Мария Петровна Лаврова родилась 3 ноября 1870 года в селе Русский Брод и была последним ребёнком, рождённым в браке отставного 53-летнего майора Лаврова Петра Ивановича и его законной жены, 45-летней, Варвары Владимировны. В том же году священник местного храма о. Александр Беллеровонтов совершил над малышкой таинство крещения.
До 12 лет Мария Петровна обучалась на дому, где ею изучались арифметика, родная речь и французский язык. В 1882 году была отдана на обучение в Орловский Александринский институт благородных девиц. В 1892 году с разрешения родителей Мария Петровна переехала в Петербург, где была зачислена на историко-филологический факультет Высших Женских Курсов, именовавшихся в просторечье - "Бестужевскими". На курсах ею изучались богословие, логика, психология, история древней и новой философии, история педагогики, теория эмпирического познания, история литературы, русский, латинский, французский, немецкий и английский языки. В 1896 году завершила обучение, а в 1899 году была без экзамена зачислена на первый курс Санкт-Петербургского женского медицинского института.
В 1904 году Мария Петровна получила диплом женщины-врача, дававший ей право ведения собственной врачебной практики, и в 1906 году будущая матушка была принята на работу в хирургическое отделение больницы Красного Креста при общине сестер милосердия имени генерал-адъютанта М.П. фон Кауфмана на должность ассистента. Продолжая врачебную практику, ещё до начала Первой Мировой войны была повышена сперва до врача, а затем и до заведующей самого отделения. За всё время работы в отделении Мария Петровна стала автором большого числа статей по медицине, а в 1915 году защитила диссертацию на соискание степени доктора медицины. Свою работу Мария Петровна озаглавила: «К вопросу о лечении хронического остеомиелита. Клиническое и экспериментальное исследование». Исследование проводилось на базе самой больницы и было подкреплено 25 иллюстрациями.
Помимо успешной врачебной практики, Мария Петровна в свободное от работы время, занималась живописью, музыкой, и даже научилась самостоятельно изготавливать скрипки, став, по выражению современников, настоящим мастером в этом деле.
В 1918 году Мария Петровна стала вольнослушателем Института истории искусств, специализируясь по дальневосточному искусству и по теории искусства. В 1921 году вышла на защиту перед искусствоведческой комиссией со своей работой «Систематическое изложение взглядов Конрада Фидлера на искусство», которую факультет признал достойной к опубликованию, и кооторя по итогу была опубликована на средства института.
В 1920-е годы Мария Петровна была слушательницей курсов академика Василия Михайловича Алексеева в Географическом институте Петроградского университета, на которых овладела китайской иероглификой. В 1920 году перешла на службу в Азиатский музей, где выполняла договорные работы. 9 ноября 1922 года по предложению Сергея Ивановича Руденко была утверждена научным сотрудником Буддийской секции Этнографического отдела музея; занималась описанием и исследованием буддийских и китайских коллекций, хранящихся в отделе, в частности, коллекции китайских бронзовых зеркал. В 1924 году была участницей Отчетной выставки Этнографического отдела, на которой сделала доклад на тему «Сиамские буддийские статуэтки». В следующем году написала работу, посвящённую коллекции сиамских скульптур.В 1929 году написала внушительную работу «Ткани и вышивки из Хара-Хото (по материалам Этногр. Отд. Гос. Рус. Музея)», в которой Мария Петровна проанализировала коллекцию тканей и вышивок, привезенных П.К. Козловым в 1909 году. Статья снабжена множеством рисунков и собственноручно сделанных фотографий. До 1934 года проводила лекции по философии и культуре буддизма.
За всю жизнь Мария Петровна ни разу не состояла в отношениях, и, соответственно не была замужем, а семью ей заменяли её коллеги, бывшие по совместительству и близкими друзьями. Мария Петровна особенно была дружна с академиком В.М. Алексеевым, его женой Натальей Михайловной, а также со своим учеником Юлианом Шуцким. Но не смотря на обилие увлечений и большого числа знакомых, душевного равновесия обрести не получалось. В 1929 году подруга поведала Марии Петровне историю о бывшем преподавателе психологии и логики Орловского пединститута Борисе Холчеве, который пару лет назад отказался от защиты кандидатской диссертации, чтобы посвятить себя служению Богу. История о. Бориса оказалась настолько нетипичной и вдохновляющей, что в 1930 году Мария Петровна приехала из Ленинграда в Москву, чтобы лично познакомиться с этим незаурядным священником. Долгожданная встреча состоялась в храме святителя Николая в Клённиках, настоятелем которого был сын святого Алексея Мечёва, будущий священномученик протоиерей Сергий Мечёв, и где отец Борис служил священником второго комплекта. После долгой беседы,коренным образом изменивший взгляды на жизнь работника этнографического музея, Мария Петровна, стала часто приезжать в Москву, ради диалога с о. Борисом, который стал для престарелой женщины настоящим духовным отцом.
