ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ
_______________
Если у ребенка агрессия выплескивается через край, ему
не хватает навыков, любви и примеров здорового
конструктивного решения конфликтов.
Какие навыки необходимо сформировать: проживать эмоции, навыки саморегуляции, совладащего поведения, выстраивания границ.
Упражнения и техники помогут, если у вас в семье злость легализована. Если принято делиться чувствами, говорить о них открыто, давать и получать поддержку в чувствах.
Если у родителей и детей стоят запреты на чувства, упражнения не помогут.
С статье хочу поделиться техниками и примерами из практики.
Нарисуй свою злость.
Навыки: встречаться со своими эмоциями, переживать их, понимать.
Через такое упражнение ребенок получает право на свои чувства, возможность эмоционально разгрузиться. Рисунки красками - самое лучшее лекарство для проживания деструктивных эмоций, Как для ребенка, так и для взрослого.
Пример. Мы работали с девочкой 5 лет, которая не хотела ходить в детский сад. Каждый раз поход в сад сопровождается истерикой.
- почему ты не хочешь ходить в садик?
- я когда подхожу к садику мне сразу так не хочется! брррр.. я сразу хочу к маме..
Сначала мы с мамой думали, что основная причина в маме (скучает, сильно привязан ребенок)
Но когда я предложила ребенку нарисовать девочку, которая идет в сад, оказалось причина в другом.
Девочка сначала медленно прорисовывала черный круг, потом обводила этот круг другими цветами. Проговаривая при этом:
-когда девочка идет в сад и видит воспитателя, она становится черная вся…
-она боится или злиться?
- она так сильно злиться! так сильно злиться!!!
-на что она злиться больше всего??
-воспитательница громко так говорит "дети! идемте гулять!!"
-а что хотела бы сказать девочка воспитательнице??
***
Мы обыгрывали эту ситуацию с разных сторон.
Девочка была то воспитателем, то ребенком.
Искали, что поможет ей справиться с чувствами и
вообще с ситуацией в целом.
Когда вы помогаете ребенку справляться с чувствами через рисунок, помните о главных правилах: убирайте себя и свое мнение, только вопросы. Никаких оценок. Рисунок прекрасен в любом случае.
Вы можете допридумывать сюжет рисунка в воображении.
Всегда стремитесь находить суть проблемы и ресурс, который поможет ее решить.
Предлагайте, но не настаивайте. Если на рисунке у человечка не хватает рук , ног, глаз, ушей и тд спросите почему? и хочет ли ребенок дорисовать?
Если зашли в тупик, даете ребенку другой лист и пусть он рисует то, что ему поможет, или то, что сделает его радостным, счастливым..
2. Чем злость отличается от других чувств? Работа с карточками.
Вы можете купить любые метафорические карты про эмоции, скачать и распечатать картинки из интернет или купить детскую игру с картинками.
Навыки: распознавать эмоции свои или чужие, отличать эмоции, управлять эмоциями.
Вопросы ребенку:
-покажи картинку, где нарисована грусть? почему мальчик/девочка грустит? когда ты грустишь, что ты обычно делаешь? для чего нужна грусть человеку?
- чем злость отличается от страха?
Далее так же с другими чувствами: страх, злость, обида, ревность, зависть…
Если ребенок до 3-х лет, ему достаточно будет отличать 4 базовые эмоции: страх, гнев, радость, печаль.
Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства вы можете обсуждать.
Вы можете делиться с ребенком опытом:
-когда я обижаюсь.. я обычно делаю это
Это очень ценно будет для ребенка.
Когда ребенок не идентифицирует свои чувства, он будет испытывать только злость, раздражение. Или только страх и тревогу. И управлять своим чувством он не сможет, так как не понимает какое оно, про что оно и для чего оно.
Пример: мальчик 9 лет очень часто злится и раздражается. Представления о других эмоциях не имеет.
- что тебя злит больше всего?
- уроки
- почему тебя злят уроки?
- мне приходится делать то, что я не хочу
-что бы ты хочет делать вместо уроков?
-о! конечно играть и смотреть телек!
- а можешь, как только садишься за уроки, засекать время, когда ты будешь свободен и пойдешь развлекаться?
- да, попробую!
- как ты думаешь, а мы вообще можем отменить школу? уроки?
- нет, конечно?
- злость полезна тогда, когда мы можем что-то изменить.. и она не имеет смысла, когда изменить ничего не возможно..
если ты поймешь это , скорее всего ты будешь испытывать грусть вместо злости..
-да, наверно..
Грусть - это чувство, которое лечит. Помогает справиться с тем, что неизбежно. С потерей какой-то. А гнев - запускает активность, требует действий.
Продолжение следует..
/Ештокина Евгения/
психолог
#семья
#дети
#отношениясдетьми
#чувства
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев