«О героях былых времен»
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
(Из воспоминаний директора школы).
Черкасов Иван Ефимович родился 17 апреля 1919 года, в хуторе Семисводный Славянского района Краснодарского края.
Окончил среднюю школу в 1938 году.
После краткосрочных курсов стал работать учителем начальных классов и одновременно учиться в Краснодарском Учительском институте.
Но война внесла свои коррективы. В 1942 году мобилизовали на фронт. По состоянию здоровья своевременно в армию не попал. Пришлось воевать на Западном фронте, начиная со Смоленской области. Его военная специальность – радиотелеграфист. С радиостанцией за плечами прошёл он до реки Прони. В 1944 году воевал в составе Первого Белорусского фронта, под командованием Георгия Константиновича Жукова. 14 января 1945 года крупные танковые соединения пошли в наступление, продвижение шло быстро, и полк в котором служил Иван Ефимович, дошёл до реки Одер. В первых числах мая бои шли уже в пригородах Берлина. Победа была предрешена. С объявлением немецкой капитуляции ликованию солдат не было конца. Самая кровопролитная война человечества окончилась.
Демобилизовался из армии в октябре 1945 года и приехал в Роговской район, Краснодарского края в станицу Ново-Джерелиевскую. Осенью 1946 года перешел на учительскую работу, устроился в вечернюю школу. В 1947 году Ивану Ефимовичу предоставили работу в дневной школе. В марте 1949 году он женился на учительнице русского языка и литературы Гаценко Зое Андреевне и в этом же году переехали в Крымский район, где им с женой предоставили работу в Табак - совхозе в НСШ № 36. Иван Ефимович обучал ребятишек 4 класса, а Зоя Андреевна вела русский язык. Так они и осели в совхозе на долгие годы и были бесконечно рады такому событию. Одновременно с работой в школе Иван Ефимович обучался в Учительском институте, а затем в Педагогическом.
Некоторые населенные пункты были снесены с лица земли, в том числе и Табак – совхоз. Те хутора, которые находились подальше от коммуникаций, так и не отстроились, не заселились. Хутор Армянский, на землях которого расположен Табак – совхоз, с окончание войны ожил, хотя тоже был до основания разрушен. «Голубая линия» частично проходила по землям Табак – совхоза.
Со слов Ивана Ефимовича, на горе по улице Горького стояло 3 дома: дом стахановский, дом ИТР и дом из 4-х подъездов. Поселился он с супругой в квартире, где раньше жил директор совхоза. Люди, уходившие жить в стахановские дома, в свои дома, оставляли комнаты, которые освобождались и занимались школой под классы. Здание длиной около 40 метров, посередине узкий коридор. С появлением новых домов, стахановцам в первую очередь предоставляли квартиры, и школа все больше расширялась. Но наступило время, когда школа заняла 2/3 здания, перегородили коридор, чтобы пользоваться одним входом и не мешать жильцам. Школа приобрела хоть какой-то вид.
Из воспоминаний Ивана Ефимовича о школе.
Первым директором школы был Дробин Демьян Емельянович, бывший фронтовик, до войны работал в школе. Он заботился о бытовых вопросах учителей. Дробин был самым старшим из всего педагогического состава, поэтому к его советам прислушивались. Он свободное время он очень любил играть в шахматы. Повезло школе и с завучем. Савилова Зинаида Андриановна была человеком волевым, достаточно эрудированным в знании программы по всем предметам семилетней школы. Историю и физкультуру преподавал Купр Пётр Фёдорович. Большое внимание он уделял спортивной внеклассной работе. В начальных классах работала Аришова Зинаида Григорьевна, а затем влились в коллектив Зозуля Раиса Ивановна и Дегтярева Клавдия Лукьяновна – молодые учителя. Они присматривались к работе старших, перенимали опыт. Математику преподавали Ильченко Сергей Фёдорович и Груздик Мелания Иосифовна.
