С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В одном из Хадисов, переданных Табарани, Байхакъи и некоторыми другими передатчиками, сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки».
Этому завету упорно следовали наши предшественницы, первые мусульманки. Чтобы привлечь интересующихся к этой религии, мусульманам нужно было не только подавать хороший пример, но и передавать им знания, посредством которых люди смогли бы отличить истину от лжи.
На этом поприще не отставали от мужчин и женщины-мусульманки. Они также искренне и усердно стремились получить знания о своей религии, заучивали аяты Корана, посещали праздничные, коллективные и пятничные молитвы. Видя, что Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, большую часть времени проводит с мужчинами, разъясняя им основы и тонкости Ислама, женщины попросили у него выделить для них определенный день, чтобы они могли также с ним побеседовать и узнать интересующее их.
Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, передаёт, что однажды женщины сказали Пророку, да благословит его Аллаh и приветствует, и сказали: «Назначь нам день, в который мы могли бы учиться у тебя, потому что мужчины занимают всё твоё время и нам ничего не остаётся». И он назначил им день и, встретившись с ними в этот день, наставлял их и давал им веления (касающиеся их религии)» (Бухари; Муслим).
В другой версии Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, передаёт, что одна женщина пришла к Посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, и сказала: «О Посланник Аллаhа! Все твои слова достаются мужчинам. Назначь же нам день, в который мы могли бы прийти к тебе, чтобы ты обучал нас чему-нибудь из того, чему научил тебя Аллаh». Он сказал: «Соберитесь в такой-то день». Они собрались, и Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, пришёл к ним и обучал их чему-то из того, чему научил его Аллаh».
Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, не только выделил для них день, но и стремился разъяснить те или иные вопросы, чтобы они были поняты правильно. Так, Ибн Аббас, да будет доволен Аллаh им и его отцом, сказал: «Я свидетельствую, что Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, совершал праздничную молитву перед проповедью. И ему показалось, что женщины не услышали его. И он подошёл к ним вместе с Билялем, который держал развёрнутую ткань, и давал им наставления, и велел им подавать милостыню» (Бухари; Муслим).
Как пишет Салях ибн Фатхи Халяль, автор книги о сподвижницах Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует: «Мусульманке стыдно было встретиться с Господом своим, будучи невежественной. Ей стыдно было отсутствовать в рядах проповедников и защитников религии Всевышнего. И эта стыдливость заставила её поспешить к источникам полезного знания и вычёрпывать их до последней капли — в отличие от многих современных женщин, которые потворствуют собственной лени, убеждая себя при этом, что так они сохраняют свою стыдливость и что их образ жизни — вершина этой самой стыдливости. (…)
Кроме того, первые мусульманки хорошо понимали, как велико различие между похвальной и одобряемой Шариатом стыдливостью и порицаемой слабостью, которую некоторую называют стыдливостью. Благородный пыл этих женщин не позволял им оставаться в невежестве относительно норм их религии, даже если они были связаны с тем, о чём женщине обычно стыдно упоминать в присутствии мужчин».
И упорство этих женщин давало свои плоды. Они были наиболее точными и ясными в передаче Хадисов. Так, один из величайших мусульманских ученых имам аз-Захаби в книге «Мизан аль-иътидаль» («Критерий надежности»), посвященной критике передатчиков Хадисов, упомянул несколько тысяч мужчин-передатчиков, надежность которых учеными ставилась под сомнение. Свою книгу он завершил следующими словами: «И я не знаю из женщин-передатчиц никого, кого учёные обвиняли бы в ненадёжности или чьи Хадисы они отказались бы принимать».
Истинные мусульманки никогда не были заурядными или невежественными. Они всегда были «успешными» - преуспевающими женами, матерями, сподвижницами Ислама и служительницами Аллаhа. И их труд и искренность в стремлении к истине не оставались незамеченными. К слову, мало кто знает, что один из старейших университетов мира основан мусульманкой, Фатимой аль Фихри в 859 г. в г. Фес (Марокко). Это один из самых известных духовных и образовательных центров Исламского мира, который стал «родиной» многих богословов и учёных. Его признали также «старейшим в мире постоянно действующим высшим учебным заведением».
Таким образом, перечисленные факты расширяют наше представление о мусульманке – в идеале она не «закутанная и закомплексованная раба мужчины», как считают некоторые, а образованная, активная, целеустремленная раба Всевышнего, проявляющая себя не только в помощи и заботе о домочадцах, но и в принесении пользы обществу и умме в целом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев