасхе, празднуем память жён-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, одного из князей Иудейских. Иосиф Аримафейский и Никодим являются свидетелями погребения Господня. А жёны-мироносицы являются очевидцами и неложными свидетелями Его славного Воскресения.
И сегодня Святая Церковь полагает празднование этим святым людям, которых Бог сподобил быть свидетелями Его погребения и Воскресения, соучастниками Его великого спасительнейшего Воскресения из мертвых.
Вся вера христианская основана на этом основополагающем догмате. Наша вера есть вера Воскресения. Ибо Апостол Павел, величайший учитель Церкви говорит, что если Господь не воскрес, то тщетна вся вера наша, напрасна (1Кор.15,17)! Тогда и чудеса все, и Писания, и пророчества, и исцеления, и изгнания бесов – всё это тщетно, и необъяснимо, почему оно происходит и происходило. Если нет Воскресения Христова, то нет христианства. Ибо мы не есть поклонники мёртвому Богу, ибо в духе и истине никак нельзя кланяться чему-то мёртвому, мы не говорим о поклонении мощам или погребению Господню, нет, это – элемент, это – фрагмент, но вообще жить этим всё время и только гробам кланяться – это не наша вера. Наша вера живая, животворящая, и основана на живом, воскресшем и животворящем и жизнеподающем Господе Иисусе Христе, и поэтому она именуется христианской верой. Не какой-то иной, хотя у нас есть много других предметов веры, которые мы благоговейно чтим, веруем и исповедуем. Но, называясь христианской, Святая Церковь подчёркивает: Церковь Христова. Господь основал Церковь, Господь Бог и совершенный Человек Второй Ипостасью благоволил воплотиться, умереть на Кресте страшной, позорной смертью, быть погребенным, и воскреснуть со славою. Затем сорок дней ещё учил учеников и уже в новой плоти воскресшей, и затем вознёсся на небо, где сел одесную Бога, т.е. опять показал всем, что Он и Отец – одно, что Он один Бог Один, но Ипостась Вторая уже с плотью вознеслась на веки вечные на небо и только придёт ещё раз на землю судить живых и мертвых и дополнить окончательно дело Своего Воскресения, воскресив Церковь Свою прежде всего, а затем всех, когда-либо живших на земле людей, которые умерли различными смертями. И независимо сохранились их тела, или они испепелены ядерным ударом, как скажем, Хиросима, Нагасаки, или сожжены или кислотой уничтожены, какие бы ни были способы уничтожения останков человеческих тел, все они до единого будут восстановлены Божией силой. Для Бога из ничего создать не стоит никакого труда, тем более, воссоздать уже по готовому объекту, т.е. душа-то сохраняется и после смерти и находится в одном из мест, Богом определённых: или в Царстве Небесном, или в преисподнях, в узилищах ада. А тело соответственно указанием Господа: «земля, и в землю отойдёшь» (Быт.3,19) отходит в землю. И либо закапывается, либо разлагается где-то на те составные части, из которых оно состоит. А мы знаем, что в состав тела человека входят множество известных нам химических элементов, и вот на это оно и распадается.
И сама смерть человеков и посмертное разложение должно для нас свидетельствовать о силе Бога и о силе жизни, Богом даруемой. Вот никогда мы не задумывались серьёзно и глубоко вот с этой стороны.
Мы боимся смерти, ещё не наученные верой, мы боимся её как прекращения наших удовольствий, желаний. Уже в вере осознанной, истинной христианской, мы преодолеваем этот плотской страх смерти и боимся её с другой стороны, со стороны, чтобы она не забрала нас неготовыми, не примирившимися с Богом. Только это должно пугать христианина, чтобы он не ушёл во вражде с Богом, в греховных страстях, и не наследовал печальную вечную участь в вечных мучениях.
Самой смерти христианин не должен бояться. Она для него есть избавление, она для него есть исполнение обетований Божиих, и встреча с любимым и любящим его Богом, Творцом, Спасителем и Искупителем.
