Хадисы о сухуре (предрассветном приеме пищи) и ифтаре (ужине) Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаhﷻ , что Пророкﷺ сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». (Аль-Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «У постящегося есть две радости: одна при разговении после Поста, вторая, когда увидит вознаграждение, которое Аллаhﷻ дарует ему за это». «Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих». (Ат-Тирмизи).
Пророк Мухаммадﷺ сказал: «Люди будут в благополучии, если поспешат прекратить пост». (Муслим).
Другая версия этого хадиса: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро». (Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Малик).
Посланник Аллаhаﷺ сказал, что Аллаhﷻ и Его ангелы ниспосылают милость совершающим сухур. Сахабы сказали: «О Послан...ЕщёХадисы о сухуре (предрассветном приеме пищи) и ифтаре (ужине) Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаhﷻ , что Пророкﷺ сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». (Аль-Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «У постящегося есть две радости: одна при разговении после Поста, вторая, когда увидит вознаграждение, которое Аллаhﷻ дарует ему за это». «Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих». (Ат-Тирмизи).
Пророк Мухаммадﷺ сказал: «Люди будут в благополучии, если поспешат прекратить пост». (Муслим).
Другая версия этого хадиса: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро». (Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Малик).
Посланник Аллаhаﷺ сказал, что Аллаhﷻ и Его ангелы ниспосылают милость совершающим сухур. Сахабы сказали: «О Посланник Аллаhа, не всякий из нас настолько богат, чтобы кормить постящегося». Пророкﷺ ответил: «Не обязательно кормить досыта, если вы не в состоянии. Аллаhﷻ вознаградит даже за один финик, за глоток воды или молока»
В хадисе Пророкaﷺ говорится: «Женитьба является моим путем и тот, кто отвернется от нее, тот отвернулся от меня». В другом хадисе говорится: «Брак – это моя сунна и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня». (аль-Бухари, Муслим).
Также Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине, оно потупляет взор и уберегает ваши половые органы; а тот, кто не в состоянии, пусть постится, поистине, пост умерит его желание». (аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, aн-Насаи).
В хадисе Пророкaﷺ сказано: «Если к вам придет [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство». (ат-Тирмизи).
Пророкﷺ сказал, что «тот, кто, боясь бедности, не женится – не из нас», т. е. не на нашем пути. (Абу Мансур).
Посланник Аллаhаﷺ говорил: «Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине [веры]». (аль-Хаким).
У Пророка Мухаммадаﷺ спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Онﷺ ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому». (aн-Насаи, имам Ахмад).
«Довольство Аллаhа – в довольстве родителей, гнев Аллаhа – в гневе родителей». (Байхаки).
Один человек спросил у Пророкаﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаhа?». Пророкﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?». Онﷺ снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророкﷺ снова ответил ему: «К твоей матери». После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?». И Посланник Аллаhаﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости». (Муслим).
Однажды Му’авия ибн Джàхима ас-Сулями, да будет доволен им Аллаh, пришел к Пророкуﷺ и сказал: «О Посланник Аллаhа, я желаю совершить военный поход и пришел посоветоваться с тобой». Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?» Он ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай, под её ногами!» (Ан-Насаи). А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророкуﷺ и говорил: «О Посланник Аллаhа, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаhа и желая жизни вечной!» На что Пророкﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!» Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророкﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллаh ими обоими, сказала: «(В свое время) ко мне приехала моя мать, которая при жизни Посланника Аллаhаﷺ была многобожницей, и я обратилась за советом к Посланнику Аллаhаﷺ сказав: «Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, так следует ли мне поддерживать отношения с ней?» Онﷺ ответил: «Да, тебе следует делать это». (Аль-Бухари, Муслим). (Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Аллаh запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям». (Аль-Бухари, Муслим).
«Проклят тот, кто ругает своих родителей». (Муслим).
«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай». (Аль-Бухари).