17 февраля 1931 года о. Бориса арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму по обвинению в создании контрреволюционной организации. 30 апреля коллегия ОГПУ вынесла приговор, по которому Борис Холчев был осуждён на 5 лет ссылки, которую он отбывал сначала на стройке в районе Красновишерска, а затем на свиноводческом хозяйстве в лагере в городе Юрга Кемеровской области. Как только Мария Петровна узнала, где проходит заключение о. Бориса, то тут же отправилась за Урал, отыскала нужный лагерь и, представившись тётей осужденного, будучи на 25 лет старше своего духовного отца, выхлопотала длительное свидание. Приезжающие родственники осужденных обычно останавливались на дому у кого-нибудь из местных жителей, а потому освободившись от работ, заключённых отпускали на встречу к родне, притом иногда и на несколько дней.
После возвращения в Лениград, Мария Петровна ещё ни раз навещала о. Бориса в ссылке, а когда приехать не получалась то отправляла ему большие посылки с вещами и продуктами. После убийства в 1934 году Сергея Кирова, Мария Петровна сама была арестована по сфабрикованному делу членов Академии наук, по которому была лишена права проживания в Москве и Ленинграде, после чего выслана в город Орел, где к тому моменту уже находилась её знакомые по Азиатскому музею – Владимир Эберманом и его жена Ксения Ильина. В Орле зарабатывала себе на жизнь, выполняя договорные работы для Института Востоковедения Академии Наук СССР: реферировала и расписывала на карточки работы западных классиков китаеведения.
В 1935 году о. Борис Холчев был освобождён из заключения, и будучи уроженцем Орла, вернулся на родину, где жил на квартире у матери и сестры. Мария Петровна старалась помогать семье своего наставника физически, рублём, а иногда своими врачебными навыками. В 1938 году о. Борис по приглашению своих духовных чад, священника Фёдора Семененко с женой Александрой, решил переехать в Рыбинск, где снял небольшой домик и получил инвалидность, как страдающий ревматизмом, туберкулёзом и сильной близорукостью. Вслед за ним отправилась его сестра и наречённая "тётушка" Мария Петровна Лаврова, на чей доход от частных уроков по культурологии всем им приходилось выживать последующие 10 лет.
В 1948 году отец Борис решил выйти на открытое служение и отправился к епископу Ташкентскому Гурию (Егорову), который назначил его сначала штатным священником, а затем и настоятелем храма Преподобного Сергия Радонежского в Фергане. Вслед за своим наставником перебралась и Мария Петровна, ставшая к тому времени официальной келейницей старца, ей одной разрешалось входить в комнату батюшки в момент его отсутствия и наводить там порядок. Помимо уборки помещений урождённая дворянка занималась приготовлением пищи, стиркой и ремонтом одежды и прочей другой бытовой работой. В 1953 вслед за о. Борисом, ставшим настоятелем Ташкентского кафедрального собора, перебралась в Ташкент.
В 1955 году по примеру своего наставника, Мария Петровна приняла монашеский постриг с именем Марина в честь великомученицы Марины Антиохийской. В западной традиции христианства Марина Антиохийская до сих пор именуется Маргаритой, поэтому уже в русской традиции до 2000 года все девочки, имевшие имя Маргарита крестились в честь святой Марины. Племянница Марии Петровны, дочь родного брата, также была крещена в честь Антиохийской великомученицы, а потому Мария Петровна после пострига предпочитала именовать себя не Мариной, а Маргаритой, в память о своей племяннице, погибшей в советских лагерях в 1920-ых.
До конца своей жизни матушка Маргарита служила келейницей у старца Бориса, почти полностью ослепшего после 1957 года. По воспоминаниям современников, даже разменяв десятый десяток, инокиня Маргарита Лаврова сохраняла ясный ум и завидную энергичность: трудилась при кафедральном соборе, а также помогала паломникам, посещавшим архимандрита Бориса. Умерла матушка Маргарита в 1967 году, находясь на 97 году жизни, оставив попечение о своём наставнике другим его духовным детям. Вот только и сам о. Борис как-будто не смог существовать без помощи своей келейницы, старинного друга и духовно близкого собеседника; и в конце 1971 года сам отошёл ко Господу.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2