И вот, если мы подходим к бездыханному телу какого-то умершего человека и посмотрим, а затем через какое-то время увидим разложение этого тела или следы уже разложения, одни кости увидим могильные, то здесь-то мы и должны задуматься: а почему это тело лежит бездыханным и уже не только не движется, не говорит, не мыслит, не проявляет никаких признаков жизни, а разлагается? Что же давало жизнь этому телу? Что связывало эти элементы, которые сейчас разлагаются, а в наше-то время люди уже грамотные и уже со школьной скамьи знают, из чего состоит человеческая плоть: из трёх основных элементов, которые в природе, если их совмещать, взаимно уничтожают друг друга. Так премудро Господь сотворил три основных биологических части, которые, если их попытаться совмещать, то они тут же друг друга уничтожают. И это и происходит в момент разложения. Получается чудо в человеке, что когда он живой, то эти три части враждующие у него не враждуют, а составляют удивительное гармоничное тело каждого из нас, а когда душа выходит и покидает эту телесную оболочку, то тут и происходят признаки смерти и разложения. Значит, жизнью человека является душа. Божия душа, которую Господь создал и вложил в тело. Без души тело сразу теряет своё значение и подвергается естественному действию установленных Богом законов для природы. Вступает в силу закон разложения, уничтожения материального вот этого вещества телесного состава.
Поэтому, взирая на мертвецов, мы должны не пугаться и не ужасаться, а воодушевляться вот этой мыслью, как бы духовно зреть на тайну смерти и на великую тайну жизни. И когда мы так проникнемся, то для нас наша вера будет ещё дороже, и ещё любезнее, ещё светлее. И великой опорой против самого главного и самого страшного врага человеческого рода – смерти. Ибо смерть будет побеждена последней, как говорит слово Божие, последней будет побеждена посредством всеобщего воскресения мертвых
(1Кор.15,54). То есть Господь, воскресив одним мановением весь род человеческий, упразднит смерть. Её уже не будет, этой смерти, которой мы подвергаемся путём разлучения души и тела, и разложения тела. Будет смерть вечная – вторая страшная смерть – это вечное разлучение с Богом. Поэтому правильнее говорить о смерти, как о раз-лу-че-ни-и. Смерть это есть разлучение. В нашем случае души с телом и смерть вторая – это разлучение души и тела уже воскрешённого с Богом. Что может быть страшнее, чем лишиться истинной Жизни? Истинная Жизнь для человека – Бог, Богообщение. И вот разлучение с Богом и есть смерть. И с этой точки зрения, взирая на нашу жизнь, мы видим, что мы пребываем в этой смерти. Если мы глубоко покаянно будем рассматривать себя, изучать себя, познавать себя, как заповедует нам Священное Писание, и учение Святых Отцов, то мы увидим, что мы реально мертвы. Мертвы, потому что мы разлучены с Богом, с Духом Святым. Нет Его в нас у большинства. Конечно, есть люди и имеющие Духа Святаго – о них не говорим – о святых, праведных, Духоносных и Богоносных людях. Они стяжали, они вышли из смерти, они воскресли. В этом смысле воскресение означает воссоединение разлучённых частей, т.е. души человеческой с телом его. Опять восстаёт один человек. Так были воскрешены Пречистая Матерь Божия и великий Апостол любви Иоанн Богослов уже в новом качестве, я имею в виду. Были и до этого воскресения мертвых: Лазаря четырёхдневного и многие другие мы знаем случаи. Но это было воскресение в старом теле – тоже воссоединение, но как бы для продления ещё жизни в том теле до очередной смерти. Т.е. уже окончательного разлучения до всеобщего воскресения. А здесь уже окончательное соединение.
Так и духовная смерть, и духовное воскресение происходит подобно телесному. Опять восстанавливается связь с Богом, и это и есть воскресение души. Но не просто связь опосредственная, а связь самая теснейшая, та связь, о которой Господь говорил, что Я приду к человеку, истинно в Меня верующему, исполняющему заповеди Моя, и поселюсь в нём и создам обитель (Ин.14,23). И приходит Господь Отец Небесный, Сын Божий – Слово Божие и Дух Святый, вся Пресвятая Троица, ибо Бог Един, Пресвятая Троица поселяется в человеке. И человек пребывает в Боге, а Бог – в человеке. Это тайна великая – превеликая. И мы не можем постигнуть её своим ограниченным умом, потому что непостижимо, как Бог безконечный, невместимый и невмещаемый всем миром и всей вселенной вмещается в одного, отдельно взятого человека, который подготовлен к этому? Это непостижимо. Также как непостижима тайна воплощения Сына Божия во чреве Пресвятой Девы Марии. Опять. И поэтому Её чрево называется пространнейшим небес. Такое сравнение в Богослужении церкви. Почему? Потому что Она вместила невместимого Бога. То какое же значение приобретает Богоносный человек? Он тоже становится пространнейшим небес, ибо он вмещает невместимого и ничем необъемлющего Бога.