Абу-д-Дарда', да будет доволен им Аллаh, передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: «У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!» (На это Абу-д-Дарда' сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Родитель это срединные врата Рая и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их». (Ат-Тирмизи).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада». (Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи).
Пророк Мухаммадﷺ сказал: «Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук. (Муслим).
«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллаhом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка». (Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин ибн Ханбаль).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что Пророкﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаhу с мольбами за него». (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь». (Имам Ахамад, Аль-Бухари).
Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраст...ЕщёПередают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что Пророкﷺ сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаhу с мольбами за него». (Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь». (Имам Ахамад, Аль-Бухари).
Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)». (Ат-Тирмизи).
По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Все дети рождаются в фитре(врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками». (Аль-Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание». (Ат-Тирмизи).
Также Посланник Аллахаﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их». (Ибн Мад) .
Пророк Мухаммадﷺ сказал: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни». (Ат-Тирмизи).
Однажды к Пророкуﷺ пришел старец, желавший Его увидеть. Сидящие вокруг не проявили усердия и расторопности, чтобы предложить почтенному старцу место. Тогда Посланник Аллаhаﷺ сказал следующее: «Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас». (Ат-Тирмизи).
Благородная Айша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Один бедуин обратился к Пророкуﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы не целуем». Пророкﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллаh лишил твое сердце милосердия?». (Бухари, Муслим, Ибн Мааджа).
Пророкﷺ сказал: «Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай». (Ат-Тирмизи).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман». (Ат-Тирмизи).
«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми». (Муслим).
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту, чтобы съесть, но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаhаﷺ, который сказал: “Поистине, за это Аллаh сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!». (Муслим).
Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил: «Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай». Пророкﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаhу, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи». (Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье». (Ат-Тирмизи).
«Поддерживающий родственные узы – это не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто поддерживает родственные узы, когда с ним порывают». (Аль-Бухари, Муслим).
«Воистину, деяния сынов Адама предстают(перед Аллаhом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы». (Ахмад).
«Если потратим один динар на пути Аллаhаﷻ , один динар для освобождения раба, один динар как милостыню(садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью». (Муслим).
Ибн Умар, да будет доволен Аллаh ими обоими, передал, что Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере». (Аль-Бухари).
«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай». (хадис от Жубайр бин Мутим).
Асвад, да будет доволен им Аллаh, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллаh, о том, чем занимался Пророкﷺ, находясь дома. Она ответила: «Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть». (Аль-Бухари).
Пророк Мухаммадﷺ сказал: «Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками». (Аль-Бухари).
Пророк Мухаммадﷺ сказал, обращаясь к верующим: «О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)». (Аль-Бухари, Муслим).
«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз». (Ат-Тирмизи).
Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей.
Сообщается со слов ибн Умара, да будет доволен ими обеими Аллаh, что один человек пришел к Пророкуﷺ со словами: «Воистину, я совершил великий грех, есть ли у меня возможность покаяться?». Пророкﷺ спросил: «Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророкﷺ спросил:«Есть ли у тебя тётя по матери(то есть, сестра матери)?». Человек сказал: «Да», – тогда Пророкﷺ сказал: «Оказывай ей благодеяния». (Ат-Тирмизи, Хаким).
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что один человек сказал: «О Посланник Аллаhа, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что посланник Аллаhaﷺ сказал: «Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаhа помощник против них!» (Муслим).
От Айши, да будет доволен ею Аллаh, передаётся, как Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллаh отрежет». (Бухари, Муслим).
В хадисе Пророкаﷺ говорится: «Не получает милость Аллаhа народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи». (Ахмад, Абу Нуайм).
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием». (Табарани, Аль-Баззар).
посланник Аллаhaﷺ сказал: «Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай». (хадис от Жубайр бин Мутим).