Через три года в школу назначили нового директора, Куклина Михаила Андреевича, бывшего второго секретаря Крымского РККПСС. Человеком он оказался весьма обходительным, достаточно культурным, но не имеющим опыта в вопросах школьной жизни. Появились в школе и новые учителя: математик Гендель Эмилиана Соломоновна, биолог Беленге, а затем и Колесникова Раиса Ивановна. Молодой директор не устанавливал каких – то своих порядков, воспринимал все так, как было до него. Завуч все держала в ажуре.
Так прошло еще 3 года. Поселок в основном отстроился. Появилась контора, столовая, новый магазин и ряд других сооружений. Особую радость людям принесло окончание строительства клуба, в котором кипела жизнь. Телевизоров еще не было, и вся культурная жизнь сосредоточилась в клубе. Производственные показатели были высокими. Люди получали отдельные квартиры, так как жизнь шла на подъем. Цены на товары и на продукты ежегодно снижались.
Органы просвещения строго следили за всеобучем, чтобы ни один ребенок не остался за бортом школы. Создавались фонды всеобуча, из которых выдавались средства на покупку детям одежды и обуви. Помогали в основном многодетным и неполным семьям. Весь мир завидовал советской системе образования.
Куклин Михаил Андреевич три года отработал в нашей школе, а затем ему предложили место учителя географии в Крымской СШ № 1. А к нам был назначен директором Кан Николай Николаевич. Возрастом он был, посолидней всех учителей, и имел значительный опыт работы в Казахстане, а затем у нас на Кубани. Николай Николаевич был твердого характера, нетерпеливо относился к возражениям учителей, но конфликтные ситуации не наблюдались. В 1959 году Кан Николай Николаевич был переведен директором в Нижне - баканскую среднюю школу (самую большую в районе), а Иван Ефимовичу доверили руководство средней школы № 36.
А, что же нового произошло в совхозе? Директор совхоза Трифонов В.А. пошёл на повышение, а совхозом стал руководить Воловик Дмитрий Иванович, переведен на эту должность из Крымска. Как говорят, обладал он хозяйственной стрункой. Осмотрел он дельно свои владения, вник в бытовые условия рабочих и служащих совхоза, и первым делом решил обеспечить людей хорошей водой. В полукилометре от поселка в лесу, была пробурена скважина, выше поселка с таким расчетом, чтобы вода из ёмкости самотеком текла по поселку. По улице были установлены колонки, и люди, таким образом, пользовались водой. Производственные объекты были огорожены, чтобы скот не бродил где попало. Парк при клубе тоже огородили, таким образом, поселок приобрел неплохой внешний вид. Воловик Дмитрий Иванович руководил совхозом около трех лет, а затем совхозу с руководством не везло: часто стали меняться. От этого страдала экономика.
Школа в это время завладела всем зданием. Последним жильцам предоставили отдельные квартиры. В коридоре перегородку убрали. Одну из комнат использовали под раздевалку, другая – попросторней стала служить спортзалом. Одну небольшую комнату приспособили под буфет. Горячие пирожки, пончики, блинчики привозили из Крымска. От водопроводной сети провели воду к самому зданию школы. Оборудовали кабинет бытового обслуживания (домоводство), мастерскую по дереву и металлу. Особое внимание уделяли приобретению учебно – наглядных пособий. Много было радости у детей, когда купили киноаппарат. В этот период, школа была реорганизована в восьмилетнюю. Руководство РОНО уделяло большое внимание оборудованию учебных кабинетов и работе учащихся на пришкольном участке, где и были посажены яблоневый и вишневый сады.
Близость к городу – герою Новороссийску, к морю, манила детей побывать там, увидеть своими глазами места жестоких сражений с врагами, побывать на легендарной Малой Земле. И вот, в 1958 году, ещё при Кан Николае Николаевиче организовали туристический поход с учащимися 6 - 8 классов. Иван Ефимович пошёл в поход в роли проводника, а Купр Пётр Фёдорович руководителем похода. Путь на Новороссийск избрали кратчайший: пересечь две цепи гор и выйти к предместью города – к Шесхарису. Вышли из посёлка пораньше и на восходе солнца были уже у истока реки Псыж, которая протекает по территории совхоза. Интересно было наблюдать, вспоминает Иван Ефимович, как из скальной породы клокочет мощная струя воды и превращается в речушку. До войны в этом месте был хутор Гапоновский, а после войны здесь расположилась Неберджаевская ферма.