Вот об этом воскресении мы должны возревновать, его возжелать, его возлюбить, его взыскать, ради него страдать, ради него трудиться и, прежде всего, покаянным трудом. Ибо покаяние это и есть выход из смерти, из смерти душевной, духовной. Мы не ощущаем Бога. Мы не видим Его. Мы не слышим Его непосредственно. У нас эти органы чувств духовных убиты, так же как у трупа человеческого убиты все органы восприятия, т.е. труп не чувствует, не обоняет, не осязает, не ощущает, не разговаривает, не движется, он только предаётся тлению и разложению. Т.е. там действует уже на уровне вещества клеток, молекул это разложение, но сам цельный труп, т.е. как человеческое тело, уже не действует, а тем более осознанно. То же происходит и с нашими духовными трупами. Если мы не озаботимся воскреснуть, ибо это то воскресение, которое Господь не может сделать без нас. Тела может воскресить и без нашего желания, и будут воскрешены тела всех грешников, всех самых лютых злодеев, чтобы воздать им, и они будут с ними вечно. А вот дух наш и душу воскресить Господь без нашего участия не может. И поэтому жизнь в теле после грехопадения рода человеческого в лице Адама и Евы даёт нам уникальный шанс, великую возможность милостью Божией воскресить душу. Никакого другого значения эта жизнь не имеет, ибо, живя душою падшей в падшем теле, человек пребывает в духовной смерти, он отлучён от Бога. Отлучённый от Бога человек, может только лишь внешне по вере кланяться Богу.
И вот сегодняшнее событие Евангельское, это когда жены-мироносицы, взявши миро, а мы слышим на протяжении Богослужебных текстов, что миро это предназначалось для погребения мёртвых. Т.е. мёртвые тела, поскольку при разложении присутствует сильный запах, неприятный вот этого самого разложения, запах смерти. Кто когда-нибудь чувствовал, тот знает, что это за запах. И крайне нетерпимый для людей этот запах, т.е. невозможно просто находиться и выносить, поэтому из уважения, из почитания, люди использовали очень драгоценное вещество, составленное из благоухающих масел, именуемое миро. И по тем временам оно ценилось дороже золота, потому что золото было легче откопать, переплавить, чем вот это миро, а тем более в большом количестве.
И вот из великого уважения к своему почившему Учителю жёны-мироносицы, поскольку они не успели сразу воздать эту почесть и помазать живоносным миром, благоухающим миром живоносное тело Господа, то они решили восполнить это после субботнего покоя. Ибо они ещё выполняли заповеди о субботе. И снято тело было тоже быстро, именно из-за субботы, ибо нельзя было оставить. И как мы слыхали в Евангелии, Иосиф Аримафейский, который являлся одним из семидесяти Апостолов, Господь его сделал Апостолом от 70-ти, но он скрывал это из-за страха быть иудеями арестованным или убитым, и потом-таки они пытались это сделать. Поэтому перечитайте внимательно житие Иосифа Аримафейского, и всё, что церковь хранит в предании, и Никодима – одного из князей. Они, которые боялись тогда открыто исповедовать веру в пришедшего во плоти Сына Божия Иисуса Христа, после смерти Его пошли открыто на глазах всех и князей иудейских, и первосвященников, и священников, книжников, фарисеев к самому правителю римскому прокуратору Понтию Пилату просить тела. И этим обнаружили свою веру, свою любовь и своё почтение уже к почившему временно Учителю.
И если мы вспомним в Евангелии от Иоанна беседу Господа с Никодимом (Ин.3), это очень важная беседа, где открываются очень важные, существенные истины для нашего спасения, как раз о необходимости возрождения свыше, о воскресении духовном, о соединении с Богом. И Никодим был ночной ученик, он по ночам приходил, ибо днём боялся, и он знал эти великие учения, он тогда говорил, что не может быть, чтобы простой человек в лице Господа творил такие чудеса, если это не будет от Бога, он прямо Господу это засвидетельствовал в той беседе, хотя не вмещал, конечно, глубин духовных Божьего учения.
И когда слыхали чудеса, которые Господь творил, и воскрешение Лазаря и радовались в своих сердцах – и вдруг смерть Господня как бы всё перечеркнула. Всё отняла. И, казалось бы, здесь-то нужно было и опустить руки, развернуться и сказать: «ну, вот, зря мы верили, а мы-то надеялись...», как некоторые ученики говорили между собой, мы помним – Лука и Клеопа шли и: «а мы-то надеялись – говорит – что Он…» (Лк.24,13-32). Опять-таки, уже Господь с ними воскресший шёл, они Его не узнавали, и выражали свои сомнения, смущения.