Передают со слов Сахля бин Са'да, да будет доволен им Аллаhﷻ, что посланник Аллаhаﷺ сказал: Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями* и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдет в) Рай**. (Аль-Бухари; Муслим). * Имеется в виду язык. ** Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выражает уверенность в том, что человек, который будет воздерживаться от произнесения запретного и совершения прелюбодеяний, войдёт в рай
Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллаh, сказал: (Однажды) я спросил: «О посланник Аллаhа, кто из мусульман является достойнейшим?» Пророкﷺ ответил: «Тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками»*. (Аль-Бухари; Муслим).
* Дословно: Тот (человек), от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности.
Комментарии 55
«Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать».
(Аль-Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«У постящегося есть две радости:
одна при разговении после Поста,
вторая, когда увидит вознаграждение, которое Аллаhﷻ дарует ему за это».
«Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих».
(Ат-Тирмизи).
Пророк Мухаммадﷺ сказал:
«Люди будут в благополучии, если поспешат прекратить пост».
(Муслим).
Другая версия этого хадиса:
«Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро».
(Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Малик).
Посланник Аллаhаﷺ сказал, что Аллаhﷻ и Его ангелы ниспосылают милость совершающим сухур. Сахабы сказали:
«О Послан...ЕщёХадисы о сухуре (предрассветном приеме пищи) и ифтаре (ужине) Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллаhﷻ , что Пророкﷺ сказал:
«Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать».
(Аль-Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«У постящегося есть две радости:
одна при разговении после Поста,
вторая, когда увидит вознаграждение, которое Аллаhﷻ дарует ему за это».
«Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих».
(Ат-Тирмизи).
Пророк Мухаммадﷺ сказал:
«Люди будут в благополучии, если поспешат прекратить пост».
(Муслим).
Другая версия этого хадиса:
«Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут разговляться быстро».
(Аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Малик).
Посланник Аллаhаﷺ сказал, что Аллаhﷻ и Его ангелы ниспосылают милость совершающим сухур. Сахабы сказали:
«О Посланник Аллаhа, не всякий из нас настолько богат, чтобы кормить постящегося». Пророкﷺ ответил:
«Не обязательно кормить досыта, если вы не в состоянии. Аллаhﷻ вознаградит даже за один финик, за глоток воды или молока»
«Женитьба является моим путем и тот, кто отвернется от нее, тот отвернулся от меня».
В другом хадисе говорится: «Брак – это моя сунна и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня».
(аль-Бухари, Муслим).
Также Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Тот, кто в состоянии из вас содержать жену, пусть женится, поистине, оно потупляет взор и уберегает ваши половые органы; а тот, кто не в состоянии, пусть постится, поистине, пост умерит его желание».
(аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа, aн-Насаи).
В хадисе Пророкaﷺ сказано:
«Если к вам придет [свататься к вашей дочери] тот, чьей религиозностью и порядочностью вы довольны, то соедините их браком; если вы это не сделаете, то начнется смута на земле и чрезмерное распутство».
(ат-Тирмизи).
Пророкﷺ сказал, что «тот, кто, боясь бедности, не женится – не из нас», т. е. не на нашем пути.
(Абу Мансур).
«Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине [веры]».
(аль-Хаким).
У Пророка Мухаммадаﷺ спросили:
«Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?»
Онﷺ ответил:
«Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе или приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому».
(aн-Насаи, имам Ахмад).
«Довольство Аллаhа – в довольстве родителей, гнев Аллаhа – в гневе родителей».
(Байхаки).
Один человек спросил у Пророкаﷺ: «К кому мне надлежит проявлять наибольшее почтение, о, Посланник Аллаhа?».
Пророкﷺ ответил: «К твоей матери». Человек спросил: «А затем к кому?».
Онﷺ снова ответил: «К твоей матери». Человек вновь спросил: «А затем к кому?». Пророкﷺ снова ответил ему: «К твоей матери».
После этого человек спросил ещё раз: «А затем к кому?».
И Посланник Аллаhаﷺ ответил: «Затем к твоему отцу, а затем к родственникам по мере близости».
(Муслим).
Пророк ﷺ спросил: «У тебя есть мать?»
Он ответил: «Да».
Тогда Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Заботься о ней, поистине Рай, под её ногами!»
(Ан-Насаи).