Был устроен привал. Дети долго любовались тем, как образуется река. После непродолжительного отдыха двинулись дальше в путь. Тут же начался подъём на перевал первой цепи гор. Нагрузка на организм прибавилась. Иван Ефимович шёл впереди с таким расчетом, чтобы никто не отставал. Где-то на полпути к вершине горы немножко передохнули и пошли дальше. На склоне горы проходила передовая линия советских войск. Мы пересекли эту линию и поднимались выше уже по крутому склону. Наконец – то, мы на довольно ровной вершине хребта. Тут много уцелело блиндажей, вероятно, и командный пункт здесь располагался. Пообедав и отдохнув, стали спускаться к поселку Афонка. Вышли на проезжую дорогу, стало идти полегче. В этом поселке было несколько домиков, где жили лесорубы. На окраине поселка разбили две палатки для девочек и мальчиков, разложили костер и стали готовить ужин. Пшенная каша получилась на славу. На свежем воздухе аппетит разыгрался, и съедено было все. Напились чаю, а затем играли в подвижные игры. С наступлением ночи пели песню под гитару. Отбой в 22 час. Назначили караульных, которые сменялись каждый час. Костры горели всю ночь, отпугивая комаров. Подъём в 6.00часов. Оделись, умылись, позавтракали и в путь. Предстояло подняться на очередной хребет. Прошло 10 лет, как Иван Ефимович был на этом маршруте последний раз. Дорога шла по большому лесу все время на крутой подъём. Но, все-таки чутье не подвело, к 8.00 часам группа ребят оказалась у цели, на Мархотском перевале. Погода была тихая, ни облачка на небе.
И, вот с высоты птичьего полета перед туристами открылась вся бухта, весь город как на ладони. Дети стояли как зачарованные. Некоторые ни разу не видели моря. Только через несколько минут посыпались вопросы: «Где Малая Земля? Откуда переправлялись войска? Где проходила оборона наших войск?» и прочие вопросы. Стали разглядывать детали бухты, видели, как по ней плывут катера и корабли. В то время катера перевозили людей из одной части города в другую. Отдохнув, спустились к предместью города - Шесхарис, но ребята не утерпели и сразу бросились к берегу моря, искупались, позагорали на солнышке, а затем отправились в город на автобусе.
Экскурсия по городу Новороссийску началась с осмотра изрешеченного осколками, оставшегося со времен войны, железнодорожного вагона. Он стоял на постаменте, как памятник. Иван Ефимович рассказал детям, где были остановлены немцы. Цемзавод «Октябрь» был в наших руках, дальше немцев не пустили. Наши батареи занимали господствующие положение и не давали возможности противнику пользоваться.
В городе посмотрели все достопримечательности: памятники, музеи, побывали у вечного огня. Далее поехали на Малую Землю. Там прошли по всей передовой линии, сохранились еще глубокие рвы, ржавые пробитые каски и другое военное снаряжение. Иван Ефимович рассказал детям, откуда на катерах перебрасывались малоземельцы в феврале 1943 года, как они буквально вгрызались в узкую полоску побережья, а затем расширяли плацдарм под шквальным огнем противника.
Так прошел день в городе – герое Новороссийске. Обратились в РОНО, вернее в ГОРОНО. Нам порекомендовали переночевать в одной из школ города. Обратный путь до Крымска проехали на поезде.
В дальнейшем совершались многодневные походы в Геленджик, город-герой Севастополь, Сочи, Краснодар.
Здание новой школа появилось несколько позже, в 1967 году. На общем собрании колхозников вынесли решение построить школу, и это являлось законом. Заказывали типовые проекты и приступали к строительству. Общежитие, по договору в районе и крае, перепланировали в школьное здание. Проект наружных стен изменить было невозможно, а внутри прошли …… . В совхозе появился инженер-строитель, под чьим чутким руководством и происходило строительство школы. Когда здание в основном было готово, возник вопрос о строительстве во дворе школы подсобного помещения, где можно было установить газовый баллон, приобрести плиту под газ и греть, таким образом, воду для уборки. Через 2 года школа за свои средства провела воду на второй этаж - в физический и химический кабинеты, и построила канализацию с отстойником.
Здание построено, его надо оснастить мебелью и учебным оборудованием. Удалось в РОНО и Райисполкоме добиться выделения средств на эти цели. На мебельной фабрике города Новороссийска закупили 15 учительских столов и 10 шкафов в классы, 100 ученических стульев приобрели в Крымске. Все эти события происходили в конце декабря 1965 года. Третья четверть началась в новом здании в январе 1966 года.
Когда проводили первое общешкольное родительское собрание в новой школе, все родители были в приподнятом настроении. Наконец-то мечта о новой школе.
Школа была реорганизована из восьмилетней в среднюю. Для педагогического коллектива ответственности стало больше. В 1968 году был первый выпуск учащихся 10 класса.
Усиленно стали пополнять кабинеты школы учебно-наглядными пособиями: приобрели снаряды для уроков физкультуры, оборудовали на новом месте спортивную и географическую площадки. Совхоз выделил два трактора для практической работы старшеклассников на уроках машиноведения.
Для тех, кто по разным причинам не смог в свое время закончить 8 классов, работала вечерняя школа. Государство не жалело денег для обучения молодого поколения.
В старом здании школы остались начальные классы, оборудовали учебные мастерские. Дети с удовольствием трудились и не отлынивали от работы.
Иван Ефимович с гордостью вспоминал, что ему очень везло на учителей, они приживались в школе на долгие годы, хотя не все безболезненно притирались к педагогическому коллективу. Каждый человек имеет свое «Я», и уважение личности должно быть на каждом шагу от всех без исключения и в первую очередь, от руководителя. Похвала и заслуженное порицание должны соседствовать. Под таким воздействием человек растет. А когда результат на лицо, то и на душе приятно. Профессия учителя очень сложная, пока постигнешь все премудрости, много ненужного нахватаешься, а дети не любят фальши, заигрывания с ними.
Все шло по наезженной колее. Коллеги Ивана Ефимовича в районе подшучивали: «Что это, Черкасов, у тебя тишь да благодать, а нас все время склоняют на совещании за разные склоки в коллективах?».
В 60-е годы страна полностью залечила раны нанесенные войной. Наступило время отдать должное павшим воинам, погибшим в борьбе за освобождение нашей Родины от коварного врага. В те районы, где прокатилась война, стали приходить письма от родственников погибших воинов, чаще всего в школы. В письмах указывались адреса прохождения службы и места гибели солдат и офицеров. Приходили письма и в нашу школу. В 1969 году в школе бал создан штаб «Красный следопыт», который занимался историко-краеведческой работой. Одно письмо пришло из Москвы от отца погибшего офицера Козлова, где отец просит разыскать могилу сына. В письме указывался хутор Николаевский, вблизи которого располагался медсанбат. Сын умер в этом медсанбате и где-то рядом похоронен. Это хутор находится в микрорайоне Табаксовхоза. Поручили заняться розыском могилы Лукиной Любови Федоровне и ее классу. Ребята прочесали в районе хутора Николаевского весь лес, и им удалось найти два огороженных кладбища. Со времени захоронения прошло уже более 20 лет, фамилии бойцов и командиров трудно было прочитать, но могилу Козлова нашли, установив кое-как его фамилию. Сообщили об этом его отцу. Несмотря на свой преклонный возраст (82 года), отец к нам приехал. К тому времени кладбища были ухожены, что можно было, восстановили. Приезжали и другие люди, потерявшие в годы войны своих сынов и отцов на территории совхоза. Столько благодарностей было в адрес школы, учеников. Молва о нашей работе дошла до РОНО. Каким-то образом узнали на Краснодарском телевидении, они побывали вместе со штабов «Красный следопыт» в лесу на кладбище и было показано в одной из передач по краевому каналу.
Особо стоит отметить заботу о своих павших однополчанах полковника Гладкова, который добился сооружения мемориальной доски павшим воинам своего полка. Об этом был собран материал в школе, в уголке военно- патриотической работы.
Школа - это такое учреждение, где не может быть никаких мелочей. Всё должно работать на познавательную и воспитательную деятельность ребенка, в том числе и оформление здания школы. Иван Ефимович мечтал разбить такие цветники на территории школы, чтобы школа всегда утопала в цветах с ранней весны до глубокой осени.
В своих воспоминаниях Иван Ефимович часто останавливался на жи…….. В 1971 году ушла их жизни завуч школы Савилова Зинаида Андриановна, проработавшая в этой должности 21 год. Светлая память о ней, я убежден, говорит Иван Ефимович, останется на долгие годы у бывших выпускников школы и учителей. Потеря оказалась невосполнимой. За 8 лет после нее поменялось 3 завуча.
Двум учителям школы, Ларионовой Марии Романовне и Фомченковой Валентине Андреевне присуждены звания – «Отличник Народного Просвещения», с вручением нагрудных знаков. Иван Ефимович всегда говорил, что для учителя, прежде всего репутация, особенно на селе, где каждый учитель на виду у односельчан, и о нем знают буквально все. Поэтому учителю нужно думать о каждом своём шаге. Потерять авторитет легко, а восстановить чрезвычайно трудно.
Иван Ефимович несколько раз возвращался к рассказу о том, какое большое значение уделяло государство школьному образованию. Всеобуч всегда стоял на первом месте. С директоров школ спрашивали по всей строгости, если кто-то из детей находился вне школы. Принимались срочные меры, чтобы ребенок наверстал упущенное. Ежегодно в школе проводились встречи с бывшими выпускниками, на которых они рассказывали о трудностях и успехах студенческой жизни. Были и такие выпускники, которые разочаровались в своей профессии и пошли работать по другому профилю. Это говорит о том, что надо серьёзно выбирать и определять свою судьбу на долгие годы.
Жизнь – серьёзная штука. От того, какие моральные качества заложила школа своим питомцам, зависит во многом дальнейшая судьба выпускников. Немаловажную роль играет и семья. На родительских собраниях родители примерных учеников делились методикой воспитания детей в своей семье. Им кажется, что ничего особенного они не применяют, просто дружно живут, уважают друг друга, вот и весь секрет. А где нет ладу в семье, там и дети трудные, учителя порой не знают, как к ним подойти, но все равно от ласки дети оттаивают, поддаются общему настрою класса.
В конце трудовой деятельности в коллектив школы влились молодые учителя: Красильниченко Любовь Ивановна, Потапова Татьяна Ивановна и Дедюхина Вера Денисовна, историк и два математика. Каждая из них со своим характером, со своими взглядами и принципами на обучение и воспитание детей. Надо было семьи создавать. Все они нашли место в школе согласно своим наклонностям и прижились на долгие годы. Как в любом деле, бывают и взлеты и огорчения. Главное, надо выстоять в любой ситуации.
Заканчивал свои воспоминания Иван Ефимович благодарностью ко всем учителям школы, с кем ему пришлось поработать. За 30 лет в Совхозной школе № 36 много было и огорчений, и радости. Мне кажется, что Черкасов Иван Ефимович был человеком необыкновенной судьбы, прошедший трудный путь от войны до восстановления в тяжелые послевоенные годы. Неоценима та созидательная работа этого человека, который много сделал для моей школы.
Ушел на пенсию Иван Ефимович в апреле 1979 года. Директором школы был назначен Мощенков Михаил Илларионович, который последнее время работал в школе завучем. Михаил Илларионович хорошо знал учебный процесс, пользовался авторитетом в учительском коллективе. Иван Ефимович временами навещал школу и убеждался, что все функционирует нормально, школа в надежных руках.
Иван Ефимович переехал с семьей в город Новороссийск, часто был в гостях в нашей школе, вел живую переписку. Учащиеся любили общаться с таким интересным человеком. В своих письмах он давал дельные советы, анализировал мероприятия, на которых присутствовал сам. За что учащиеся школы, учителя и администрация ему глубоко признательны и благодарны.
Умер Иван Ефимович 4 марта 2013 года.
Спасибо МБОУ СОШ№36 за предоставленную информацию.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 19
Многое пригодилось в жизни. Я очень им благодарна за это.