А здесь наоборот, эти высокопоставленные в тогдашнем обществе люди, не простые рыбаки, как другие Апостолы, им было, что терять во внешней жизни: положение в обществе, богатство, славу, почёт и т.д. Им было, что терять. И они настолько изменилися со смертью Господа в своём поведении, что пошли открыто свидетельствовать свою веру. Купили драгоценное миро, и даже пожертвовали свой гроб новый, т.е. каменную пещеру, которая была приготовлена, может, для самого Иосифа Аримафейского, но он уступил этот гроб, потому что в нём ещё никто не был положен. Т.е. это было особое место. И действительно, уступая свой гроб Господу Иисусу Христу, этот блаженный человек, который канонизирован церковью, и сегодня он как святой прославляется, он отдал Господу и свою смерть, ибо не нужен был уже гроб ему, ибо духовно он воскрес и являлся великим свидетелем погребения, затем Воскресения Господа. Ибо есть не в Евангелии, а в предании церкви свидетельства, что Господь являлся ему, укрепляя его в подвиге, когда первосвященники и другие князья иудейские дали приказ отловить Иосифа и уничтожить. Его арестовали, он сидел в темнице, и Господь явился ему в темнице и чудесно вывел его. Затем Господь сохранил промыслом дальше. И он был живым свидетелем, и он написал письмо, где подробно изложил всё, что видел, что знал, что слышал; и мы только из предания знаем об этом письме, и оно, конечно, записано, о чём шла речь там, в церковном предании. И это было страшное для богопредателей и богоубийц письмо. Ибо там человек из их среды, из их положения описывал подробно свидетельские показания о погребении, о мёртвости Господа, что Он был мёртвым, несомненно, что это никакая ни подделка, не игра и не розыгрыш какой-нибудь, как хотели выдать это, купив за деньги стражу, Пилата и всех. Они хотели выдать, что ученики украли Господа или что Он не умер или ещё что-нибудь такое, т.е. всяких много было выдумок. Почему? – Да потому что демоны и их земные представители в человеческом обличии боялися более всего этой великой Тайны Воскресения Христова, потому что это разрушало всё их владычество и в преисподнии, и на земле.
И что же двигало Апостолами, что они победили всю вселенную? – Воскресение Христово. Если бы не было Воскресения Христова, ну кто может поверить, что несколько десятков человек сочинили какую-то сказку и пошли что-то кому-то навязывать, и все люди стали вдруг это принимать и верить? Сейчас люди сочиняют всякие небылицы, но это всё не держится. Люди увлекаются, потом это всё проходит, таит, особенно со смертью человека этого писавшего. Всё. Пропадает значение этого словоблудия всего. А здесь две тысячи лет при всей страшной борьбе, которую ведут с Церковью демоны, сатана, и множество вовлечённых в борьбу людей, Церковь по обетованию своего Основателя и Главы остаётся непреодолимой для врат ада.
Но когда мы говорим слово «Церковь» мы должны понимать, что речь идёт не о церковной организации, о какой-то структуре, ибо мы видим, что все структуры на земле разрушаются, уничтожаются, падают и разбиваются. И даже огромные государства и империи, которые были христианскими – Византийская и Российская рухнули, пали и канули в лету. Нету их. Да, есть территории, есть какие-то наследия культуры, памятники архитектуры, иконы, которые ещё сохранилися, что в Византийской, что в Российской. Но тех государств с теми людьми уже нет. Нет. Есть новые на их месте – да. Но над этим-то и трудились. Но никакого отношения к Церкви это уже не имеет.
Церковь есть полнота спасительной благодати ради крестных заслуг Христа, ради Его славного Воскресения, ради снисхождения Духа Святаго на Церковь. Церковь есть новая форма жизни, жизни воскресшего Христа, Который дарует нам ради Своего Воскресения благодать Духа Святаго. Вот полнота благодати и есть Церковь. А уже при этой полноте может быть та или иная организация, структура. И она не костная. Господь мудро, мудро очень сохраняет Свою Церковь, переводя из одной структуры в другую, формируя её инако, чем было. И в этом мудрость и милость Божия сказывается.
И вот в наши отступнические времена Господь и предусмотрел очередной способ сохранить Свою Церковь. И об этом способе указано в Священном Писании, в Евангелии, которое называется вечным. Есть одно из всех Евангелий, которое именуется Вечным – это Евангелие от Иоанна Богослова. И в вершине этого Евангелия, а вершиной этого Евангелия является события, описанные после Воскресения Христова, т.е. то, что говорил Господь уже воскресший. И вершиной здесь является последняя глава. И в этой главе вершиной является событие, это беседа Самого Господа Воскресшего с учениками Своими, с Апостолами, среди которых был Пётр и Иоанн Богослов. И речь Господь ведёт не о всех учениках, а только о двух этих учениках.
Петра Он восстанавливает после его отпадения в Его апостольском достоинстве через троекратное вопрошение: «Любишь ли Меня?». И он становится опять Первоверховным Апостолом, ибо Господь не просто восстановил Петра, а Он сказал: «паси овцы Моя» (Ин.21,16-17). И когда ещё до Своего страдания, смерти и Воскресения Господь говорил Петру, что придёт время, ты, обратившись, укрепи братию (Лк.22,32). Т.е. Он предсказал ему и падение и то, что он опять обратится, ибо промысел Божий всё знал наперёд, что будет с Петром.
И вот, казалось бы, мы имеем одно свидетельство в слове Божием о восстановлении Петра – вот это. Всё, больше нигде ничего Господь не говорил, и никто не свидетельствует, что почему Пётр стал опять Апостолом. Троекратное отречение, троекратное восстановление через вопрошение: «если любишь Меня, паси овцы Моя». И никто с этим не спорит, и все принимают. И мы видим праздник есть Петру и Павлу, как Первоверховным Апостолам. И Пётр находится в великом почёте в Святой Церкви, и его писания включены в канон церковный, и никто не говорит: «а, подожди…а что это? одна строчка, а что, а может Пётр и не Апостол, может Господь и не восстановил?», т.е. ни у кого нет сомнений.
Но если же рядом, в этом же месте Евангелия, написано и не один раз, а дважды, что Иоанн Богослов пребудет по воле Божией на земле, покамест Господь придёт судить живых и мертвых, и настолько это поразило учеников, что они уже после беседы говорили, обсуждали это, святые Апостолы обсуждали! И пронёсся слух между учениками, что не умрёт Иоанн Богослов. Почему? Потому что они обсуждали это, они думали об этом. Они знали, что если Господь до Своего Воскресения говорил и всё сбывалось, то, тем более, уже воскресший Господь сказал слово, и оно несомненно сбудется. Поэтому Он сказал: «пребыл». И они, естественно, в своём рассуждении подумали: значит он не умрёт. Это первое, что могло прийти в их мысль. А как ещё можно быть на земле? – «не умрёт». Именно это обсуждение и этот слух свидетельствует, что было правильно сказано, что Иоанн Богослов на земле сохранится ни духовно, ни в Писании, как некоторые толкуют, – нет, – на земле. Иначе зачем было говорить: «не умрет», т.е. что он не умрёт? Но сам Иоанн Богослов поправляет эту невольную ошибку, эту естественную ошибку, ибо трудно было сразу поверить в воскресение Иоанна Богослова, хотя они имели перед глазами живой пример Воскресения Господа. Но всё равно настолько это было редко, настолько это было непривычно, что сразу наш ум не перестраивается, и он мыслит старыми категориями, понятиями привычными, естественными для него, даже видя пример уже необычный, воскресения, и очень трудно его сразу приложить.
И вот, Иоанн Богослов в этом же месте, в этой же главе, после уже восстановления Петра в его Первоапостольстве сам Первоверховный Апостол Иоанн Богослов говорит: «не сказал Господь, что я не умру, но что: «хочу, чтобы он пребыл» (Ин.21,23). Т.е. он уточнил и этим самым устранил ложный слух, который возник от истинного свидетельства Божия, от истинного пророчества, от открытия воли Божией: «хочу, чтобы он пребыл». Т.е. Господь открыл Свою волю. И она несомненна; пребывает Иоанн Богослов по слову Божию, в том числе и на земле во плоти, потому что это не приведение приходит, а во плоти, как Первоапостол. А первый Апостол, т.е. первый иерарх в церкви; ибо апостольство – это высшая иерархия в церкви, и поэтому, естественно, он первый иерарх, т.е. первый среди всех. Ибо он среди Апостолов был самый любимый ученик, Апостолом любви только он именуется, и возлежал на перси только он, и именуется наперсником. И только ему Господь вручил Свою Пречистую Матерь, причём с Креста, и усыновил его Своей Пречистой Матери. И более того, он заботился о Ней все оставшиеся годы Её земной жизни до Её славного Успения, воскресения и вознесения на небо.
Так и ему особым промыслом Господь сподобил пребывать на земле. Но для чего? Вот так просто, чтобы снизу смотреть, что тут делается? Нет. Господь ничего не делает просто так, тем более дважды в Евангелии подчёркивает о важнейшем событии. Он оставил, чтобы он опекал церковь, как он в своё время опекал Матерь Божию. Естественно, ему дарованы для этого великие силы – он Богоравный по благодати, не по природе он Бог, но по благодати он бог с маленькой буквы только пишем, чтобы не спутать.