А в версии, которую приводит Ибн Маджа (2781) сказано, что Му’авия ибн Джàхима трижды приходил к Пророкуﷺ и говорил: «О Посланник Аллаhа, я хочу совершать джихад, стремясь к Лику Аллаhа и желая жизни вечной!»
На что Пророкﷺ отвечал: «Горе тебе! Жива твоя мать?! Иди и проявляй по отношению к ней благочестие!»
Когда же Му’авия ибн Джàхима вернулся в третий раз и сказал то, что говорил, Пророкﷺ ответил: «Горе тебе! Держись ее ног, там Рай!»
(Аль-Бухари, Муслим).
(Одни) говорят, что это была ее родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.
Посланник Аллаhаﷺ сказал: «Аллаh запретил вам непослушание, непочтение и черствость по отношению к вашим матерям».
(Аль-Бухари, Муслим).
«Проклят тот, кто ругает своих родителей».
(Муслим).
«Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай».
(Аль-Бухари).
(Ат-Тирмизи).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Те, которые будут воспитывать дочерей, пусть проявят о них заботу, так как они станут преградой, защищающей их от огня Ада».
(Аль-Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи).
Пророк Мухаммадﷺ сказал:
«Человек, проявивший заботу о двух дочерях до достижения ими совершеннолетия, в Судный День будет рядом со мной». При этом Пророк ﷺ соединил указательные пальцы обеих рук.
(Муслим).
«Нет сомнений в том, что мольбы трех человек будут приняты Аллаhом: мольба угнетенного, мольба путника и мольба родителя для ребенка».
(Ат-Тирмизи, Ибн Мааджа, Ахмад бин ибн Ханбаль).
«После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаhу с мольбами за него».
(Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь».
(Имам Ахамад, Аль-Бухари).
Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраст...ЕщёПередают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что Пророкﷺ сказал:
«После того, как человек умирает, все его дела прекращаются, кроме трех дел: садака джария (милостыня, пожертвование и другие добрые дела, которые совершил человек, и которые продолжают приносить пользу людям, такие как посаженное им дерево, построенный мост, мечеть или другое здание общего пользования, проложенная им дорога и т. д.); полезные знания, которыми пользуются люди; праведный ребёнок, который обращается к Аллаhу с мольбами за него».
(Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Тот, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит приют, будет проявлять милость к ним, и которых будет содержать и выдаст замуж, то для него Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если две дочерей будет иметь?». На что он ответил: «Даже если двух дочерей будет иметь».
(Имам Ахамад, Аль-Бухари).
Пророк ﷺ сказал: «Обучайте ребенка намазу с семилетнего возраста. В десять лет вы можете и наказать его (за нежелание совершать намаз)».
(Ат-Тирмизи).
«Все дети рождаются в фитре(врожденное состояние веры в Единого Бога), а потом родители делают их христианами, иудеями или многобожниками».
(Аль-Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание».
(Ат-Тирмизи).
Также Посланник Аллахаﷺ сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их».
(Ибн Мад) .
Пророк Мухаммадﷺ сказал:
«Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного са’а милостыни».
(Ат-Тирмизи).
«Не из нас те, кто немилостив к младшим из нас и неуважителен к старшим из нас».
(Ат-Тирмизи).
Благородная Айша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:
«Один бедуин обратился к Пророкуﷺ с вопросом: «Целуете ли Вы детей?
Мы не целуем».
Пророкﷺ сказал: «Что я могу сделать, если Аллаh лишил твое сердце милосердия?».
(Бухари, Муслим, Ибн Мааджа).
«Тот, кто будет добр к трем дочерям или трем сестрам своим, обязательно попадет в Рай».
(Ат-Тирмизи).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Обязанность отца перед своим ребенком – дать ему хорошее имя и воспитать в нем благочестие и иман».
(Ат-Тирмизи).
«Будьте щедрыми к своим детям и воспитывайте их достойными, благочестивыми».
(Муслим).
Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:
«Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту, чтобы съесть, но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними.
Меня привёл в восхищение её поступок и я рассказала об этом Посланнику Аллаhаﷺ, который сказал:
“Поистине, за это Аллаh сделал рай обязательным для неё (или: … освободил её от огня)!».
(Муслим).
Абу Аюб аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh, передает, что один человек пришел к Пророку ﷺ и попросил:
«Расскажи о деяниях, которые приведут меня в Рай».
Пророкﷺ ответил: «Поклоняйся Аллаhу, не придавай Ему сотоварища, совершай намаз, выплачивай закят и укрепляй родственные связи».
(Бухари).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Самый лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей семье».
(Ат-Тирмизи).
(Аль-Бухари, Муслим).
«Воистину, деяния сынов Адама предстают(перед Аллаhом) каждый четверг, в ночь на пятницу, и не принимаются дела тех, кто разрывает родственные узы».
(Ахмад).
«Если потратим один динар на пути Аллаhаﷻ , один динар для освобождения раба, один динар как милостыню(садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то наибольшее вознаграждение мы получим за динар, потраченный на свою семью».
(Муслим).
«Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере».
(Аль-Бухари).
«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай».
(хадис от Жубайр бин Мутим).
Асвад, да будет доволен им Аллаh, спросил Айшу, да будет доволен ею Аллаh, о том, чем занимался Пророкﷺ, находясь дома. Она ответила:
«Он делал все, что было необходимо семье, а когда приходило время молитвы, то совершал омовение и отправлялся в мечеть».
(Аль-Бухари).
«Тот, кто желает, чтобы срок его жизни был продлен, пусть поддерживает связи с родственниками».
(Аль-Бухари).
Пророк Мухаммадﷺ сказал, обращаясь к верующим:
«О мусульмане, сохраняйте родственные связи, поистине это удлиняет жизнь и увеличивает пропитание (ризк)».
(Аль-Бухари, Муслим).
«Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз».
(Ат-Тирмизи).
Другая версия этого хадиса: «Подаяние (садака) нуждающемуся – это только подаяние, тогда как подаяние, отданное родственникам – это две вещи: подаяние и поддерживание родственных связей.
Пророкﷺ спросил:
«Есть ли у тебя мать?». Человек сказал: «Нет». Пророкﷺ спросил:«Есть ли у тебя тётя по матери(то есть, сестра матери)?».
Человек сказал: «Да»,
– тогда Пророкﷺ сказал:
«Оказывай ей благодеяния».
(Ат-Тирмизи, Хаким).
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, что один человек сказал: «О Посланник Аллаhа, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают по отношению ко мне подобно невеждам!». На что посланник Аллаhaﷺ сказал:
«Поистине, если это так, как ты говоришь, то ты словно наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаhа помощник против них!»
(Муслим).
«Кровное родство прикреплено на Арше. Тот, кто соединит его, того соединит Всевышний, а того, кто отрежет, того Всевышний Аллаh отрежет».
(Бухари, Муслим).
В хадисе Пророкаﷺ говорится:
«Не получает милость Аллаhа народ, в котором есть люди, разрывающие родственные связи».
(Ахмад, Абу Нуайм).
Посланник Аллаhаﷺ сказал:
«Поддерживайте родственную связь хотя бы приветствием».
(Табарани, Аль-Баззар).
посланник Аллаhaﷺ сказал:
«Тот, кто повинен в разрыве кровных уз родства, не войдет в Рай».
(хадис от Жубайр бин Мутим).
Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями* и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдет в) Рай**.
(Аль-Бухари; Муслим).
* Имеется в виду язык.
** Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выражает уверенность в том, что человек, который будет воздерживаться от произнесения запретного и совершения прелюбодеяний, войдёт в рай
(Однажды) я спросил:
«О посланник Аллаhа, кто из мусульман является достойнейшим?»
Пророкﷺ ответил:
«Тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками»*.
(Аль-Бухари; Муслим).
* Дословно: Тот (человек), от языка и рук которого мусульмане находятся в безопасности.