И конечно же, он имеет такие уму нам непостижимые качества, свойства и силы, что не сравнить ни с каким самым святым, но живущим ещё во плоти человеком, который не умирал.
Ибо такой нужен человек был Господу, чтобы он сохранил Церковь, и врата ада не одолели её (Мф.16,18). Вот что Господь предусмотрел! А не сохранять какую-то структуру, так сказать, любой ценой, как некоторые полагают: «вот мы и есть церковь, поэтому всё, и будем…». Ничего подобного! Так Господь сохраняет!
И вот, люди, читая, не видят; и имеющие глаза – как говорил Господь – не видят, имея уши, не слышат. И сомневаются в этой ясной и очевидной истине. А в том, что Пётр – Апостол никто не сомневается. А в том, что Иоанн Богослов, воскресший Апостол, и об этом написано в одном и том же месте, в одной и той же главе, рядышком – в этом сомневаются! Хотя есть и подтверждения: предания церкви, акафист и богослужебные тексты в честь службы Иоанну Богослову, есть указания Святых Отцов некоторых – Иоанн Златоуст, Ипполит, Иоанн Кронштадтский, старец Нектарий Оптинский и т.д. Конечно, не все Отцы об этом писали, хотя знали и больше об этой тайне, но потому она и Тайна, что не постигается просто так человеческим умом и не излагается человеческим языком.
Но ученики, очевидцы Воскресения Господнего не сразу уразумели элемент этой тайны, т.е. что каким образом Иоанн Богослов будет сохранён. Вот в этом была их естественная ошибка. То чего удивляться, что уже даже не видевшие Господа и не видевшие Апостолов, что-то погрешают в этом. Но обратите на это внимание. Слово Божие, даже один раз произнесённое, обязательно сбудется, а тем более, когда оно повторяется для укрепления веры, и не сомневайтесь в нашем Первоиерархе, в нашем Первоапостоле, что он воскрес, что он реально соприсутствует, ибо он вслед за Господом и Матерью Божией победил смерть. Он сокрестник и совоскресник Господа, как и Пречистая Его Матерь. Она была и Сокрестницей и Совоскресницей. Ещё два человека воскреснут до всеобщего воскресения мертвых – это святый пророк Илия Фесвитянин и святый пророк Енох, которые будут посланы Богом с неба, ибо они живыми были в своё время взяты на небо. Енох – образец покаяния для всех времён, как пишет в Писании пророк, и Илия – это образец ревности о славе Божией. И Господь сохранил Своим промыслом. И они выйдут на помощь, уже во плоти пришедшему Иоанну Богослову, во второй всемирной проповеди Евангелия и против антихриста.
Поэтому эти люди по особому промыслу Божию величайшие представители человечества воскрешены, т.е. Матерь Божия, Иоанн Богослов, а ещё Илия и Енох будут воскрешены уже на глазах антихриста, его войск, его слуг и очевидцев этого события, как об этом описано в Откровении Иоанна Богослова, и вознесутся на небо. И это чудо будет таким, что головы, отрубленные собственноручно антихристом, прирастут к своему месту, и воскреснут эти тела и обновятся, т.е. они уже воскреснут по чину всеобщего воскресения мертвых.
Поэтому сегодняшний праздник имеет глубокое эсхатологическое значение, если мы увяжем смерть, жизнь, духовную смерть, духовное воскресение, миро, приготовленное, драгоценное, и попытка прийти в гроб и помазать мёртвое тело, уверение Иосифа Аримафейского и Никодима, открытое исповедание их веры через прошение отдать им Тело Господа Иисуса Христа.
И жёны-мироносицы стоят в ряду первых свидетелей, и они, особенно Мария Магдалина, выделяется из них, как писал великий святитель Иоанн Златоуст, являются Апостолами для Апостолов. Потому что Бог их сподобил первыми увидеть воскресшего Господа Иисуса Христа. И они уже пошли, даже побежали, и сообщили Апостолам; Мария Магдалина сообщила и Петру, и Иоанну. И опять Пётр и Иоанн, как сказано в Евангелии побежали вместе убедиться, что, действительно, Господь воскрес и что гроб пустой (Ин.20,4). И Иоанн Богослов был самым молодым по возрасту из учеников Христовых, из Апостолов, и он по свежести лет первым прибежал, обогнал Петра, и голову только просунул в проём, где был камень привален раньше и увидел. Ему достаточно было прикоснуться к тайне погребения, увидеть пелены, увидеть отдельно скрученный сударь, т.е. головную повязку, которой голова была обмотана Спасителя, и он уже верил полной верой, он не сомневался, написано: «и веровал он»; Пётр вошёл внутрь, пощупал, пелены посмотрел, и вышел и дивился ещё, и тоже, конечно, радовался и уверовал. Но настолько это была великая радость, настолько это было для них непривычно, хотя Господь говорил, учил об этом. Но есть великая разница между теоретическим даже самым правильным, самым благодатным, уж кто благодатней Господа? И кто лучше Него когда-либо говорил? Нет таких и быть не может. И земные люди, причём не самые худшие, а самые лучшие представители того времени, ибо их Господь и избрал, и они не вмещали, не верили, сомневались, колебались и уже воскресшему Спасителю, когда о Нём шла речь, они не верили. Господь явился и поносил неверствию их, не неверию вообще в Бога, а неверию в реальный конкретный факт Воскресения.
И на чём же тогда была обоснована их вся вера, если Господь не воскрес? Не на чем было бы тогда обосновать веру. Поэтому так Господь позаботился, чтобы были все свидетельства о Его Воскресении: и гроб был запечатан злою волею иудеев, поставлена стража, и все меры были приняты. И всё это послужило только подтверждением истинности Его славного и живоносного для нас Воскресения.
И поэтому гроб Его для нас, как и Крест Его являются живоносным, он иначе не именуется. И поэтому там и сейчас, хотя храм построен, вы знаете, Воскресения Христова, но на Гробе этом и сейчас благодать зримым образом в виде вот этого не опаляющего в первые минуты, в первые десятки минут пламени сходит ради Воскресения Христова, ради Его погребения. Никакого другого значения не имеет. Она не сходит ради людей, патриархов. Нет. А сходит ради этого славного события. Так же, как и могила Иоанна Богослова, которая пустой обрелася и до сих пор она существует, сейчас уже на территории современной Турции, но там нет тела Иоанна Богослова. И только свидетельство было, что тонкий прах восьмого мая по старому стилю, вот мы будем скоро праздновать престольный праздник на днях, выходил и исцелял любые недуги. И это было свидетельство, что эта могила не простая, а великого Божьего угодника, Первоапостола. Но тела его нет.
И если взять историю тела Иоанна Богослова, то по этой истории тоже мы можем выйти на то, что он воскрес. Один святой Отец великий писал о Матери Божией, что Она воскресла. И во свидетельство своих рассуждений он положил тоже: «а где же Её тело?». Ну не может Господь Свою Мать оставить в нечестии. Т.е. тела святых угодников прославляются, святых мучеников, они чудотворят. Неужели, если бы Её тело действительно было, Господь так и сохранил бы в земле там где-то – да? – тлению предал бы? Да не может быть этого, говорит! Так оно бы больше всех чудотворило и исцеляло бы, если бы Господь хотел бы Её оставить на земле для нашего. Нет, говорит, Он воскресил Её.
Точно так можно подойти и с рассуждением подобным к истории с телом Иоанна Богослова. Предание и житие его, и акафист нам и богослужебные тексты говорят, что когда ученики на другой день уже другие обратились к тем, кто его закопал, как мы знаем, по его благословению, и они утром пошли на это место, крестообразную могилу вырыли, то тела уже не было. Не было. Он прошёл – как Господь сквозь камень – он прошёл сквозь толщу земли. И если тела не было, то где оно делося? И если он умер, а о том, что он умер и слово Божие, и сам Иоанн Богослов свидетельствует, не сказал Господь, что не умрёт, т.е. он умрёт, то должно быть тело. А если должно быть тело, то должны быть мощи. Церковь не знает ни мощей Иоанна Богослова, ни где его тело. Т.е. нет явственно нигде, ни у одного святого Отца, ни в одном источнике нету, кроме того, что оно исчезло. Но когда мы совместим всё это, тогда понято, «хочу, чтоб прибыл», тогда понятно: а как оно может быть, когда оно воскресло? Потому что всех Апостолов остальных тела из-вес-т-ны. Есть мощи Апостола Петра, мощи Апостола Павла, мощи Фомы и т.д. и т.д. Можно взять житие каждого Апостола и почитать: и в конце полного жития описано, что случилось с ним: когда убили, как погребли, и что случилось с мощами, и как мощи ещё чудотворили, где они хранились даже на первых порах, потом уже мы не знаем, куда делися. Мы знаем, что Предтеча блаженный, глава его являлась несколько раз. Есть три обретения честной главы Предтечи, т.е. что он не воскрес. Хотя некоторые говорили, в Писании говорят, мы знаем, что: «вот это, наверное, Предтеча воскрес!». Даже Ирод об этом говорил, допуская такую мысль. Видите, т.е. такая мысль могла быть у нечестивых людей! Но факты не подтвердили. Нет. Вот Господь явил его честную главу несколько раз потом ещё в истории церкви. И есть праздники, установленные этому. Поэтому он ещё ждёт воскресения. Он имеет великое место в Церкви Небесной, но ждёт ещё воскресения, соединения со своим телом.
И так, любого великого святого известно о его мощах, о его теле, а здесь нет. Забыли! Наперсник, сокрестник, любимый ученик и сын Божией Матери по усыновлению и, значит, брат Христов, духовный брат оставлен в неведении, в небрежении: «да зачем думать об этом?!». Вы можете в такое поверить? – Нет! Истинно верующие не могут в это поверить и принять. И если эта тайна и не афишировалась раньше, то только по причине несвоевременности и немощи людей. Потому что объяви громогласно эту тайну Церковь раньше, то люди, большинство, побросали своих бы епископов. Потому что, всё-таки, у живого епископа всегда немощи проявляются те или другие, даже у святых, а, уж, далеко не все были святыми, мы знаем, к сожалению, меньшинство были святыми, а большинство было только рясоносящими или митруносящими, т.е. регалии носили, а духом они не соответствовали. И поэтому они побросали бы и стали бы бегать, искать Иоанна Богослова. И тут бы сатана столько понапутывал бы и таких бы поподсовывал «Иоаннов Богословов» (в кавычках). И чтобы всего этого не было Господь удерживал, т.е. Он говорил об этом в Евангелии, всё, но как-то прикровенно это всё было до времени.
А теперь, когда отступление вселенское полным ходом идёт, и Церковь по сути во структурах всех известных уничтожена, вот здесь Господь и открыл ту тайну, которую давным-давно изложил в Евангелии и в Предании церковном.
Поэтому будем укрепляться этой верой, нашей благой надеждой, истинной, несомненной, что церковь жива и есть, и будет. И мы одно: должны дорожить ею и взыскивать, чтобы наше внешнее положение, даже в самой истинной, благодатной Церкви не было нам во осуждение, чтобы мы не были гробами с нечистотами внутри. А чтобы мы уподобилися Воскресению Христову хотя бы внутренним своим воскресением, обретением Господа своего внутри себя. Ибо до этого момента наше тело тоже как бы гроб Господень.
И когда мы читаем, как Мария Магдалина пришла и приникла ко гробу и стала, и горько рыдала, мы должны понимать, что это образ нашей души, которая поверила в Господа, пошла и заглянула себе в сердце, и увидела: нет Господа, и не знаю, куда Его дели. Т.е. вот это то, что внешне было в жизни Марии Магдалины, оно имеет внутренний смысл, глубокий духовный смысл. И когда мы через делание покаяния доходим до этого момента, и взираем в своё сердце и вдруг видим, действительно, что Бога нет, хотя Бог же и подвигал идти и к гробу, и видеть и дал зрение это увидеть, всё по благодати, но Самого Бога, присутствия Его нет. И это предмет глубокого плача.
Поэтому Святые Отцы и говорили, уходя в пустыни, оставляя всё красное и славное мира сего, что иду плакать моего мертвеца. Вот, что они оплакивали. И через плач стяжевали жизнь. Они оживляли этого мертвеца.
Дух мёртв человеческий, именуемый сердцем. Поэтому вся борьба идёт за дух, за сердце. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. «Сыне! Даждь Мне сердце твое» (Прит.23,26) – так говорит Господь. Из сердца выходят помышления злые.
Обратите внимание на это учение о сердце, о духе человеческом и в Писании, и у Святых Отцов. Это, этого взыскивает Господь! Это и есть воскресение первое, истинное, духовное. Если мы обретём пустыми себя, что мы гроб, но Господа нет в нас, а затем, оплакав себя через покаянный подвиг, через скорби, через труды и молитвы воскреснем. Дух у нас воскреснет, оживёт, он будет ещё младенчиком, он воскрешает, но он младенчик в духовной жизни, но это уже живое. И надо дать ему потом только возрасти, укрепиться и достигнуть возможного на земле совершенства. Но уже воскресший младенчик, дух наш, уже это полная гарантия, что человек примирился с Богом. И с этой минуты он явный, засвидетельствованный от Бога, участник вечной жизни и член Царства Небесного.
И пусть Господь воскресший, и жены-мироносицы, и Иосиф Аримафейский, и Никодим, и все святые, достигшие этого состояния, своими молитвами помогут и нам воскреснуть хотя бы духовными младенцами войти в Его Вечное Царство. Аминь!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев